Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«МИХАИЛ СТРОГОВ»
(Michel Strogoff)

Франция-Германия, 1926, 168 мин., ч/б, немой, «Cine France/Deulig Europa-Produktion/Films de France»
Режиссер Виктор Туржанский по Жюлю Верну, сценаристы Борис де Фаст и Иван Мозжухин
В ролях Иван Мозжухин, Натали Кованко, Тина Меллер, Жанна Бриндо, Владимир Гайдаров, Ачо Чакатуни

Михаил Строгов-курьер на службе у царя Александра II. Когда татарский хан Феофар, могущественный правитель Средней Азии, поднимает восстание на востоке Сибири, Строгов по поручению царя отправляется в Иркутск. Задача Строгова-предупредить губернатора Иркутска, родного брата царя, о готовящемся против него заговоре и государственной измене Ивана Огарева…
Михаил Петрович Строгов-курьер на службе у царя Александра II. Когда татарский хан Феофар, могущественный правитель Средней Азии, поднимает восстание на востоке Сибири, Строгов по поручению царя отправляется в Иркутск. Задача Строгова-предупредить губернатора Иркутска, родного брата царя, о готовящемся против него заговоре и государственной измене Ивана Огарева. По пути он встречает Надежду Васильевну Федорову, Гарри Блоунта-репортера английской газеты-и журналиста французской газеты Алсида Жоливе. Блоунт и Жоливе едут почти той же дорогой, что и Михаил, постоянно разъезжаясь и встречаясь по пути. Вскоре Михаил и Надя попадают в плен к возглавляемому Иваном Огаревым отряду татар. Их обвиняют в шпионаже. По приговору хана Феофара Михаила в соответствии с татарскими законами ослепляют, проведя ему по глазам раскаленной саблей (в конце оказывается, что благодаря счастливой случайности зрение у Михаила все же сохранилось). Вскоре Наде и Михаилу удается бежать, и они с помощью одного из сибирских крестьян добираются до Иркутска, где успевают предупредить губернатора. Российские войска наносят поражение Феофар-хану. Михаил в схватке убивает предателя Ивана Огарева. В заключении Михаил и Надя женятся…
Приключенческий роман Жюля Верна, написанный в 1874-75 годах, печатался в виде фельетона на страницах журнала Magasin d’eucation et de recreation с января по декабрь 1876 года. 25 ноября того же года вместе с рассказом «Драма в Мексике» выпущен отдельным изданием у П.-Ж. Этцеля с шестью иллюстрациями Жюля Фера. У романа нет исторической основы. Некоторые исследователи считают, что под именем Феофар-хана Жюль Верн описал Кенесары-хана, который действительно поднимал восстание против российских властей в 1840-х годах. Однако восстанием Кенесары Касымова была охвачена территория Казахстана. В романе же восставшие захватывают всю Сибирь от Урала до Иркутска. Хотя в романе описываются события, современные его написанию, они представляют собой весьма вольные фантазии по довольно отдаленным поводам (в 1875 году в Ходженте в самом деле вспыхнуло восстание против российской власти, но от Сибири это более чем далеко). Ближе всего книга стоит к появившемуся несколько позднее «руританскому» поджанру приключенческого романа, где действие перенесено не в Восточную Европу, а в зауральскую Россию. Жюль Верн описывает татарское нашествие на Сибирь, однако под татарами имеет в виду не казанских или сибирских татар, а среднеазиатские народы (узбеки, таджики). Актуальность романа была в том, что в то время Российская империя проводила по отношению к Средней Азии активную внешнюю политику и, по мнению автора, нашествие было ответом на экспансию России. Во время написания романа, в 1876 году Россия ликвидировала Кокандское ханство и взяла под протекторат Хивинское ханство. Издатель Жюля Верна Пьер-Жюль Этцель был встревожен возможными неприятностями из-за того, что публикация романа совпала с ответственным моментом в российско-французских государственных отношениях. Он прибегнул к серии консультаций с представителями России, в том числе с писателем И. С. Тургеневым. Отвечая на замечания издателя, Жюль Верн писал: «В ваших пометках есть много ценного. Я все приведу в порядок, но после того, как получу замечания от Тургенева». Этцель показал набранный текст Тургеневу. Тургенев сделал ряд замечаний и поправок, в частности, в описании татарского нашествия, которое Жюль Верн впоследствии переработал. Этцель, однако, не удовлетворился этим и потребовал от Жюля Верна исключить все подробности, которые могли бы как-то связать действующих лиц с настоящим моментом в истории России. Тем не менее, в отличие от многих других романов Жюля Верна, в России роман был переведен и издан с более чем 20-летней задержкой.
Виктор Туржанский (1891-1976)-русский кинорежиссер, эмигрировавший после коммунистической революции 1917 года и работавший во Франции, Германии, США, Великобритании и Италии. Вячеслав Константинович Туржанский родился 4 марта 1891 года в Киеве. Изучал живопись и историю искусств. В 1911 году он переехал в Москву и учился актерскому мастерству у Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко. В 1912-14 годах Туржанский работал у Александра Ханжонкова. Дебютировал в кино как актер в «Трагедии перепроизводства» (1912), снялся в «Братьях» (1913) режиссера Петра Чардынина и в ряде других немых фильмов. В 1914-19 годах работал в Ялте на Иосифа Николаевича Ермольева, владельца одной из самых успешных российских компаний немого кино. В то время Туржанский снял в России более двадцати немых фильмов. Туржанский ужасно страдал от потери своего имущества после коммунистической революции 1917 года. Однако он продолжал работать в Ялте с Ермольевым до конца 1919 года. Туржанскому удалось сохранить несколько рулонов своих немых фильмов, которые он взял на борт греческого парохода «Пантера» в феврале 1920 года. Он покинул Россию вместе со своими партнерами по кинокомпании «Ермольев»: актерами Иваном Мозжухиным, Николя Колиным и Николя Римским, актрисой Натали Лисенко, его женой Натали Кованко, оператором Николаем Топорковым и продюсером Иосифом Николаевичем Ермольевым. Они вместе эмигрировали в Париж и основали русско-французскую кинокомпанию. В Париже Туржанский сменил имя на Виктор и продолжил сотрудничество с русскими продюсерами Александром Каменкой и Иосифом Ермольевым. В 1920-30-х годах он также сотрудничал с продюсером Грегором Рабиновичем и снимал фильмы для различных французских, британских и немецких студий. Туржанский часто снимал свою жену, российскую актрису Натали Кованко. Она снялась в четырнадцати его фильмах, снятых в России и Европе. В конце концов, Туржанский расстался с Натали Кованко, а позже она вернулась в Советский Союз. Между Первой и Второй мировыми войнами Туржанский снял более тридцати французских, британских, американских и франко-немецких фильмов. Он сотрудничал с режиссером Абелем Гансом над новаторским фильмом «Наполеон» (1927). В 1927 году Туржанский приехал в Голливуд. Там с 1927 по 1930 год он работал в студии «Метро-Голдвин-Майер», где воссоединился со своим бывшим учителем Владимиром Немировичем-Данченко, приехавшим из России. Туржанский был сорежиссером оскароносного фильма «Буря» (1928), хотя в титрах не указан. В Голливуде Туржанского наняли режиссировать фильм «После полуночи» (1927), но он поставил под сомнение талант Нормы Ширер, упомянув, что у «королевы MGM» был косоглазый взгляд, не зная, что она собиралась выйти замуж за Ирвинга Тальберга, могущественного продюсера MGM. Туржански был уволен из проекта, и его отправили одним из режиссеров вестерна «Авантюрист» (1928) в негостеприимной пустыне Мохаве. После того, как он несколько недель мучился, работая в песчаной, ветреной и жаркой пустыне и решая нервные логистические проблемы, Туржанский не добился того результата, которого хотел для фильма. Он разочаровался и был недоволен и никогда не хотел снимать еще один голливудский фильм. Вернувшись в Париж, Туржанский открыл собственный офис и вновь зарекомендовал себя во франко-русском кино-сообществе. Он неустанно привлекал инвесторов для своих новых проектов, налаживая связи с интеллектуалами и бизнесменами самого разного происхождения, в том числе с известными русскими эмигрантами в Париже, такими как Александр Куприн и Евгений Замятин, а также с французскими, немецкими и британскими продюсерами. В конце концов, его настойчивость и решительность принесли успешные результаты. В 1931 году Туржанский заметил на террасе Cafe de la Paix неизвестную 21-летнюю Симону Симон. Он сделал ее известной актрисой после их первого совместного фильма Le chanteur inconnu (1931). Туржанский и Симон снова работали вместе в картине «Очи черные» (1935). В 1936 году он был принят на работу в UFA-Film и переехал в Потсдам-Бабельсберг, затем в Мюнхен. Там он проработал всю оставшуюся жизнь кинорежиссером и продюсером. Туржанский добился успеха в комедии «Чернобурка» (1938) с участием шведской актрисы Зары Леандер, которая, по слухам, была контролируемым Советским Союзом агентом и любовницей Адольфа Гитлера. У самого Туржанского было несколько личных встреч с рейхсканцлером в конце 1930-х годов, и его вызывали для создания нескольких пропагандистских фильмов, таких как Feinde (1940). Как следствие, пострадала его репутация среди космополитического кино-сообщества. После Второй мировой войны он жил в Мюнхене и работал на различных киностудиях с разными результатами. Его последний фильм, снятый в нацистской Германии, криминальная драма «Восточный экспресс» (1944), вышел на экраны уже после войны. В 1950 году он снял фильм «Der Mann, der zweimal leben wollte» (1950) с участием известной русской актрисы-эмигрантки Ольги Чеховой. Позже Туржанский снял исторические эпические фильмы, такие как Erode il grande (1959), I battellieri del Volga (1959), I cosacchi (1960) и La donna dei faraoni.(1960), некоторые из которых считались его лучшими работами. В 1950-60-х годах он зимовал в Италии и работал там продюсером и сценаристом под художественным именем Арнальдо Дженоино. Виктор Туржанский умер 13 августа 1976 года в Мюнхене.