Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«НЭШВИЛЛ»
(Nashville)

США, 1975, 160 мин.
Режиссер Роберт Олтмен, сценарист Джоан Тьюксбери
В ролях Кит Кэррадайн, Дэвид Аркин, Барбара Баксли, Нед Битти, Карен Блэк, Тимоти Браун, Рони Блэйкли

В городе Нэшвилл проводится грандиозный музыкальный фестиваль, и в то же время идет политическая кампания по продвижению кандидата Хэла Филиппа Уокера. Он возглавляет новоиспеченную партию «Партию изменений». Помощники Уокера знают, какого рода людям нравится их кандидат, и они пытаются добиться поддержки у нескольких наиболее известных певцов кантри, чтобы те помогли их делу…
Соединенные Штаты готовятся отметить 200-летие своей государственности. Представитель демагога Хэла Филиппа Уокера, который выдвигается в президенты США от новоиспеченной «партии перемен» и чьи абсурдные речи транслируют передвижные динамики по всему городу, прибывает в столицу американской народной музыки-город Нэшвилл. Он посещает влиятельных деятелей шоу-бизнеса и знаменитое шоу Grand Ole Opry с тем, чтобы собрать звезд кантри-музыки на предвыборное мероприятие, где должен будет выступить Уокер. В кульминационный момент концерта происходит трагедия, после которой раздается возглас «Успокойтесь, друзья. Это не Даллас, это Нэшвилл. Покажем, из какого мы теста. Они не запугают Нэшвилл. Мы будем продолжать петь!» и, постепенно успокаиваясь, публика подхватывает начавшуюся исполняться песню «Меня это не волнует»…
Многофигурная кинофреска Роберта Олтмена, один из ключевых фильмов его карьеры и Нового Голливуда в целом. Переплетения жизней 24 персонажей на фоне 27 музыкальных номеров образуют многослойную панораму столицы музыки кантри, города Нэшвилл, а заодно диагностируют социально-политические проблемы Америки, уставшей от уотергейтских разоблачений начала 1970-х и готовой нырнуть в омут развлечений эпохи диско. У большинства изображенных в фильме музыкальных звезд есть узнаваемые прототипы в мире кантри. Например, фолк-трио Bill, Mary and Top весьма напоминает команду Peter, Paul and Mary. Больше всего вопросов вызывает фигура фонтанирующей банальностями журналистки Опал, которая утверждает, что работает на «Би-би-си», но оказывается не в состоянии правильно расшифровать эту аббревиатуру. Сценарием была предусмотрена сцена, где она признается, что не имеет отношения к журналистике. Роберт Олтмен заинтересовался «столицей кантри» после того, как получил предложение снять фильм в этом городе. Сюжет предложенного ему фильма оставил режиссера равнодушным, однако, посетив город, Олтмен проникся своеобразной аурой южного штата и предложил своей сценаристке Джоан Тьюксбери съездить в Нэшвилл, чтобы понаблюдать за местными нравами. Решение снимать в этом городе было также обусловлено тем, что по его словам это был «перекресток, своеобразная культурная арена. Нэшвилл в наши дни-это то же самое, чем был Голливуд 40 лет назад». В записной книжке, которую сценаристка привезла с собой из Нэшвилла, были намечены основные фабульные коллизии будущего фильма. Вся политическая подоплека, равно как и драматическая разрядка, были добавлены уже на заключительном этапе. Путаный сюжет фильма по ходу съемок дорабатывался режиссером и актерами, многие из которых по просьбе режиссера самостоятельно написали свои музыкальные номера. Некоторые персонажи (как, например, герой Голдблюма) выполняют исключительно подсобную функцию, помогая перейти от одной сюжетной линии и группы персонажей к другой. Как обычно у Олтмена, диалоги во многом сымпровизированы по ходу съемок и нередко перехлестываются, голоса накладываются друг на друга, несколько сцен подаются внахлест, создавая стереоскопический эффект многоголосицы. Долгое время считалось, что в Нэшвилле было отснято достаточно материала, чтобы смонтировать 4-часовой фильм или мини-сериал, и что первоначально фильм предполагалось разбить на две серии. Однако в 2000 году Олтмен сделал заявление, что в окончательную версию не вошли только музыкальные номера. «Нэшвилл» был весьма благожелательно встречен основной массой американских кинокритиков, включая таких популярных, как Роджер Эберт. «Пересечения действующих лиц блистательно организованы, причем все кажется совершенно естественным, без тени натужности. Дюжины историй и жизней переплетены друг с другом»-восхищен кинообозреватель британской The Guardian. «Сквозь беспрерывную игру хаоса и упорядоченности приходится продираться наобум, словно в детективе выбирая нити, которые могут никуда не вести, а могут таить в себе разгадку того, что мы увидим дальше»-писал осенью 1975 года в журнале Sight and Sound Джонатан Розенбаум. В 2007 году фильм занял 59-е место в юбилейном списке лучших американских фильмов за 100 лет по версии AFI. Противники Олтмена по обыкновению упрекали его в бессюжетности. Выстрел на концерте показался им лишенным глубинной мотивировки, введенным исключительно для того, чтобы хоть как-то свести воедино безнадежно запутавшиеся нити повествования. Дэйв Кер, к примеру, считает, что Олтмен в своих фильмах «о простых людях» цинично издевается над ними, их мелочные заботы не вызывают у него ничего, кроме презрительной усмешки. По наблюдению Розенбаума, когда в последнем кадре камера взмывает над звездно-полосатым стягом, «мир бесчисленных возможностей сжимается до размеров банального высказывания» и становится ясно, что создателей фильма, опьяненных пируэтами повествовательной конструкции, «по-настоящему не волнуют ни Нэшвилл, ни кантри, ни политика». Фильм многократно оправдал свой бюджет в прокате, был удостоен пяти номинаций на «Оскар» и вошел в 1992 году в Национальный реестр наиболее значимых фильмов. По результатам опроса 846 кинокритиков всего мира входит в лучшую сотню фильмов в истории кинематографа. Типичный олтменовский фильм представляет собой переработку схемы «Нэшвилла»-неспешное развитие повествования, мозаика сюжетных линий, многоголосица персонажей, проникновение за кулисы определенного социального или профессионального кластера. Роджер Эберт убежден, что «Нэшвилл» открыл дорогу другим режиссерам, работающим в сходной мозаичной повествовательной манере, как, например, Пол Томас Андерсон, создатель обласканных критиками фильмов «Ночи в стиле буги» и «Магнолия». При бюджете в 2, 2 миллиона долларов картина в прокате США собрала 10 миллионов.