Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ЧУДЕСНЫЙ ВИЗИТ»
(La merveilleuse visite)

Франция-Италия, 1974, 100 мин., «Mandala-Film/Office de Radiodiffusion Television Francaise/Paris-France-Films»
Режиссер и сценарист Марсель Карне по Герберту Уэллсу, сценарист Дидье Декойн
В ролях Жилль Коллер, Дебра Вергер, Ролан Лезаффр, Люсьен Барджон, Патрик Браун, Уилльям Бергер

Мы представляем себе ангелов на небесах, а ангелы-представляют себе людей на Земле…
Весьма показательна неутешительная трансформация, происшедшая с течением времени в творчестве замечательного французского режиссера Марселя Карне. Если сопоставить, например, его великолепную ленту 1942 года «Вечерние посетители» и довольно беспомощную картину 1974 года «Чудесный визит» (перекличка есть уже в названиях!), снятую Карне уже в 65-летнем возрасте, то тема провоцирующего проникновения внеземных и как бы бесполых сил, которые вносят смятение в умы, а прежде всего-в чувства людей, все-таки ориентированных на противоположный пол, решается с абсолютно несхожими результатами. «Вечерние посетители»-высокая философско-поэтическая и символическая драма о торжествующей любви, над которой не властен и сам Дьявол. А «Чудесный визит»-худосочная и маловразумительная история (хоть она и основана на сюжете второго по счету романа знаменитого английского фантаста Герберта Уэллса) пришествия в мир красивого юноши по имени Жан, которого современные жители французской деревушки не пожелали принять за Ангела Господнего. И этот фильм поневоле начинает восприниматься в гомоэротическом плане, тем более что и сам Марсель Карне имел, по ряду сведений, подобные склонности в своей жизни (в частности, называлось в связи с ним имя актера Ролана Лезафра, который был младше на 18 лет и играл в ряде лент Карне еще в 40-50-е годы, а в «Чудесном визите» появился в роли Менара).
Прошедший практически незамеченный прощальный фильм великого французского режиссера, снятый на прекрасном бретанском побережье страны. Пара жителей местного небольшого городка-пастор и ученый-находят на берегу бездыханным тело молодого человека, прекрасного своим образом. Приведя его к жизни, они узнают, что он попал сюда…с неба. Занятно, что как раз пастор отказывается верить в божественное происхождение молодого человека, которого они называют для простоты Жаном, тогда как его друг ученый с восторгом принимает его ангельскую природу. Какое-то время спустя они пытаются ассимилировать Жана в местное общество, благо тот говорит только о хорошем, а также прекрасно играет на скрипке. Но есть и некоторые моменты, которые не позволяют некоторым односельчанам принять Жана за своего-тот не является частью слаженного коллектива, предпочитая «играть соло», а его общение с женским полом приводит к ревности отдельных людей, которые вскоре настраивают и все население против паренька. Неожиданный и, безусловно, чудесный визит практически бесполого ангельского существа заканчивается трагической и жестокой расправой сексоцентрических землян. Фильм, который с одной стороны, довольно сильно отличается от того, что делал Карне в позднем периоде своего творчества, с другой стороны весьма громко перекликается с его золотым наследием. Более тонких и элегантных оттенков «поэтического реализма» он не добивался с той самой поры, как расстался с верным соратником сценаристом Жаком Превером. Сама история имеет подобное же ощущение скорее философской притчи и даже сказки для взрослых. Есть тут и сверхъестественные силы, только если в «Вечерних посетителях» представители сил зла пробудили в людях любовь, то теперь ангел вызвал у людей ненависть, зависть и стремление убить. Все тоже пролегло посредством романтических дорожек, только в обратную сторону. Природа человеческой эротичности просто не способна воспринимать саму идею чистых отношений, далеких от секса и гендерного разделения, а непонимание в толпе всегда вызывает тягу к насилию. Примерно таким образом растеклась реакция относительно вопроса о сексуальной ориентации самого режиссера, что, может и было бы справедливо, только вот вряд ли уместно в рамках данной работы. Снятый по знаменитой книге Герберта Уэллса фильм требовал на главную роль кого-то экстраординарного по красоте и невинности. Карне не смог найти во всей Франции никого, кто бы подходил на эту роль, и нашел только в Риме молодого американского артиста Хирама Келлера, который работал в основном в Европе и засветился у Феллини в «Сатириконе». Впрочем, несмотря на невероятную красоту парня, она у него была несколько неангельская, да и учить французский он не собирался, так что, Марсель Карне обратился к услугам неизвестного французского паренька Жилля Коллера, запустив ему актерскую карьеру. Непросто было и во время самих съемок, которые начались еще и с опозданием из-за постоянных споров с продюсерами. Но и после того, как начали снимать, проблемы не прекратились-капризная погода, постоянные забастовки, усложняли и без того амбициозный проект, который подразумевал под собой сцены в разных концах побережья и обилие натурных съемок. В результате, яркое пламя, которое задумывал режиссер, оказалось под слоем теплой золы, фильм приняли скорее прохладно и о таланте автора забыли даже те, кто еще о нем понял. Карне понял, что больше мир кино его принимать не хочет и оставил попытки, перейдя на работу скорее офисную и чиновничью.