Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ЖИЛЕЦ»
(The Lodger)

США, 1943, 84 мин., ч/б, «20th Century Fox»
Режиссер Джон Брам, композитор Уго Фридхофер
В ролях Мерл Оберон, Джордж Сандерс, Сара Олгуд, Лэрд Крегар, Седрик Хардвик

В ту же самую ночь, когда совершено четвертое убийство женщины, приписываемое Джеку-потрошителю в квартале Уайт-Чапель в Лондоне, неизвестный хочет снять комнату, которую сдает старая чета Бартонов. Он говорит, что зовут его Слейд и добавляет, что его работа связана с анатомией и носит нерегулярный характер. Дом Бартонов кажется Слейду очаровательным из-за спокойной обстановки: «Это местечко как убежище». Когда миссис Бартон приносит Слейду блюда с едой, она замечает, что он поворачивает к стене все свои картины. Слейд узнает, что племянница Бартонов, Китти-артистка мюзик-холла в Королевском театре на Пикадилли. Китти приглашает Анну Роули, бывшую актрису, посетить ее дом после премьеры спектакля, чтобы удовлетворить манию старой женщины. Анна выглядит счастливой, но в этот же вечер оказывается пятой жертвой потрошителя. Загадочная личность и суетливые хождения взад-вперед Слейда вскоре будят подозрение миссис Бартон. Слейд знакомится с женихом Китти, инспектором полиции Джоном Уорвиком, который проводит расследование по поводу убийств женщин. Подозрения миссис Бартон увеличиваются, когда она узнает, что Слейд сжег свой кожаный чемоданчик, о котором сообщалось во всех газетах. Но мистер Бартон смотрит на это скептически: «Он делает это для того, чтобы его не беспокоили». Когда миссис Бартон приносит чай, Слейд рассказывает ей о своем брате. Тем временем полиция выходит на след убийцы, окружает весь квартал, но задержать потрошителя ей не удается. Этой ночью Китти видит Слейда, который сжигает свое пальто. «Оно испачкалось во время работы в лаборатории»-говорит он. Убежденная в его искренности, Китти защищает Слейда от подозрений своей тети. Оставшись один на один с Китти, Слейд говорит взволнованным голосом, что красота женщины может привести к трагедии. Теперь мистер Бартон разделяет подозрения своей жены. Они отправляются к Уорвику, который хочет проверить отпечатки пальцев их жильца. Уорвик обнаруживает портрет брата Слейда и вспоминает, что видел его в квартире первой жертвы. В Королевском театре на Пикадилли Китти исполняет свой номер. Слейд очарован ею, но испытывает отвращение от самого спектакля. После своего номера Китти находит его в своей гримерной. Слейд хватает ее за горло: «Я вас люблю и ненавижу все плохое, что есть в вас». Китти пытается вырваться и кричит. Прибегает Уорвик и стреляет в Слейда. Раненый исчезает под сводами арок. Окруженный полицейскими, Слейд бросается из окна дома в Темзу, но его тело так и не находят…
Это самая знаменитая экранизация приключений Джека-потрошителя, поставленная по роману Мари Беллок-Лоундес. Хотя она менее личная и отточенная, чем фильм Альфреда Хичкока и значительно менее оригинальная, чем картина Уго Фрегонезе. Немецкий режиссер Джон Брам блестяще использовал свой талант чтобы описать Лондон викторианской эпохи. Город выглядит то устаревшим, где видна печать экспрессионизма, то современным, как в фильме «Люди-кошки» (1942) Жака Турнера. Примечательна, например, сцена, когда миссис Бартон дает выпить воды своему жильцу, чтобы снять отпечатки пальцев. Освещение интересует Джона Брама в первую очередь, и он использует его более изысканно, чем перипетии сценария или персонажей. Другое достоинство фильма-это присутствие Лэрда Крегара («Кровь и песок», 1941; «Черный лебедь», 1942; «Небеса могут подождать», 1943), одного из самых патетичных и талантливых представителей голливудского кинематографа, умершего от сердечного приступа в 1944 году в возрасте 28 лет. Он выделяется из целого ряда персонажей, среди которых можно отметить Джорджа Сандерса («Человек, который мог делать чудеса», 1936; «Ребекка», 1940; «Сын Монте-Кристо», 1940; «Изображение Дориана Грея», 1945; «Странная женщина», 1946; «Призрак и миссис Муир», 1947; «Все о Еве», 1950; «Пока город спит», 1956; «С Земли на Луну», 1958; «Деревня проклятых», 1960; «Один шаг в ад», 1967; «Кремлевское письмо», 1970; «Психомания», 1971), полностью растратившего свой талант по пустякам. Сандерс родился в Санкт-Петербурге, а покончил жизнь самоубийством в возрасте 66 лет в Барселоне. Лэрд Крегар играет Джека-потрошителя неясно, не пускаясь в объяснения по поводу своего прошлого, не выглядя мстителем, женоненавистником и пуританином. Хотя карьера Крегара была очень короткой, ему удалось сняться в трех успешных фильмах: «Я проснулся от крика» (1941), где он сыграл детектива-убийцу, «Жилец» и «Сквер воспоминаний», вышедший в 1945 году уже после его смерти, также поставленный Джоном Брамом по сценарию Барри Линдона («Ночь имеет тысячу глаз», 1948; «Самое грандиозное представление на земле», 1952; «Война миров», 1953; «Завоевание космоса», 1955; «Омар Хайам», 1957; «Человек, который смог обмануть смерть», 1959)-сценариста и этого фильма. В своем последнем фильме Лэрд Крегар сыграл безумного композитора, подверженного приступам амнезии, вызываемой нестройными звуками пианино, которые приводят его к совершению убийств. Последний эпизод, где он играет на пианино посреди объятой пламенем комнаты остается одним из самых знаменитых в анналах готического ужаса. Мерл Оберон на следующий год вышла замуж за оператора картины Люсьена Балларда.