Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«Я, ПЬЕР РИВЬЕР, ЗАРЕЗАЛ СВОЮ МАТЬ, СЕСТРУ И БРАТА»
(Moi, Pierre Riviere, ayant egorge ma mere, ma soeur et mon frere...)

Франция, 1976, 130 мин., «Films de l'Arquebuse/Institut National de l'Audiovisuel/Polsim Production»
Режиссер Рене Аллио по Мишелю Фуко, сценаристы Паскаль Боницер и Жан Журдей
В ролях Клод Эбер, Жаклин Мильер, Анник Жеан, Эмили Лихоу, Николь Жеан, Жак Дебари, Мишель Амфу

Фильм представляет собой разбор дела Пьера Ривьера, выяснения обстоятельств и причины его чудовищного поступка…
Фильм основан на реальном событии. 3 июня 1835 года Пьер Ривьер, молодой человек двадцати лет, перерезает горло своей матери, сестре и младшему брату в норманнской деревне. Он убегает, укрывается в лесу и, зайдя в город, его никто не узнает. В конце концов, его задерживают в деревне. Едва посадив в камеру, он начинает писать настоящую автобиографию, в которой объясняет причины своего поступка: ведомый Богом, он хотел избавить отца от мук, которые причиняла ему жена. Он был приговорен к смертной казни, а затем помилован королем Луи-Филиппом. Он повесился в своей камере в 1840 году. Рене Аллио был вдохновлен работой философа Мишеля Фуко, опубликованной в 1973 году, в которой собраны свидетельства молодого отцеубийцы. В фильме Пьер Ривьер рассказывает о своей жизни. Фильм снят в Орне, в нескольких километрах от исторических мест действия драмы. За исключением нескольких редких профессиональных актеров, его интерпретируют, в том числе и для главных ролей, местные непрофессиональные актеры, с которыми Рене Аллио столкнулся во время своей театральной деятельности. Была снята сцена с участием самого Фуко, но она была вырезана в монтаже…
Пьер Ривьер-молодой крестьянин, чье убийственное безумие породило одну из первых попыток научного клинического объяснения преступления. Родился 24 января 1815 года в Курводоне, он покончил жизнь самоубийством в своей камере в тюрьме Болье в Кане 20 октября 1840 года. Пьер Ривьер родился в Нормандии. Он старший из братьев и сестер. Его мать после рождения второго ребенка Виктории теряет к нему интерес. Супруги живут в местечке под названием Фоктри, в коммуне Оне-сюр-Одон, расположенной недалеко от Кана. Супружеская чета разрывается. Мать оставляет мужа и Пьера, чтобы вернуться к родителям в Курводон с дочерью Викторией. Эта первая разлука сильно обеспокоит Пьера Ривьера, которому всего четыре года. Непонятным образом, бросив сына, через год его мать подала в суд, чтобы восстановить над ним опеку. Очень привязанный к отцу, Пьер обеспокоен борьбой родителей, его поведение становится странным. Несмотря на разлуку, пара продолжает видеться, и у них рождаются новые дети: Эме, Проспер и Джин. В 1825 году, когда Пьеру было десять лет, мать выгнала его из дома вместе с младшей сестрой Эме. Теперь они будут жить со своим отцом. Два года спустя мать, которую автор описывает как истеричную, избавляется от Проспера, умственно отсталого человека, доверив его также своему отцу. После рождения последнего сына, Жюля, именно Жану придется оставить свою мать, чтобы уйти и жить с отцом. Пьера описывают как неуклюжего подростка с руками, но обладающего потрясающей памятью. Он страдает от того, что видит своего отца несчастным из-за матери. Если пара живет раздельно, по закону они все равно состоят в браке. Отец разоряется, чтобы заплатить долги жены, приказы мирового судьи обязывают его к этому. В 1834 году Жан умер от менингита в доме своего отца. На глазах у Пьера его мать угрожает мужу смертью. Преисполненная решимости отомстить, она затем полностью отпускает, берет долг за долгом и отправляет кредиторов к своему мужу, у которого больше нет ни копейки. Отчаявшийся муж пытается повеситься. Затем Джастис приказывает жене вернуться в супружеский дом, в Фаутри. Атмосфера становится ядовитой, Пьер становится на сторону отца и хочет его защитить. 3 июня 1835 года, в отсутствие отца, он входит в главное помещение фермы, перерезает серпом горло своей матери (на шестом с половиной месяце беременности), сестре Виктории и младшему брату Жюлю. Совершив четырехкратное убийство, он бежал и месяц скитался по сельской местности, преодолев почти 600 километров пешком, прежде чем был арестован и заключен в тюрьму Фалез. Отвечая на вопрос следователя Экзюпер Легрен, он объясняет, что хотел защитить своего отца, с которым жестоко обращалась его жена, которую поддерживала ее сестра Виктория. Он добавляет, что решил также убить своего брата Жюля, которого любил его отец, отчасти для того, чтобы последний не сожалел о своем отцеубийственном сыне (который сперва планировал покончить с собой сразу после этого), а также потому, что Жюль поддерживал свою мать. В ожидании суда он пишет в июле 1835 года мемуары на сорок страниц исключительного литературного качества, в которых он объясняет свой поступок. После трехчасового обсуждения присяжные суда присяжных Кальвадоса приговаривают Пьера Ривьера к смертной казни за отцеубийство 12 ноября 1835 года. Кассационная жалоба отклонена 15 января 1836 года. Некоторые члены присяжных просят короля Луи-Филиппа помиловать его. Его адвокат объединяет коллегию великих врачей, которые считают, что Пьер Ривьер с четырехлетнего возраста не перестает проявлять признаки безумия и что эти убийства происходят исключительно из-за бреда. В результате приговор молодому человеку был заменен пожизненным заключением 10 февраля 1836 года королем. 7 марта 1836 года он попал в тюрьму Болье в Кане, чтобы отбывать наказание. Он повесился в своей камере на 20 октября 1840 года. Мемуары, написанные Пьером Ривьером, продолжают первое предложение впечатляющего текста молодого человека (« Я, Пьер Ривьер, зарезавший мою мать, мою сестру и моего брата…»). В 1973 году он стал предметом семинара под руководством Мишеля Фуко в Коллеж де Франс, семинара, который привел к громкой коллективной работе, в которой был переиздан текст Ривьера. История была адаптирована для кино в 1976 году Рене Аллио под названием «Я, Пьер Ривьер, убивший мою мать, мою сестру и моего брата…». Оригинал документа хранится в ведомственном архиве Кальвадоса.
Молодой человек Пьер Ривьер входит с серпом в дом своей матери и убивает ее, а также свою сестру и брата. Это начало. Фильм представляет собой разбор дела Пьера Ривьера, выяснения обстоятельств и причины такого чудовищного поступка. Два часа тяжелой крестьянской жизни, сложных семейных отношений, религиозного мракобесия, больного сознания, дремучей мизогинии, первобытного феминизма, возрастающей гордыни…Первый кадр фильма уже пытается подготовить зрителя: жухлая зелень холма, ряд рыжих деревьев на заднем плане, диагональ изгороди, дерево. Титры. На звуковой дорожке-шум судейской залы. Весь фильм в дальнейшем будет выстроен на таком суверенном существовании визуального и звукового пространства, пытаясь особенным образом показывать события. Одно из них-совершенно чудовищное: медленное бесстрастное движение камеры сразу после титров откроет место преступления. Лужа черной крови, а в ней лежат мертвые-беременная женщина, девушка и мальчик. В 1970-е годы Мишель Фуко интересовался кинематографом и находил некоторые фильмы созвучными своим мыслям и аналитическим построениям. Так совпало, что в то же время и кинематограф заинтересовался работами Мишеля Фуко-в 1976 году вышел в прокат фильм режиссера Рене Аллио «Я, Пьер Ривьер, зарезавший свою мать, сестру и брата…». Сценарий к фильму кинокритики из «Кайе дю синема» Паскаль Бонитцер и Серж Тубиана (а также писатель Жан Журдей) написали на основе сборника статей «Я, Пьер Ривьер, зарезавший свою мать, сестру и брата: случай убийства членов семьи в 19 столетии» (1973), вышедшего под редакцией Фуко. Рене Аллио к тому времени уже снял один короткометражный и пять полнометражных фильмов, причем Мишель Фуко, посмотрев его «Камизаров», вышедших в прокат в 1972 году, в интервью «Кайе» определил фильм как безупречный. Интервью брали Паскаль Бонитцер и Серж Тубиана-к тому времени «пасьянс» сценаристов и режиссера, инспирируемый Фуко, уже сложился. Продюсером фильма стал Рене Фере-тот самый Рене Фере, фильм которого, «История Поля», годом ранее стал предметом пристального внимания Мишеля Фуко. Так завязался удивительный узел внутри французского кинематографа: Поль Аллио, брат Рене, сыграл главную роль в дебюте Фере, а сам Рене Аллио, как более опытный кинематографист, был главным помощником при съемках. А в «Пьере Ривьере…» уже Фере помогает Аллио: продюсирует, играет роль доктора Морена; в фильм Аллио переходят актеры из «Истории Поля» (они уже играли и в фильмах Аллио), а также Нурит Авив, для которой «Поль…» и «Пьер…» стали начальными операторскими опытами. В 1970-е годы во французском кинематографе работали десятки режиссеров, которых невозможно было объединить в какую-либо «пост-новую волну»-они были совершенно разными, отличались по стилю и тематике, не славились авторскими амбициями. Это было созвездие неярких звезд: они просто снимали кино (многие из них так и продолжают его снимать и сейчас-в относительной безвестности), не стремясь задержаться в истории кинематографа любыми возможными средствами. И так сложилось, что в истории кино о них чаще всего написано пару строк-или чуть больше, если фильмом заинтересовался, например, Мишель Фуко. Это, конечно, радует, но одновременно и расстраивает, так как многие фильмы этих режиссеров заслуживают внимания-они интересны и безо всяких отсылок к выдающимся французским философам. Конечно же, Мишеля Фуко, отыскавшего в архиве историю Пьера Ривьера, при рассмотрении фильма Рене Аллио забыть невозможно-в фильме явно звучат фукольтианские темы. Рене Аллио, экранизируя корпус документов, воплощает это событие в кинематографе оригинальными методами отстранения. События в фильме и показываются, то есть разыгрываются актерами и не актерами, и рассказываются-причем закадровый голос начитывает документы следствия, протоколы опросов свидетелей и объемный текст признания Пьера Ривьера, который он написал в заключении. События раздваиваются в независимых пространствах визуального и текстуального, пространствах мизансцены и документа, и в этом дублировании словно бы заложена некая крайняя-почти нотариальная-достоверность. Такая методология располагает Аллио в ряду интереснейших авторов, практиковавших отрыв или разрыв изображения и звука, таких как Робер Брессон, Марсель Анун, Жан-Мари Штрауб и Даниэль Юйе, Маргерит Дюрас и Жан-Люк Годар. Пусть приемы Аллио не отличаются особой оригинальностью-они эффективно работают, не затушевывая события, но в то же время рождая странный парадокс: все будет показано, все документы будут зачитаны, сам Пьер Ривьер расскажет, почему он убил свою мать, сестру и брата, но вот только зритель не сможет сказать, что знает причину убийства. Неслучайно выше был помянут Робер Брессон: Аллио в своем фильме использует методики, служившие основой «Дневнику сельского священника» (текст, который пишет рука, проговаривается за кадром) и «Процессу Жанны Д’Арк» (наряду с фильмом Дрейера о Д’Арк это был, возможно, первый опыт verbatim, когда реплики (интертитры у Дрейера) были взяты из документов). Важно и то, что Пьер Ривьер, начиная свои объяснения следователю, говорит: «Бог приказал мне», а затем ведет аргументированную полемику, демонстрируя знание Библии, вольно или невольно связывая себя с Орлеанской девой. Потом будут новые показания, личное объяснение, реставрация событий. И чем больше будет показано и зачитано закадровым голосом, который придерживается текста многочисленных документов, тем меньше будет понятно, почему Пьер Ривьер убил своих родных. И в этом сплетении визуального и звукового, детально выстроенного Аллио, явно прослеживается главнейшая тема Фуко-его осторожное отношение к понятию человека/субъекта, которое иногда, как в конце книги «Слова и вещи», становилось весьма категоричным. Нет никакого Пьера Ривьера-одновременно жестокого мизогина и доброго сына, почитающего своего отца, одновременно хладнокровного убийцы и человека, любящего детей, одновременно смеющегося дурацким смехом идиота (каким его считали в округе) и начитанного аутодидакта, который может поддержать теологический спор. И в то же время есть Пьер Ривьер, который составлен из наложения и пересечения слоев-быта, прочитанных книг, увиденных ссор, жизненного уклада, государственного, сексуального и церковного устроения, собственных размышлений, мечтаний и желаний. Нет человека-совокупности атрибутов-есть человек-совокупность событий. Жанна Д’Арк связывается с Пьера Ривьером еще и потому (это тема, скорее, уже Гваттари и Делеза, чем Фуко), что уж очень сильны их желания и мечты, существующие на грани бреда. Случай Пьера Ривьера, который безмерно любит своего отца и убивает мать (уж не нашел ли Фуко этот случай нарочно, чтобы щелкнуть по носу фрейдистских психоаналитиков с их вечным эдиповым комплексом?)-это случай того бреда, о котором было написано в «Анти-Эдипе»: мы бредим не о «папе-маме», мы бредим о мире, истории и географии, о племенах и молекулах. Пьер Ривьер бредит о Бонапарте, Марате и Ле Рошежаклене, об одинокой жизни в лесу, о всемирной посмертной славе, о том, как станет жертвенным агнцем для своего отца, и даже о зачатках феминизма в Век Просвещения. Аллио показывает не одно событие-он показывает сотни событий, которые одновременно являются и причинами, и следствиями, поэтому у каждого зрителя-в зависимости от того, какие слои и их пересечения покажутся ему самыми важными-своя причина убийства, свое объяснение события. Так и был создан этот небольшой фильм, который вместил в себя огромный мир.