Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ЛЮТЕР»
(Luther)

Великобритания-Канада-США, 1974, 112 мин., «American Film Theatre/Ely Landau Organization Inc./Cinevision Ltee»
Режиссер Гай Грин, сценаристы Джон Осборн и Эдвард Анхальт
В ролях Стейси Кич, Хью Гриффит, Патрик Маги, Алан Бадель, Джулиан Гловер, Роберт Стивенс, Джуди Денч

Задавшись вопросом о том, как служение богу отцов католической церкви соответствует Священному Писанию, простой монах Мартин Лютер, увидел свет истины. Прибив свои ставшие достоянием истории «95 тезисов» к воротам собора в Виттенберге, он решительно осудил раздачу индульгенций, дававшую немалые доходы в церковную казну, и был объявлен еретиком и богохульником. Удалившись в изгнание, Лютер перевел Священное Писание на немецкий язык, чтобы простой народ смог получить прямой доступ к Слову Божьему. Тем временем, его последователи начали настоящую войну против католической церкви…
Мартин Лютер (1483-1546)-немецкий христианский богослов, бывший католический монах–августинец, инициатор Реформации, ведущий переводчик Библии на немецкий язык. Ключевой создатель протестантизма, именем которого названо одно из его крупнейших направлений-лютеранство. Один из создателей немецкого литературного языка. Лютер был рукоположен в католические священники в 1507 году. Со временем он пересмотрел свои взгляды и отверг некоторые важные элементы католического учения, в частности, учение об индульгенциях и учение о высочайшем религиозном авторитете папы Римского. В 1517 году Лютер публично обнародовал свои 95 тезисов, что привело к религиозному брожению сначала в Германии, а затем и по всей Европе, и фактически стало отправной точкой Реформации. Папа Римский Лев X (в 1520 году) и император Священной Римской империи Карл V (на Вормсском рейхстаге в 1521 году) потребовали от Лютера публично отречься от своего учения, но он отказался, после чего папа Римский отлучил его от церкви, а император объявил вне закона. Лютер учил, что спасение и, следовательно, жизнь вечная не зарабатываются добрыми делами, но принимаются только как безвозмездный дар благодати Божией через веру во Христа как в искупителя. Лютер также считал, что Библия является единственным источником богооткровенного знания, и выступил против привилегий духовенства, считая всех крещеных христиан святым священством, чем не только бросал вызов религиозному авторитету папы Римского и его епископов, но и фактически отрицал предшествующее священное предание. Лютер перевел Библию на народный немецкий язык, тогда как до этого она существовала лишь на латыни. Перевод Лютера впервые сделал Библию доступной для широких масс мирян, которые начали самостоятельно изучать и даже толковать библейские тексты. Переводческая деятельность Лютера также способствовала развитию единого стандарта литературного немецкого языка и привела к созданию переводов Библии на другие европейские языки, в частности, английского перевода, Библии Тиндейла. Мартин Лютер также был известен как автор христианских религиозных гимнов. Гимны, написанные Лютером, широко повлияли на дальнейшее развитие церковного пения в основных протестантских церквях. Брак Лютера, бывшего католического священника, с бывшей монахиней Катариной фон Бора, фактически отменил для протестантов существовавший (и до сих пор существующий) у католиков обязательный для духовенства целибат. Риторика Лютера была направлена не только против католиков, но и против иудеев, анабаптистов и нетринитарных христиан.
Мартин Лютер родился в семье Ганса Лютера (1459-1530)-крестьянина, перебравшегося в Айслебен (Саксония) в надежде на лучшую жизнь. Там он работал на медных рудниках. После рождения Мартина семья переехала в горный городок Мансфельд, где отец стал зажиточным бюргером. В 1525 году Ганс завещал своим наследникам 1250 гульденов, на которые можно было купить поместье с землями, лугами и лесом. В 1497 году родители отдали 14-летнего Мартина в францисканскую школу города Магдебурга. В то время Лютер и его друзья зарабатывали на хлеб пением под окнами набожных обывателей. В 1501 году по решению родителей Лютер поступил в Эрфуртский университет. В те времена бюргеры стремились дать своим сыновьям высшее юридическое образование. Но ему предшествовало прохождение курса «семи свободных искусств». В 1505 году Лютер получил степень магистра свободных искусств и начал изучать юриспруденцию. В том же году он вопреки воле отца поступил в августинский монастырь в Эрфурте. Есть несколько объяснений этого неожиданного решения. Согласно одному, причиной стало угнетенное состояние Лютера вследствие «осознания своей греховности». Согласно другому, однажды он попал в сильную грозу и впоследствии вступил в Августинский орден. За год до этого должность викария ордена получил Иоганн Штаупиц, впоследствии друг Мартина. В 1506 году Лютер принял монашеский обет. В 1507 году был рукоположен в священники. В 1508 году Лютера направили преподавать в новый Виттенбергский университет. Там он познакомился с работами блаженного Августина. Среди его учеников был Эразм Альберус. В 1508 г. определен на кафедру профессора философии в Виттенберге и вскоре после того получил звание проповедника. Лютер преподавал, а также учился для получения степени доктора теологии. В 1511 году Лютера послали в Рим по делам ордена. Поездка произвела на молодого богослова неизгладимое впечатление. Там он впервые увидел развращенность римско-католического клира. В 1512 году Лютер получил степень доктора теологии. После этого он занял должность преподавателя теологии вместо Штаупитца. Лютер постоянно ощущал себя в состоянии неопределенности и невероятной слабости по отношению к Богу, и эти переживания играли большую роль в формировании его взглядов. В 1509 году он читал курс о «Сентенциях» Петра Ломбардского, в 1513-15 годах-о псалмах, в 1515-16 годах-о послании к Римлянам, в 1516-18 годах-о посланиях к Галатам и к Евреям. Лютер кропотливо изучал Библию. Он не только преподавал, но и был смотрителем 11 монастырей. Он также проповедовал в церкви. Лютер говорил, что он постоянно пребывает в состоянии ощущения греха. Пережив духовный кризис, Лютер открыл для себя иное понимание Посланий апостола Павла. Он писал: «Я понял, что Божественную праведность мы получаем посредством самой веры в Бога и благодаря ей, тем самым милостивый Господь оправдывает нас посредством самой веры». При этой мысли Лютер, как он сказал, почувствовал, что он родился вновь и через открытые врата вступил в рай. Представление о том, что оправдание верующий получает благодаря своей вере в милость Бога, Лютер разработал в 1515-19 годах. 18 октября 1517 года папа Лев X выпустил буллу об отпущении грехов и продаже индульгенций в целях «Оказания содействия построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира». Лютер взорвался критикой роли церкви в спасении души, которая выразилась 31 октября 1517 года в 95 тезисах против продажи индульгенций. Тезисы были отправлены епископу Бранденбургскому и архиепископу Майнцскому. Стоит добавить, что выступления против папства были и раньше. Однако они носили другой характер. Возглавленные гуманистами выступления против индульгенций рассматривали проблему с точки зрения человечности. Лютер же критиковал догмы, то есть христианский аспект учения. Слух о тезисах распространился молниеносно, и Лютера вызвали в 1519 году на суд и, смягчившись, на Лейпцигский диспут, куда он явился, несмотря на расправу с Яном Гусом, и в диспуте выразил сомнение в праведности и непогрешимости католического папства. Тогда папа Лев X предал Лютера анафеме; в 1520 году буллу проклятия составил Пиетро из дома Аккольти (в 2008 году было объявлено, что католическая церковь планирует его «реабилитировать»). Лютер публично сжигает во дворе Виттенбергского университета папскую буллу Exsurge Domine об отлучении его от церкви и в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» объявляет, что борьба с папским засильем является делом всего немецкого народа. Император Карл V, поддерживавший папу, вызвал Лютера на Вормсский рейхстаг, где реформатор заявил: «Поскольку Ваше величество и вы, государи, желаете услышать простой ответ, я отвечу прямо и просто. Если я не буду убежден свидетельствами Священного Писания и ясными доводами разума-ибо я не признаю авторитета ни пап, ни соборов, поскольку они противоречат друг другу-совесть моя Словом Божьим связана. Я не могу и не хочу ни от чего отрекаться, потому что нехорошо и небезопасно поступать против совести. Бог да поможет мне. Аминь». Первые издания речи Лютера содержат также слова: «На сем стою и не могу иначе», но в документальных записях заседания этой фразы не было. Лютера отпустили из Вормса, поскольку ему предварительно была выдана императорская охранная грамота, но 26 мая 1521 года был издан Вормсский эдикт, осудивший Лютера как еретика. По пути из Вормса, вблизи деревни Эйзенах, придворные курфюрста Фридриха Саксонского по просьбе своего господина инсценировали похищение Лютера, тайно поместив его в замок Вартбург; некоторое время многие считали его погибшим. В замке Лютеру якобы являлся дьявол, но Лютер приступил к переводу Библии на немецкий язык, редактировать который ему помогал профессор теологии Виттенбергского университета Каспар Круцигер. В 1525 году 42-летний Лютер женился на 26-летней бывшей монахине Катарине фон Бора. В браке у них родилось шестеро детей. Студент Виттенбергского университета Георг фон Кюнхайм в 1555 году женился на младшей дочери Мартина Лютера Маргарите, которая умерла в Мюльхаузене в 1570 году и похоронена рядом с пятью детьми перед алтарем церкви. Во время Крестьянской войны 1524-26 годов Лютер выступил с резкой критикой бунтовщиков, написав «Против убийственных и грабящих орд крестьян», где назвал расправу с зачинщиками беспорядков «богоугодным делом». В 1526 г. он издал сочинение о немецкой обедне, сообразно с которым предприняты были учреждения и распорядки сначала в саксонском курфюршестве, а потом и в других странах. В 1529 году Лютер составляет Большой и Малый Катехизис, которые были положены во главу угла Книги Согласия. В работе Аугсбургского рейхстага 1530 года Лютер не участвовал, позиции протестантов на нем представлял Меланхтон. Лютер неоднократно появлялся в Йене. Известно, что в марте 1532 года он инкогнито останавливался в гостинице «Черный медведь». Через два года он проповедовал в городской церкви св. Михаила, выступая против убежденных противников Реформации. После основания «Салана» в 1537 году, ставшего впоследствии университетом, Лютер получил там широкие возможности для проповеди и призывов к обновлению церкви. В 1537 г. он составил Смалькальденские статьи. Последователь Лютера Георг Ререр (1492-1557) при своих посещениях Университета и библиотеки занимался редактированием трудов Лютера. В результате была издана «Иенская Библия Лютера», находящаяся в настоящее время в музее города. Написал в 1545 году книгу, которая на вормсском сейме была представлена саксонскими полномочными. Последние годы жизни Лютер страдал от хронических недугов. Он умер в Айслебене 18 февраля 1546 года. В 1546 году курфюрст Иоганн Фридрих I сделал заказ мастеру Генриху Циглеру из Эрфурта статую для могилы Лютера в Виттенберге. В качестве оригинала предполагалось использовать деревянную статую, созданную Лукасом Кранахом Старшим. Имевшаяся бронзовая доска на два десятилетия была на хранении в замке Веймара. В 1571 году средний сын Иоганна Фридриха передал ее в дар университету. Основополагающие принципы достижения спасения по учению Лютера: sola fide, sola gratia et sola Scriptura (только верой, только благодатью и только Писанием). Лютер объявил несостоятельным католический догмат о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между Богом и человеком. Единственным путем спасения души для христианина является вера, дарованная ему непосредственно Богом. Лютер заявил об отвержении авторитета папских декретов и посланий и призвал считать главным источником христианских истин не институциональную церковь, а Библию. Антропологический компонент учения Лютер сформулировал как «христианскую свободу»: свобода души не зависит от внешних обстоятельств, но исключительно от воли Бога. Одним из центральных и востребованных положений взглядов Лютера считается концепция «призвания». В противоположность католическому учению о противопоставлении мирского и духовного, Лютер полагал, что и в мирской жизни на профессиональном поприще осуществляется Божья благодать. Бог предназначает людей к тому или иному виду деятельности, вкладывая в них различные таланты или способности, и долг человека прилежно трудиться, исполняя свое призвание. В глазах Бога нет труда благородного или презренного. Труды монахов и священников, какими бы тяжкими и святыми они ни были, ни на йоту не отличаются в глазах Бога от трудов крестьянина в поле или женщины, работающей по хозяйству. Концепция «призвания» появляется у Лютера в процессе перевода фрагмента Библии на немецкий язык: «пребывай в труде (призвании) своем». Основной целью тезисов было показать, что священники не являются посредниками между Богом и человеком, они должны лишь направлять паству и являть собой пример истинных христиан. «Человек спасает душу не через Церковь, а через веру»-писал Лютер. Он выступает против догмата непогрешимости личности папы, что было ярко продемонстрировано в дискуссии Лютера со знаменитым богословом Иоганом Экком в 1519 году. Опровергая непогрешимость папы, Лютер ссылался на греческую, то есть православную, церковь, которая также считается христианской и обходится без папы и его безграничных полномочий. Лютер утверждал непогрешимость Священного Писания, а авторитет Священного Предания и соборов ставил под сомнение. Согласно Лютеру, «мертвые ничего не знают». Кальвин возражает ему в своем первом теологическом труде «Сон душ» (1534). Согласно Максу Веберу, лютеранская проповедь не только дала толчок Реформации, но и послужила одним из поворотных моментов в зарождении капитализма и определила дух Нового времени. В историю немецкой общественной мысли Лютер вошел и как деятель культуры-реформатор образования, языка, музыки. В 2003 году по результатам опросов общественного мнения Мартин Лютер стал вторым из самых великих немцев за всю историю Германии (первое место получил Конрад Аденауэр, третье-Карл Маркс). Лютер не только испытал влияние культуры Возрождения, но в борьбе с «папистами» стремился использовать народную культуру и многое сделал для ее развития. Большое значение имел выполненный главным образом Лютером перевод Библии на немецкий язык (1522-1542), в котором он утвердил нормы общенемецкого национального языка. В этой работе ему помогал его преданный друг и соратник Иоганн-Каспар Аквила. Антисемитизм Лютера понимают по-разному. Одни считают, что антисемитизм был личной позицией Лютера, не повлиял на его богословские взгляды и всего лишь выражением духа времени. Другие полагают, что взгляды Лютера оказали долгосрочное влияние на существование антисемитских настроений среди его последователей. В начале своей проповеднической деятельности Лютер, по всей видимости, не был антисемитом. В 1523 году он даже написал памфлет «Иисус Христос родился евреем». Однако, по мере развития Реформации, Лютер начал терять надежду на крупномасштабное обращение иудеев в христианство, и, возможно, поэтому с годами стал более нетерпимым по отношению к иудаизму, обрушиваясь на его приверженцев с той же резкостью, что и на анабаптистов, Цвингли и папу. В двух своих достаточно поздних работах Лютер выражал уже откровенно враждебные взгляды на иудаизм, и призывал к изгнанию всех евреев, отказавшихся креститься, и к сожжению их синагог. Иудеев Лютер осуждал, главным образом, за их антитринитаризм, то есть, за отрицание христианского догмата о Троице. Антисемитские призывы Лютера в XX веке вызвали симпатию Гитлера и его сторонников. Даже так называемую «Хрустальную ночь» нацисты называли празднованием дня рождения Лютера. Лютер хорошо знал историю и теорию музыки; его любимыми композиторами были Жоскен Депре и Л. Зенфль. В своих трудах и письмах он цитировал средневековые и ренессансные трактаты о музыке (трактаты Иоанна Тинкториса почти дословно). Лютер-автор предисловия (на латыни) к сборнику мотетов (разных композиторов) «Приятные созвучия…для 4 голосов», выпущенному в 1538 немецким издателем Георгом Рау. В этом тексте, неоднократно переиздававшемся в XVI веке (в том числе в немецком переводе) и получившем (позднее) название «Похвала музыке», Лютер дает восторженную оценку имитационно-полифонической музыке с основой на cantus firmus. Кто неспособен оценить Божественную красоту такой изысканной полифонии, «тот недостоин называться человеком, и пусть слушает, как кричит ишак и хрюкает свинья». Помимо того, Лютер написал предисловие в стихах «Frau Musica» к небольшой поэме Иоганна Вальтера (1496-1570), а также ряд предисловий к песенникам разных издателей, где излагал свои взгляды на музыку как исключительно важную, неотъемлемую составляющую обновленного культа. В рамках богослужебной реформы ввел общинное пение строфических песен на немецком языке, позже названных обобщенно протестантским хоралом: «Еще я хочу, чтобы у нас было как можно больше песен на родном языке, которые люди могли бы петь во время мессы, непосредственно после градуала и после Sanctus и Agnus Dei. Ибо несомненно, что изначально все люди пели то, что сейчас поет только хор клириков». Предположительно с 1523 года Лютер принял непосредственное участие в составлении нового обиходного репертуара, сам сочинял стихи (чаще пересочинял церковные латинские и светские прототипы) и подбирал к ним «благопристойные» мелодии-как авторские, так и анонимные, в том числе из репертуара римской католической церкви. Например, в предисловии к сборнику песен для погребения усопших (1542) он писал: «Мы ради доброго примера отобрали красивые мелодии и песни, использовавшиеся при папстве для всенощных бдений, заупокойных месс и погребений и напечатали некоторые из них в этой книжице, но снабдили их другими текстами, чтобы воспевать артикул о воскресении, а не чистилище с его муками и удовлетворением за грехи, в котором умершие не могут почить и найти успокоение. Сами песнопения и ноты католиков дорогого стоят, и было бы жаль, если бы все это пропало втуне. Однако нехристианские и несуразные тексты или слова должны уйти прочь». Вопрос о том, насколько велик персональный вклад Лютера в музыку протестантской церкви, на протяжении веков неоднократно пересматривался и остался дискуссионным. Некоторые церковные песни, написанные Лютером при активном участии Иоганна Вальтера, вошли в первый сборник четырехголосных хоральных обработок «Книжечка духовных песнопений». В предисловии к нему Лютер писал: «То, что пение духовных песен хорошее и богоугодное дело, очевидно всякому христианину, ведь не только пример пророков и царей Ветхого завета (которые славили Бога песнями и инструментальной музыкой, стихами и на всевозможных струнных инструментах), но и особый обычай псалмопения был известен всему христианству с самого начала. Поэтому для начала, чтобы поощрить тех, кто может сделать это получше, я вместе с несколькими другими авторами составил несколько духовных песен. Они положены на четыре голоса потому только, что я очень хотел, чтобы молодежь (которой так или иначе придется обучаться музыке и другим подлинным искусствам) обрела нечто, с помощью чего она могла бы отставить прочь любовные серенады и похотливые песенки и вместо них научиться чему-то полезному, и притом чтобы благо сочеталось со столь желанной для молодых приятностью». Хоралы, которые традиция приписывает Лютеру, вошли и в другие первые сборники (одноголосных) церковных песен протестантов, которые были напечатаны в том же 1524 году в Нюрнберге и в Эрфурте. Известнейшие хоралы, сочиненные самим Лютером-«Ein feste Burg ist unser Gott» и «Vom Himmel hoch, da komm ich her». Всего Лютеру приписывают сочинение около 30 хоралов. Стремясь к простоте и доступности богослужения, Лютер установил новое общинное пение строго диатоническим, с минимальным распевом (использовал преимущественно силлабику)-в противовес григорианскому хоралу, в котором много пышной мелизматики, требующей профессионализма певчих. Месса и службы оффиция (прежде всего вечерня с магнификатом), унаследованные от католиков, распевались как на стандартные латинские тексты, так и по-немецки. При этом заупокойную мессу и другие пышные ритуалы, которые практиковались католиками в богослужении об умерших, Лютер упразднил. Труды, важнейшие для понимания богослужебной реформы Лютера-«Формула мессы» и «Немецкая месса». В них даны 2 литургические формы (на латинском и немецком языках), которые не были взаимоисключающими: латинские песнопения могли совмещаться с немецким хоралом внутри одной службы. Богослужение полностью на немецком языке практиковалась в небольших городах и деревнях. В крупных городах, располагавших латинскими школами и университетами, макароническая протестантская месса была нормой. Лютер не возражал против использования в церкви музыкальных инструментов, в особенности органа.