Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.
Фильм об авантюристе, который выдал себя за знаменитого режиссера Мохсена
Махмальбафа, проник в зажиточный дом (якобы для съемок) и был арестован
по подозрению в мошенничестве и грабеже. Судебный процесс составляет сюжетную
канву фильма, но истинный его предмет-это особый статус кино в Иране.
Кинематограф здесь стал не только частью духовной жизни элиты, но и элементом
личного и национального престижа, достоянием широких масс…
Хоссейн Сабзиан-киноман, особенно почитающий творчество иранского режиссера
Мохсена Махмальбафа. Однажды Сабзиан ехал в автобусе с экземпляром романа
«Велосипедист». Госпожа Аханки, сидевшая рядом с ним, поинтересовалась
у него и сообщила, что она является поклонницей экранизации романа, снятой
Махмальбафом. Сабзиан выдал себя за Махмальбафа, а также узнал, что ее
сыновья интересуются кинематографом. Продолжая играть роль Махмальбафа,
Сабзиан посещал дом Аханки несколько раз в течение следующих двух недель.
Он льстил им, говоря, что хочет использовать их дом в своем следующем
фильме и молодых братьев Аханки в качестве актеров. Сабзиан взял взаймы
1 900 туманов у одного из сыновей на такси. Господин Аханки начал подозревать
в нем мошенника. Он пригласил журналиста Хоссейна Фаразманда, который
подтвердил, что Сабзиан действительно самозванец. Фаразманд прибыл в дом
Аханки с полицией, чтобы арестовать Сабзиана, а также сделать несколько
снимков с задержанием мошенника для своей будущей статьи под названием
«Фальшивый Махмальбаф арестован». Киаростами посетил Сабзиана в тюрьме
и рассказал ему о своей идее снять фильм о нем, также он получил разрешение
от судьи для съемок судебного разбирательства. Сабзиан судят за мошенничество
и покушение на мошенничество. Он оправдывает свой обман любовью к фильмам
Махмальбафа и кинематографу. Сын Аханки же рассказывает о его визитах,
и как они начали его подозревать. Принимая в расчет его раскаяние и то,
что подсудимый-молодой отец без какого-либо криминального прошлого, судья
обратился к семьи истцов: готовы ли они простить Сабзиана. Они согласились
на это с условием, что Сабзиан станет полноценным членом общества. После
освобождения Сабзиана его встречает настоящий Махмальбаф и едет вместе
с ним на мотоцикле в дом Аханки, за ними следует съемочная бригада Киаростами.
При этом у них проблемы со звуком, и зритель слышат лишь отрывки разговора
мнимого и настоящего Махмальбафа во время поездки на мотоцикле. Господин
Аханки тепло встречает Махмальбафа и Сабзиана…
В фильме рассказывается история из реальной жизни о суде над человеком,
который выдавал себя за кинорежиссера Мохсена Махмальбафа, обманывая семью,
обещая им роли в своем новом фильме. Особенностью фильма является то,
что все герои истории сыграли самих себя. Фильм о человеческой идентичности
повысил узнаваемость Киаростами на Западе. Многие критики считают Крупный
план шедевром мирового кино. В 2012 году британский журнал о кино Sight
and Sound по опросам критиков включил фильм в список «Топ-50 величайших
фильмов всех времен». Фильм основан на реальных событиях, произошедших
в Северном Тегеране в конце 1980-х годов. Киаростами впервые услышал о
Сабзиане в 1989 году после прочтения об его истории в статье журналиста
Хасана Фаразманда в иранском журнале «Sorush». Киаростами немедленно приостановил
работу над своим тогдашним проектом, который был в подготовке производства,
и начал снимать документальный фильм о Сабзиане. Киаростами было разрешено
снимать суд над Сабзианом, а также он получил согласие от Сабзиана, семьи
Аханки и Фаразманда на участие в фильме и воспроизведение прошлых событий
этой истории. Киаростами также попросил Мохсена Махмальбафа встретиться
с Сабзианом и помочь наладить отношения между ним и семьей Аханки. Когда
фильм впервые был показан в Иране, он встретил почти единодушные отрицательные
отзывы. Высоко фильм был оценен только после показа за рубежом. Он занял
43-е место по опросам критиков Британским институтом кино в списке 50
лучших когда-либо снятых фильмов. Кинокритик The New York Times Стивен
Холден назвал фильм «блестящим», отметив его «радикально серый синема
веритэ стиль, который помогает размыть всякую разницу между тем, что является
реальным и что реконструкцией». Критик Лос-Анджелес Таймс Деннис Лим назвал
фильм красноречивым и непосредственным, «открывшим окно в психику сложного
человека и в социальную и культурную реальность Ирана». Спустя пять лет
после выхода фильма Мослем Мансури и Махмуд Чокроллахи сняли документальный
фильм, в котором Сабзиан рассказывает о своем увлечении кино, его идентификации
с Махмальбафом и как его жизнь изменилась после работы с Киаростами. Премьера
фильма состоялась в Турине на 14-м Туринском кинофестивале в ноябре 1996
года, где он получил приз ФИПРЕССИ. В короткометражке итальянского режиссера
Нанни Моретти 1996 года «Первый день» рассказывается о том, как владелец
кинотеатра в Риме (сам Моретти) готовится к первому показу у себя картины
Киаростами, которая явно не может конкурировать с кассовыми фильмами.
В музыкальном клипе 2007 года Маркуса Седерлунда 2007 года, снятом для
песни «A New Chance» шведского дуэта The Tough Alliance, отдается дань
фильму Киаростами с почти покадровым воспроизведением сцены поездки двух
героев на мотоцикле. На Монреальском международном кинофестивале нового
кино картина получила приз кинокритиков. На международном стамбульском
кинофестивале фильм также получил приз ФИПРЕССИю