Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«КОРАБЛЬ ПРОКЛЯТЫХ ЖЕНЩИН»
(La nave delle donne maledette)

Италия, 1953, 101 мин., «Excelsa Film»
Режиссер и сценарист Рафаэлло Матараццо, композитор Нино Рота
В ролях Мэй Бритт, Керима, Этторе Манни, Таня Вебер

Испания. Восемнадцатый век. Молодая Изабелла Макдоналд готовится выйти замуж за богатого плантатора Мануэля Де Хэвилленда. Это брак по расчету, цель которого-спасти отца Изабеллы от разорения. В день бракосочетания полицейский обвиняет Изабеллу в том, что она убила собственного ребенка, плод постыдной любви с неизвестным. Чтобы спасти Изабеллу от скандала, ее мать уговаривает юную племянницу Консуэлу, девушку наивную и доверчивую, взять вину на себя. Она говорит Консуэле, что та должна пойти на жертву в знак благодарности и никакого наказания не будет. Консуэла соглашается на аферу. Макдональд, отец Изабеллы, нанимает молодого безработного адвоката по имени Педро Де Сильва, чтобы тот отнесся к защите своей подопечной как к простой формальности. Но в суде Педро, восхищенный красотой Консуэлы, убеждается в том, что она невинна: увы, в его распоряжении нет ни одного аргумента в ее пользу. Консуэлу приговаривают к десяти годам каторги. На борту корабля, везущего каторжанок в колонию, находятся и Изабелла с мужем. Изабелла довольно быстро обнаруживает кузину в трюме, где каторжанки томятся, словно звери в клетке. На том же корабле безбилетным пассажиром путешествует и Педро Де Сильва, полный решимости добиться пересмотра дела своей подопечной. Он случайно встречает священника Микеле Карбалльо, с которым когда-то учил катехизис. Ныне Карбалльо лишен сана и служит на корабле коком. Он защищает Педро и прячет его у себя. Консуэла не может постоять за себя и поэтому сторонится других каторжанок. Бывалая бандитка Розарио проникается сочувствием к Консуэле и берет ее под свою опеку. Чтобы остановить драку между заключенными, капитан приказывает облить их ледяной водой. Консуэла терпит различные издевательства и попадает в лазарет, где ее навещает Изабелла. Она обещает Консуэле свободу при условии, что та будет хранить молчание. Педро подслушал их разговор. Он рассказывает все капитану и просит немедленно освободить Консуэлу и арестовать Изабеллу. Изабелла все отрицает. Она отдается капитану, чтобы привлечь его на свою сторону. Она коварно мстит, приказав арестовать и высечь Педро; затем та же участь ожидает и Консуэлу. Каторжанки, возмущенные такой несправедливостью, хватают стражника и отбирают у него ключи. Они разбирают оружие и захватывают корабль. Страстно целуя солдат и матросов, каторжанки перетягивают их в свой лагерь. В большинстве случаев их аргументы очень убедительны. Розарио обвиняет Изабеллу в том, что она виновата во всех несчастьях Консуэлы. Муж Изабеллы убит. Взбешенные женщины заставляют капитана высечь Изабеллу, и та закалывает его. Затем бунтарки берут хлыст и сами остервенело отхаживают молодую женщину. Видя, какой отчаянный оборот принимают события, Карбалльо умоляет женщин пощадить хотя бы съестные припасы и не дать кораблю сбиться с курса. Его никто не слушает. Весь корабль охвачен похотливыми танцами и оргиями. Начинается буря. Карбалльо удается посадить Консуэлу и Педро на спасательную шлюпку. В разгар грозы слышится голос Карбалло, который вдруг вспомнил, что некогда был священником: «Молите Господа о снисхождении!». Женщины начинают молиться. Корабль взрывается. На суде Педро провозглашает невинной Консуэлу, которая стала его возлюбленной…
Долгое время это был единственный фильм Матараццо, более-менее известный любителям кино, пока не были открыты заново картины с участием Амедео Надзари и Ивонны Сансон. Он шел в Париже в залах, специализирующихся на «смелых» фильмах, запрещенных для несовершеннолетней аудитории (вроде «Миди-Минюи», «Нептуна»), а фильмы с Надзари и Сансон собирали в роскошных залах благонамеренную публику, в большинстве своем-немолодых женщин, мнущих в руках носовые платки, необходимый атрибут для просмотра. В этом-доказательство удивительного разнообразия той широкой аудитории, к которой обращались фильмы Матараццо. «Корабль проклятых женщин», занимающий в фильмографии режиссера место в самой середине цикла Надзари-Сансон, сразу же после биографии Верди («Джузеппе Верди», 1953), опять эксплуатирует мелодраму: этой тактики Матараццо придерживался в 50-е годах. На сей раз это костюмная мелодрама, чье действие происходит в восемнадцатом веке, и завершается безудержным, буйным и красочным апофеозом. Как и «Водоворот» (1954), картина снята в цветовом формате, во многом уступающем формату «Technicolor», использованном в трех других цветных фильмах Матараццо («Джузеппе Верди», «Кругом!», 1954 и «Рисовая плантация», 1956). Складывается впечатление, будто цвет пробуждал в Матараццо безумную фантазию, и в единственном цветном фильме с Надзари и Сансон-»Кругом!»-эта тенденция чувствуется очень отчетливо. Отмечу, что в «Корабле проклятых женщин» безумная фантазия прорывается наружу лишь в последней трети фильма после завязки и ряда событий, вполне традиционных для популярного романа, построенного вокруг злоключений молодой невинной девушки, жертвы злобных родственников. Эти злоключения выводят на первый план тему, важнейшую для всякой мелодрамы-тему несправедливости. Она не только играет важнейшую роль в судьбе героини, но становится толчком, побуждающим каторжанок на бунт. Ярость в каторжанках вызывает не собственное рабское положение, а горе и страдание, несправедливо причиненные другому, в данном случае-юной Консуэле. Именно в тот момент, когда тема несправедливости перестает быть движущей силой исключительно одной конкретной судьбы и вовлекает в себя всех окружающих, в фильме разворачиваются во всю мощь яркая фантазия и какое-то эпическое безумство. Подобно «Оковам», но гораздо грубее, зрелищнее и недвусмысленнее, «Корабль проклятых женщин» отвергает добропорядочное общество, будь оно буржуазным или аристократическим. Здесь отстранение доходит до того, что повествование завершается настоящим криком ненависти, криком анархиста и вольнодумца, восстающего против установленного порядка, который якобы повинен в худших проявлениях несправедливости. Матараццо умело, легко, естественно и неумолимо ведет фильм к бурной, неистовой фантазии. Под естественностью в данном случае понимается то свойство, которое позволяет некоторым художникам даже в самых избитых жанровых клише находить подлинные чувства и сюжетную необходимость, которые их некогда породили. По этому фильму видно, что Матараццо обладает врожденной искренностью примитивистов, а также зрелостью настоящего мастера. Это обстоятельство заставляет нас особо подчеркнуть тот факт, что, хотя Корабль проклятых женщин красив сам по себе, его красота поражает еще больше в сравнении с другими образцами мелодрамы, снятыми режиссером в те годы. Смелые финальные сцены не раз подвергались сокращениям-в зависимости от копии и страны проката. Таким образом, метраж фильма значительно варьируется от копии к копии.