Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«САМАЯ ДЛИННАЯ НОЧЬ»
(Nay-dalgata nosht)

Болгария, 1967, 97 мин., ч/б, «Boyana Film/Feature Film Studio»
Режиссер Выло Радев, сценарист Веселин Бранев, композитор Симеон Пиронков
В ролях Виктор Ребенгич, Невена Коканова, Георгий Калоянчев, Иван Братанов

Действие фильма происходит во время Второй мировой войны. Неожиданно в купе поезда среди пассажиров появляется беглец-британский пленник. Человеческая солидарность сильнее страха, и они делают все возможное, чтобы спасти его…
Из журнала «Искусство кино». Одним из наиболее интересных фильмов последнего времени болгарская критика считает новую работу режиссера Выло Радева. Картина с таким сюжетом могла бы быть исторической хроникой, героической поэмой, приключенческим фильмом, но стала она психологической драмой. Остродраматична завязка: бежавший из плена английский летчик во время Второй мировой войны проникает в поезд, который полиция не решается остановить-в нем важное лицо торопится в столицу для доклада. Затем событийный драматизм сменяется иным, более глубоким по своей сущности драматизмом человеческих реакций, трудных и героических решений трагической задачи-спасения чуждого человека, почти врага, солдата армии, чьи самолеты ежедневно бомбят Болгарию. Подвиг спасения выпадает на долю пассажиров одного купе. Это не монументальные герои, все они проходят через колебания и страх: «Отец, боясь за ребенка, доходит почти до грани предательства, прежде чем твердо сжать губы под ударами истеричного агента. Молчаливый, который не смеет рисковать именно теперь, когда его выпустили из тюрьмы и он может снова служить партии. Шумным протестом при аресте ему удается предупредить об опасности. Фокусник, легко впадающий в состояние малодушия, но в решающий момент находящий силы вернуть себе человеческое достоинство, в отчаянии фокусами он отвлекает на несколько ценных секунд внимание полицейского полковника». Тонкость психологического построения выливается в патетичный, почти плакатный финал: бомбежка, люди бегут из поезда, и пленник, уже не скрываясь, поднимается во весь рост и подхватывает на руки оказавшегося рядом ребенка. Движение прекращается. Солдат с ребенком замирает перед камерой. В интервью режиссер Выло Радев так выразил мысль финала: «Люди, подумайте, что станет с пленным, с этим ребенком. Подумайте, что станет с человечеством!».