Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«АМЕРИКАНСКАЯ НОЧЬ»
(La nuit americaine)

Франция-Италия, 1973, 116 мин.
Режиссер и сценарист Франсуа Трюффо, сценаристы Жан-Луи Ришар и Сюзанна Шиффман
В ролях Жаклин Биссе, Жан-Пьер Лео, Франсуа Трюффо, Валентина Кортезе, Александра Стюарт, Жан-Пьер Омон

По словам критика Роджера Эберта, фильм Трюффо напоминает небольшую антологию забавных случаев со съемочной площадки. Также Эберт называет «Американскую ночь» поэмой, в которой воспет процесс создания фильмов-«не хороших фильмов, и не плохих, а просто фильмов как таковых». Герои картины, и прежде всего режиссер Ферран, влюблены в кино и в свою работу, только в ней они обретают счастье. Ферран снимает картину «Познакомьтесь с Памелой» на студии «Викторин», расположенной в Ницце. По сюжету этой мелодрамы, молодой человек знакомит свою невесту Памелу с родителями, и в результате девушка без памяти влюбляется в его отца. Заканчивается история трагично: бывший жених Памелы убивает отца-соперника, а сама она гибнет в автокатастрофе. Съемки «Познакомьтесь с Памелой», сопряженные с множеством больших и мелких сложностей, длятся шесть недель. За это время все участники превращаются в одну большую семью, в которой проблемы каждого известны всем. Стареющая кинозвезда Северина страдает оттого, что у нее тяжело болен сын. Она подбадривает себя шампанским, и в результате ее игра становится все более страстной (но при этом она забывает собственные реплики и дубль за дублем путает дверь в комнату с дверцей шкафа). Пожилой актер Александр решается раскрыть свою гомосексуальность, пригласив на съемки молодого любовника. Молодой и крайне инфантильный артист Альфонс, страстно влюбленный в одну из сотрудниц съемочной группы, не в состоянии пережить ее измены-он объявляет, что бросает работу и кинематограф в принципе. Чтобы отвлечь Альфонса от горестных размышлений и уговорить не срывать съемки, исполнительница роли Памелы, англо-американская актриса Джули Бейкер, соблазняет его. При этом Джули недавно вышла замуж за пожилого врача, вылечившего ее от психического расстройства. Когда Альфонс в порыве чувств звонит ее мужу и сообщает: «Я занимался с вашей женой любовью, я полюбил ее, вам следует развестись», происходит большой скандал, и тяжелый нервный срыв наступает уже у самой Джули-теперь она не может найти в себе сил, чтобы выйти на съемочную площадку. А когда съемки все-таки возобновляются, приходит известие, что Александр погиб в автокатастрофе. Теперь нужно либо менять исполнителя ключевой роли, либо выкручиваться и снимать оставшиеся сцены с помощью дублеров. Со всеми неприятностями, грозящими срывом съемок, участники группы пытаются справиться сообща. Ферран, которому нужно снять картину в ограниченный период времени и при этом уложиться в бюджет, замечает: «Съемки фильма-как поездка в дилижансе. Сначала рассчитываешь на приятное путешествие, а потом просто надеешься, что доберешься до места назначения живым»…
13-й полнометражный фильм Франсуа Трюффо. Для режиссера этот фильм стал триумфом-он получил за него множество международных наград, в том числе премию «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм». Примечательно, что фильм выдвигался на премию «Оскар» в 1974 году как лучший фильм на иностранном языке, а через год был также номинирован на премию в категориях «лучшая работа режиссера», «лучший сценарий» и «лучшая женская роль второго плана» (Валентина Кортезе). Премьера фильма состоялась 14 марта 1973 года на Каннском кинофестивале. Лента посвящена Лилиан Гиш и ее сестре Дороти. Название картины отсылает к техническому приему, когда съемки ночных сцен осуществляются днем при помощи специальных фильтров (зрителям потом кажется, что действие разворачивается в темноте). В английском языке французскому термину «la nuit americaine» соответствует «day for night», буквально «день вместо ночи» (под этим названием картина вышла в прокат США). «Не только лучший фильм, когда-либо снятый о фильмах, но и великолепное развлечение…Трюффо раскручивает полдюжины сюжетных нитей и следует за ними столь легко, что создается впечатление, будто мы сплетничаем с ним о его коллегах. Съемочная площадка-это микрокосм» (Роджер Эберт). «Самый близкий мне фильм из всех, снятых Трюффо. «Американская ночь» лучше всего дает понять, кем он был. А он был воплощением кинематографа». (Стивен Спилберг). «Я был очень дружен с Луи Маллем и знал Трюффо. Я знал всю их банду. Они думали, что изобрели, что-то новое. То, что они делали, было не таким уж новым, но это было хорошо. Например, картина Трюффо «Американская ночь» (1973). По-моему, это настоящий шедевр. Очень смешная, очень хорошая картина. Я ему так и сказал. По счастью, успел сказать ему это прежде, чем он умер» (Билли Уайлдер). «Когда б вы знали, из какого сора…Фильм не зря назван в честь приема, позволяющего снимать ночь средь бела дня. Чудо и ложь кино торжествуют…» (Михаил Трофименков). «Почти все фильмы Трюффо сознают мимолетность реальности, которая, вместо того, чтобы обесценивать жизнь и любовь, придает им особую ценность…Качество того или иного опыта не может быть измерено его продолжительностью или итогом. Оставим долговечность секвойям» (Винсент Кэнби). «Трюффо явно обожает утрированность реальности как перед камерой, так и позади ее. Создание фильма-единственное, в чем могут найти счастье эти персонажи (а следовательно, и сам Трюффо)» (Марк Питилло). Годару фильм не понравился, причем в изображении режиссера Феррана он усмотрел нарциссизм Трюффо: «Почему, спрашивается, режиссер-единственный, кто ни с кем не трахается в этом фильме?».