Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«КРУПНЫЙ ПЛАН»
(Nema-ye Nazdik)

Иран, 1990, 100 мин., «Kanun parvaresh fekri»
Режиссер и сценарист Аббас Киаростами
В ролях Хоссейн Сабзиан, Мохсен Махмальбаф, Мехрдад Аханха, Махрох Аханха, Хушан Шамаи

Фильм об авантюристе, который выдал себя за знаменитого режиссера Мохсена Махмальбафа, проник в зажиточный дом (якобы для съемок) и был арестован по подозрению в мошенничестве и грабеже. Судебный процесс составляет сюжетную канву фильма, но истинный его предмет-это особый статус кино в Иране. Кинематограф здесь стал не только частью духовной жизни элиты, но и элементом личного и национального престижа, достоянием широких масс…
Хоссейн Сабзиан-киноман, особенно почитающий творчество иранского режиссера Мохсена Махмальбафа. Однажды Сабзиан ехал в автобусе с экземпляром романа «Велосипедист». Госпожа Аханки, сидевшая рядом с ним, поинтересовалась у него и сообщила, что она является поклонницей экранизации романа, снятой Махмальбафом. Сабзиан выдал себя за Махмальбафа, а также узнал, что ее сыновья интересуются кинематографом. Продолжая играть роль Махмальбафа, Сабзиан посещал дом Аханки несколько раз в течение следующих двух недель. Он льстил им, говоря, что хочет использовать их дом в своем следующем фильме и молодых братьев Аханки в качестве актеров. Сабзиан взял взаймы 1 900 туманов у одного из сыновей на такси. Господин Аханки начал подозревать в нем мошенника. Он пригласил журналиста Хоссейна Фаразманда, который подтвердил, что Сабзиан действительно самозванец. Фаразманд прибыл в дом Аханки с полицией, чтобы арестовать Сабзиана, а также сделать несколько снимков с задержанием мошенника для своей будущей статьи под названием «Фальшивый Махмальбаф арестован». Киаростами посетил Сабзиана в тюрьме и рассказал ему о своей идее снять фильм о нем, также он получил разрешение от судьи для съемок судебного разбирательства. Сабзиан судят за мошенничество и покушение на мошенничество. Он оправдывает свой обман любовью к фильмам Махмальбафа и кинематографу. Сын Аханки же рассказывает о его визитах, и как они начали его подозревать. Принимая в расчет его раскаяние и то, что подсудимый-молодой отец без какого-либо криминального прошлого, судья обратился к семьи истцов: готовы ли они простить Сабзиана. Они согласились на это с условием, что Сабзиан станет полноценным членом общества. После освобождения Сабзиана его встречает настоящий Махмальбаф и едет вместе с ним на мотоцикле в дом Аханки, за ними следует съемочная бригада Киаростами. При этом у них проблемы со звуком, и зритель слышат лишь отрывки разговора мнимого и настоящего Махмальбафа во время поездки на мотоцикле. Господин Аханки тепло встречает Махмальбафа и Сабзиана…
В фильме рассказывается история из реальной жизни о суде над человеком, который выдавал себя за кинорежиссера Мохсена Махмальбафа, обманывая семью, обещая им роли в своем новом фильме. Особенностью фильма является то, что все герои истории сыграли самих себя. Фильм о человеческой идентичности повысил узнаваемость Киаростами на Западе. Многие критики считают Крупный план шедевром мирового кино. В 2012 году британский журнал о кино Sight and Sound по опросам критиков включил фильм в список «Топ-50 величайших фильмов всех времен». Фильм основан на реальных событиях, произошедших в Северном Тегеране в конце 1980-х годов. Киаростами впервые услышал о Сабзиане в 1989 году после прочтения об его истории в статье журналиста Хасана Фаразманда в иранском журнале «Sorush». Киаростами немедленно приостановил работу над своим тогдашним проектом, который был в подготовке производства, и начал снимать документальный фильм о Сабзиане. Киаростами было разрешено снимать суд над Сабзианом, а также он получил согласие от Сабзиана, семьи Аханки и Фаразманда на участие в фильме и воспроизведение прошлых событий этой истории. Киаростами также попросил Мохсена Махмальбафа встретиться с Сабзианом и помочь наладить отношения между ним и семьей Аханки. Когда фильм впервые был показан в Иране, он встретил почти единодушные отрицательные отзывы. Высоко фильм был оценен только после показа за рубежом. Он занял 43-е место по опросам критиков Британским институтом кино в списке 50 лучших когда-либо снятых фильмов. Кинокритик The New York Times Стивен Холден назвал фильм «блестящим», отметив его «радикально серый синема веритэ стиль, который помогает размыть всякую разницу между тем, что является реальным и что реконструкцией». Критик Лос-Анджелес Таймс Деннис Лим назвал фильм красноречивым и непосредственным, «открывшим окно в психику сложного человека и в социальную и культурную реальность Ирана». Спустя пять лет после выхода фильма Мослем Мансури и Махмуд Чокроллахи сняли документальный фильм, в котором Сабзиан рассказывает о своем увлечении кино, его идентификации с Махмальбафом и как его жизнь изменилась после работы с Киаростами. Премьера фильма состоялась в Турине на 14-м Туринском кинофестивале в ноябре 1996 года, где он получил приз ФИПРЕССИ. В короткометражке итальянского режиссера Нанни Моретти 1996 года «Первый день» рассказывается о том, как владелец кинотеатра в Риме (сам Моретти) готовится к первому показу у себя картины Киаростами, которая явно не может конкурировать с кассовыми фильмами. В музыкальном клипе 2007 года Маркуса Седерлунда 2007 года, снятом для песни «A New Chance» шведского дуэта The Tough Alliance, отдается дань фильму Киаростами с почти покадровым воспроизведением сцены поездки двух героев на мотоцикле. На Монреальском международном кинофестивале нового кино картина получила приз кинокритиков. На международном стамбульском кинофестивале фильм также получил приз ФИПРЕССИю