Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ПОЛУНОЧНЫЙ ЭКСПРЕСС»
(Midnight Express)

Великобритания-США, 1978, 121 мин., «Columbia»
Режиссер Алан Паркер, сценарист Оливер Стоун, композитор Джорджио Мородер
В ролях Брэд Дэвис, Ирен Миракл, Рэнди Куэйд, Бо Хопкинс, Паоло Боначелли, Джон Херт

1970 год. Молодой человек Билли Хейес решает вывезти из Турции два килограмма гашиша обычным пассажирским рейсом. Но его арестовывают на таможне. Суд Стамбула приговаривает незадачливого контрабандиста к чрезвычайно строгому наказанию: тридцати годам тюрьмы. Надежды Хейеса на снижение срока связаны лишь с просьбами его адвоката, членов его семьи и представителей американского посольства. Но пять лет спустя Хейеса начинают посещать мысли о побеге, который в тюрьме называют «полночный экспресс»…
Хотя фильм и поставлен на основе реальных событий, все они описаны лично Билли Хейесом после своего освобождения из тюрьмы Стамбула, поэтому преувеличены и приукрашены. На главную роль претендовали Ричард Гир и Джон Траволта. Сам исполнитель главной роли Брэд Дэвис имел проблемы с наркотической зависимостью в момент съемок фильма. Хотя действие картины разворачивается в Турции, власти страны не дали разрешение на съемки, поэтому снимать пришлось на Мальте. После выхода фильма в прокат турецкое правительство было возмущено изображением в нем своей страны. Естественно, фильм был запрещен для проката в Турции. Лишь в 1992 году его показали на частном телеканале «HBB». Первый фильм в истории, получивший «Оскар» за лучшую музыку, полностью написанную на синтезаторе. В сцене, где Дэвис откусывает язык своего товарища, члены съемочной группы были так возмущены, что покинули съемочную площадку, оставив Паркера снимать наедине с двумя актерами. В этой сцене во рту Дэвиса был язык свиньи. В сценарии Оливера Стоуна был описан побег Хейеса через горы, но маленький бюджет фильма не позволил снять эти сцены. В сцене в аэропорту таможенник должен был говорить по-турецки, но он забыл слова, поэтому говорил текст на родном мальтийском. Это были самые трудные съемки в карьере Алана Паркера. Они заняли 53 дня съемок при шестидневной рабочей неделе. Чтобы лучше вжиться в роль, Джон Херт действительно практически не мылся весь съемочный период, и от него по-настоящему воняло так сильно, что коллеги избегали приближаться к нему без необходимости. Продюсер Дэвид Путнам был разочарован реакцией зрителей на некоторые сцены во время показа картины в Нью-Йорке, где зрители смеялись и шутили вместо того, чтобы сопереживать героям. Сцена, когда полицейские обыскивают пассажиров перед посадкой в самолет, была еще одной попыткой показать Турцию как полицейское государство. На самом деле это было последствием того, что за месяц до событий, показываемых в фильме (6 октября 1970 года) было угнано и взорвано четыре пассажирских лайнера. В конце фильма Хейес убивает начальника стражи Хамиду, толкнув того в кучу белья, где он напарывается на прут. В реальности начальника стражи убил недавно вышедший на свободу преступник, когда он заметил, как Хамиду в кафе пьет чай и выстрелил в него восемь раз. При бюджете в 2, 3 миллиона долларов картина в прокате США собрала 35 миллионов. Картина получила «Оскар» за лучшую музыку и сценарий, а номинировалась за лучший монтаж, режиссуру, актера второго плана (Херт) и как лучший фильм года. Британская киноакадемия наградила фильм своим призом «BAFTA» за лучшую режиссуру, монтаж и актера второго плана (Херт), а номинировала за лучшего актера (Дэвис) и как лучший фильм года. На Каннском кинофестивале картина номинировалась на «Золотую пальмовую ветвь». Картина удостоилась «Золотого глобуса» за лучшую музыку, сценарий, актера второго плана (Херт), актера-дебютанта (Дэвис), актрису-дебютантку (Миракл) и как лучший фильм года, а номинировалась за лучшую режиссуру.