Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«РУКА ДЬЯВОЛА»
(La Main Du Diable)

Франция, 1943, 82 мин., ч/б, «Tobis/Continental Films»
Режиссер и продюсер Морис Турнер, композитор Роже Дюма
В ролях Пьер Фресней, Жослин Гаэль, Жан Дэви, Луи Салу

Однажды вечером незнакомец появляется среди постояльцев горного отеля, находящегося недалеко от итальянской границы. Он носит с собой загадочный сундучок, с которым никогда не расстается. Встревоженный и раздраженный, он расспрашивает, где находится кладбище. На нем был построен этот отель. Появляются двое полицейских, разыскивающих маленького черненького человека, который, кажется, знает и боится нового постояльца. Во время ужина гаснет свет. Незнакомца зовут к телефону. Когда он возвращается к своему столу, то видит, что сундучок исчез. Он ужасно огорчен этой потерей и рассказывает свою историю ужинающим. Его зовут Роланд Бриссо. Он-парижский художник-неудачник, влюбленный в продавщицу Ирину. После одного ужина, когда Ирина оставила его без гроша, реставратор Мелисс предложил купить талисман. Отрезанную руку, находящуюся в сундучке, которая приносит ее обладателю счастье, славу и любовь. Но каждый владелец руки должен перепродать ее перед своей смертью за сумму меньшую, чем та, за которую купил, под страхом быть навечно проклятым. Роланд покупает руку за одно су, оставшееся у него. Ирина сразу становится вежливой и соглашается выйти за него замуж. Его картины, которые он подписывает Максимус Лео, начинают хорошо продаваться. Но вскоре перед ним начинает появляться маленький черненький человек и преследовать его. Это Дьявол, который считает, что душа Роланда принадлежит ему, потому что он никогда не сможет продать руку менее, чем за одно су. Дьявол предлагает Роланду взять руку обратно, но тогда его жизнь снова станет несчастной. Роланд сначала соглашается, но потом передумывает. Дьявол предлагает художнику возможность выкупить душу, но за сумму, которая удваивалась бы каждый день. Через три недели Роланду нужно достать более шести миллионов, чтобы получить душу обратно. Ирина находит деньги, но ее убивает маленький черненький человек. Роланд почти выигрывает необходимую сумму в казино Монте-Карло. Но снова прибывает человек в черном, и он все проигрывает. В отчаянии Роланд обращается к цепочке бывших владельцев руки. Те появляются перед ним: мушкетер короля, фальшивомонетчик, жонглер, иллюзионист, хирург, боксер и реставратор Мелисс. Они ничем не могут помочь художнику. Тогда он вызывает Максимуса Лео. Это имя, которое Роланд выбрал себе в качестве псевдонима, принадлежало монаху картезианского ордена пятнадцатого века. Его рука может исполнять всевозможные чудеса, ведь это именно та рука, которую украл маленький человек из могилы, где находился труп монаха. Максимус Лео говорит, что Дьявол не имеет права продавать что-либо, что ему не принадлежит и что договор, заключенный между ним и обладателем руки не имеет ценности. Душа Роланда спасена. Он возвращает руку монаху. Для того, чтобы его жизнь также была спасена, художнику нужно вернуть руку монаха в его могилу. Именно для этого он пришел в отель, ближайший к кладбищу, где был похоронен Максимус Лео. Его рассказ окончен. Роланд преследует человека в черном, пытаясь забрать у него сундучок. Они вступают в схватку. Роланд падает мертвый вместе с сундучком на могилу Максимуса Лео. Цикл завершен. Последний обладатель руки соединился с первым…
Один из редких шедевров короткого периода расцвета французского фантастического кино, пришедшего на сороковые годы. Навеянная Жераром Де Нервалем, эта демонологическая фантазия, поставленная на основе легенд, обнаружила у Мориса Турнера знаменитый талант рассказчика. Даже несмотря на то, что истории порой не хватает последовательности, связности и логичности, Турнер испытывает такое удовольствие, рассказывая ее, что оно становится заразительным и приводит зрителя в восторг. В драматическом плане основополагающее значение имеет встреча в отеле, где вполне достаточно было бы пяти или шести действующих лиц, в то время как авторы вводят около тридцати. Великий художник, каковым Морис Турнер был в эпоху немого кино, особенно проявился во всем блеске во время быстрой последовательной смены эпизодов, воскрешающих судьбы различных владельцев руки.