Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«МАТА ХАРИ»
(Mata Hari)

США, 1931, 90 мин., ч/б, «MGM»
Режиссер Джордж Фитцморис, сценаристы Бенджамин Глейзер, Лео Биринский и Дорис Андерсон
В ролях Грета Гарбо, Рамон Наварро, Льюис Стоун, Карен Морли, Эдмунд Бриз, Уилльям Бейли, Миша Ауэр, Бланш Фредеричи

Желающие узнать правду об экзотической танцовщице, казненной по обвинению в шпионаже в пользу немцев 15 октября 1917 года в ходе Первой мировой войны-этот фильм не для вас. Реальная Мата Хари в тот момент была женщиной средних лет, не самой красивой, многие годы занимавшейся шпионажем сразу для нескольких стран. Путь к информации она прокладывала всеми путями, в том числе и тем, что известен всем…
Действие фильма разворачивается в 1917 году во время Первой мировой войны. Танцовщица и немецкая шпионка Мата Харри-роковая красавица, гипнотизирующая мужчин своим очарованием. Она получает задания от человека по имени Андриани и, чтобы добывать необходимые сведения, использует согласно его инструкциям свое обаяние и становится любовницей генерала Шубина, русского военного атташе в Париже. Вскоре в нее влюбляется красавец-лейтенант Алексис Розанов, недавно прилетевший из России с секретным донесением. Мата отвечает ему взаимностью. Узнав, что Розанов располагает тем самым зашифрованным письмом, которое ей поручено раздобыть, она соблазняет лейтенанта и гасит в квартире свет, чтобы ее сообщники могли беспрепятственно и незаметно скопировать бумаги. Ситуация осложняется тем, что Андриани запрещает своим агентам иметь личную жизнь и мешать эмоции с делом. За нарушение этого правила он убивает Карлотту, которая тоже шпионила в пользу немцев, и инструктирует Мату продолжать отношения с Розановым, но не привязываться к нему. Затем на сцене появляется Дюбуа, глава французской разведки. Он убежден, что Мата Хари находится в Париже с единственной целью свести близкое знакомство с высокопоставленными военными и выведать для врага ценные сведения относительно передвижения французских войск. Он делится своими подозрениями с Шубиным и, надеясь, что ревность генерала поможет вывести танцовщицу на чистую воду, рассказывает о связи Маты с Розановым. План Дюбуа срабатывает, и Шубин набрасывается на Мату с ревнивыми обвинениями. Чтобы успокоить его подозрения, танцовщица показывает генералу секретные фотографии, которые выкрала у своего возлюбленного. Не поверив Мате, Шубин собирается звонить в посольство, чтобы организовать ее арест, но не успевает осуществить задуманное, так как Мата убивает его из пистолета. Затем Мата просит Розанова немедленно покинуть Париж и ради его же блага забыть о ее существовании. Сама она по приказу Андриани должна отправиться в Амстердам, так как ее парижская миссия оказалась провалена. Незадолго до ее отъезда самолет Алексиса разбивается, и Мата, несмотря на запрет шефа, спешит к нему в госпиталь. Там она клянется ослепшему из-за катастрофы Алексису, что никогда более не оставит его, но на выходе из госпиталя ее арестовывает Дюбуа. Чтобы уберечь любимого от допросов, она признается в убийстве Шубина и шпионаже. Мату судят и приговаривают к расстрелу. Затем ее навещает в тюрьме Алексис. Из-за слепоты он пребывает в уверенности, что камера Маты-больничная палата, а сама она находится на лечении и ждет операции. Напоследок, перед тем, как ее должны повести на казнь, Мата просит его не страдать слишком сильно, если во время операции она умрет…
Мата Хари (1876-1917), настоящее имя Маргарета Гертруда Зеле-исполнительница экзотических танцев и куртизанка фризского происхождения, подданная Нидерландов. В первое десятилетие XX века стала широко известна в Европе как танцовщица «восточного стиля». Во время Первой мировой войны занималась шпионской деятельностью в пользу Германии. Расстреляна по приговору французского суда за шпионаж в пользу противника в военное время. Судьбе Маты Хари посвящено множество документальных и художественных книг, фильмов и произведений других жанров.
Маргарета Гертруда Зелле родилась 7 августа 1876 года в Леувардене (Нидерланды) и была единственной дочерью и вторым ребенком из четырех детей Адама Зелле (1840-1910) и Антье ван дер Мелен (1842-1891). Адам был владельцем шляпного магазина. Кроме того, он сделал успешные инвестиции в нефтедобывающую промышленность и стал достаточно богатым, чтобы не скупиться на детей. Таким образом, до тринадцати лет Маргарета посещала только школы для высшего сословия. Однако в 1889 году Адам обанкротился и вскоре развелся с женой. Мать Маргареты умерла в 1891 году. Семья была разрушена. Отец отправил Маргарету к ее крестному в город Снек. Затем она продолжила свое обучение в Лейдене, собираясь стать воспитательницей детского сада, но когда директор училища начал открыто флиртовать с нею, ее оскорбленный крестный отец забрал Маргарету из этого учебного заведения. После нескольких месяцев она сбежала к своему дяде в Гаагу. 11 июля 1895 года в Амстердаме, 18 лет от роду, Маргарета вышла замуж за 39-летнего капитана Рудольфа Маклеода (1856-1928), голландца шотландского происхождения, с которым она познакомилась по объявлению. Они переехали на остров Яву (ныне Индонезия), там у них родились двое детей: сын Норман-Джон (1897-1899) и дочь Жанна-Луиза (1898-1919). Брак был полным разочарованием для обоих. Рудольф был алкоголиком. Кроме того, он вымещал все свои расстройства и неудовлетворенность жизнью на жене, которая была в два раза младше его и которую он обвинял в том, что его не продвигают по службе. Он также открыто содержал любовниц. Разочарованная Маргарета оставила его, временно переехав к ван Редесу-другому голландскому офицеру. В течение многих месяцев она интенсивно изучала индонезийские традиции, в частности, через свою работу в местной танцевальной группе. В 1897 году она впервые упомянула свой артистический псевдоним-Мата Хари, который по-малайски означает «солнце» («Мата»-глаз, «Хари»-день, дословно-«глаз дня») в одном из писем к родственникам в Голландии. После настойчивых уговоров Рудольфа Маргарета вернулась к нему, хотя его агрессивное поведение не изменилось. Она по-прежнему пыталась забыться, изучая местную культуру. Их сын Норман умер в 1899 году, вероятно, от осложнений сифилиса, которым заразился от родителей, хотя семья утверждала, что он был отравлен прислугой. Некоторые источники утверждают, что Рудольф Маклеод чем-то обидел и наказал мужа служанки, которая у них работала, в ответ супруг служанки приказал жене отравить детей Рудольфа и Маргареты. Служанка послушалась мужа, отравив детскую пищу. Это не составило ей труда, поскольку она имела доступ ко всему дому, в том числе-к кухне и еде. Мальчик умер не сразу, в страшных мучениях, а девочка выжила. Некоторые утверждали, что это чудо, другие ссылались на сильный иммунитет, но до сих пор неясно, как она смогла выжить, если оба ребенка ели одну и ту же отравленную пищу. Пара развелась в 1903 году, после возвращения в Голландию, причем Рудольф отобрал у жены право на воспитание дочери, которая умрет в возрасте 21 года (скорее всего, также от осложнений сифилиса). Оказавшись в бедности, Маргарета Зелле отправилась зарабатывать средства на жизнь в Париже. Сначала она выступала как цирковая наездница под именем «леди Греша Маклеод». С 1905 года начинается ее громкая слава как танцовщицы «восточного стиля», выступавшей под псевдонимом Мата Хари. Некоторые ее танцы представляли собой нечто близкое к современному стриптизу, тогда еще непривычному для западного зрителя: в конце номера (исполнявшегося перед узким кругом ценителей на сцене, усыпанной лепестками роз) танцовщица оставалась почти полностью обнаженной (по легенде, «так было угодно Шиве»). Сама Мата Хари претендовала на воспроизведение настоящих священных танцев Востока, якобы знакомых ей с детства, а также мистифицировала собеседников разными другими небылицами романтического характера. Так, танцовщица утверждала, что она экзотическая принцесса (или дочь короля Эдуарда VII и индийской княжны), что у нее есть конь, который позволяет ездить на себе только своей хозяйке, что она воспитывалась на Востоке в монастыре. В начале XX века, в период обостренного интереса к Востоку, к балету (в качестве примера можно привести карьеру Айседоры Дункан) и эротике, Мата Хари имела большой успех в Париже, а затем и в других европейских столицах. Трудное детство, жестокость мужей, насилие, финансовые трудности и унижения в танцевальной среде привели к печальному положению куртизанки, ей интересовались, обрабатывали и склоняли к связи ряд высокопоставленных военных, политиков и других влиятельных лиц во многих странах, включая Францию и Германию. Несмотря на дорогие подарки, которые она получала от мужчин, Мата Хари испытывала финансовые сложности и много раз брала в долг. Также ее страстью была карточная игра, помогающая отвлечься, на которую, возможно, и уходили ее деньги. Во время Первой мировой войны Нидерланды оставались нейтральными, и, будучи голландской подданной, Маргарета Зелле могла ездить из Франции на родину и обратно. Страны были разделены линией фронта, и дорога Маты Хари пролегала через Испанию (где была активна немецкая резидентура) и Великобританию. Ее перемещения привлекли внимание союзной контрразведки. По-видимому, Мата Хари была немецкой шпионкой еще задолго до войны, точные причины и обстоятельства ее вербовки до сих пор неизвестны. В 1916 году у французской контрразведки появились первые указания на ее причастность к работе на Германию. Узнав об этом, Мата Хари сама явилась во французские спецслужбы и предложила свои услуги им, случайно назвав, между прочим, имя одного из своих любовников, хорошо известного ее собеседникам как немецкого агента-вербовщика. В итоге французы отправили ее в начале следующего года с незначительной миссией в Мадрид, и подозрения в шпионаже окончательно подтвердились: был перехвачен радиообмен немецкого агента в Мадриде с центром, где тот указал, что перевербованный французами агент H-21 прибыл в Испанию и получил от немецкой резидентуры указание вернуться в Париж (есть вероятность, что радиоперехват был специально рассекречен немецкой стороной, чтобы избавиться от двойного агента, выдав его противнику). 13 февраля 1917 года Мата Хари, тотчас же по возвращении в Париж, была арестована французской разведкой и обвинена в шпионаже в пользу противника в военное время. Суд над ней начался 24 июля и проходил при закрытых дверях. Ей инкриминировалась передача противнику сведений, приведших к гибели нескольких дивизий солдат (сами материалы суда до сих пор засекречены, однако некоторые сведения проникли в печать). На следующий день нидерландская подданная Маргарета Зелле была признана виновной и приговорена к смертной казни. Перед казнью, когда Мата Хари находилась под стражей, ее адвокат пытался вызволить ее и снять все обвинения. Была подана апелляция-безрезультатно. Тогда адвокат подал прошение о помиловании президенту, однако Р. Пуанкаре также остался неумолим. Смертный приговор остался в силе. В камере, где она провела последние дни своей жизни, адвокат предложил ей сказать властям, что она беременна, тем самым отсрочить свой смертный час, но Мата Хари отказалась от лжи. В то утро за ней пришла стража, попросила одеться-женщина была возмущена тем, что казнить ее будут утром, не накормив завтраком. Завтрак был немедленно подан. Пока она готовилась к казни, гроб для ее тела уже был доставлен в здание. Расстрел был произведен 15 октября 1917 года на военном полигоне в Венсене. После казни начальник расстрельной команды подошел к телу и для верности выстрелил из револьвера в затылок. Тело Маты Хари не было востребовано никем из ее родственников, поэтому было передано в анатомический театр. Ее голова была забальзамирована и сохранена в Музее анатомии в Париже. Однако в 2000 году архивариусы обнаружили, что голова исчезла. По мнению специалистов, пропажа могла произойти еще в 1954 году, когда музей переехал. Отчеты, датированные 1918 годом, показывают, что музей получил также остальные части тела Маты Хари, но отчетов об их точном местонахождении не сохранилось. Большинство историков считает, что вред от деяний Маты Хари (то есть эффективность ее как разведчицы) был сильно преувеличен-едва ли сведения, реально добытые ею (если таковые вообще имелись), представляли серьезную ценность для той или иной стороны. Подполковник британской и голландской контрразведок Орест Пинто считает, что «Мата Хари, безусловно, завоевала громкую славу. В глазах публики она стала олицетворением очаровательной женщины-шпионки. Но Мата Хари была глупым экспансивным созданием. Если бы ее не казнили, она не прослыла бы мученицей и никто бы даже не слышал о ней». Историк Е. Б. Черняк акцентировал внимание на связях Маты Хари с представителями французской военной и политической элиты, опасность огласки которых могла стать мотивом вынесения ей смертного приговора. Бюджет фильма составил 560 тысяч долларов.