Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.
По словам критика Роджера Эберта, фильм Трюффо напоминает небольшую антологию
забавных случаев со съемочной площадки. Также Эберт называет «Американскую
ночь» поэмой, в которой воспет процесс создания фильмов-«не хороших фильмов,
и не плохих, а просто фильмов как таковых». Герои картины, и прежде всего
режиссер Ферран, влюблены в кино и в свою работу, только в ней они обретают
счастье. Ферран снимает картину «Познакомьтесь с Памелой» на студии «Викторин»,
расположенной в Ницце. По сюжету этой мелодрамы, молодой человек знакомит
свою невесту Памелу с родителями, и в результате девушка без памяти влюбляется
в его отца. Заканчивается история трагично: бывший жених Памелы убивает
отца-соперника, а сама она гибнет в автокатастрофе. Съемки «Познакомьтесь
с Памелой», сопряженные с множеством больших и мелких сложностей, длятся
шесть недель. За это время все участники превращаются в одну большую семью,
в которой проблемы каждого известны всем. Стареющая кинозвезда Северина
страдает оттого, что у нее тяжело болен сын. Она подбадривает себя шампанским,
и в результате ее игра становится все более страстной (но при этом она
забывает собственные реплики и дубль за дублем путает дверь в комнату
с дверцей шкафа). Пожилой актер Александр решается раскрыть свою гомосексуальность,
пригласив на съемки молодого любовника. Молодой и крайне инфантильный
артист Альфонс, страстно влюбленный в одну из сотрудниц съемочной группы,
не в состоянии пережить ее измены-он объявляет, что бросает работу и кинематограф
в принципе. Чтобы отвлечь Альфонса от горестных размышлений и уговорить
не срывать съемки, исполнительница роли Памелы, англо-американская актриса
Джули Бейкер, соблазняет его. При этом Джули недавно вышла замуж за пожилого
врача, вылечившего ее от психического расстройства. Когда Альфонс в порыве
чувств звонит ее мужу и сообщает: «Я занимался с вашей женой любовью,
я полюбил ее, вам следует развестись», происходит большой скандал, и тяжелый
нервный срыв наступает уже у самой Джули-теперь она не может найти в себе
сил, чтобы выйти на съемочную площадку. А когда съемки все-таки возобновляются,
приходит известие, что Александр погиб в автокатастрофе. Теперь нужно
либо менять исполнителя ключевой роли, либо выкручиваться и снимать оставшиеся
сцены с помощью дублеров. Со всеми неприятностями, грозящими срывом съемок,
участники группы пытаются справиться сообща. Ферран, которому нужно снять
картину в ограниченный период времени и при этом уложиться в бюджет, замечает:
«Съемки фильма-как поездка в дилижансе. Сначала рассчитываешь на приятное
путешествие, а потом просто надеешься, что доберешься до места назначения
живым»…
13-й полнометражный фильм Франсуа Трюффо. Для режиссера этот фильм стал
триумфом-он получил за него множество международных наград, в том числе
премию «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм». Примечательно,
что фильм выдвигался на премию «Оскар» в 1974 году как лучший фильм на
иностранном языке, а через год был также номинирован на премию в категориях
«лучшая работа режиссера», «лучший сценарий» и «лучшая женская роль второго
плана» (Валентина Кортезе). Премьера фильма состоялась 14 марта 1973 года
на Каннском кинофестивале. Лента посвящена Лилиан Гиш и ее сестре Дороти.
Название картины отсылает к техническому приему, когда съемки ночных сцен
осуществляются днем при помощи специальных фильтров (зрителям потом кажется,
что действие разворачивается в темноте). В английском языке французскому
термину «la nuit americaine» соответствует «day for night», буквально
«день вместо ночи» (под этим названием картина вышла в прокат США). «Не
только лучший фильм, когда-либо снятый о фильмах, но и великолепное развлечение…Трюффо
раскручивает полдюжины сюжетных нитей и следует за ними столь легко, что
создается впечатление, будто мы сплетничаем с ним о его коллегах. Съемочная
площадка-это микрокосм» (Роджер Эберт). «Самый близкий мне фильм из всех,
снятых Трюффо. «Американская ночь» лучше всего дает понять, кем он был.
А он был воплощением кинематографа». (Стивен Спилберг). «Я был очень дружен
с Луи Маллем и знал Трюффо. Я знал всю их банду. Они думали, что изобрели,
что-то новое. То, что они делали, было не таким уж новым, но это было
хорошо. Например, картина Трюффо «Американская ночь» (1973). По-моему,
это настоящий шедевр. Очень смешная, очень хорошая картина. Я ему так
и сказал. По счастью, успел сказать ему это прежде, чем он умер» (Билли
Уайлдер). «Когда б вы знали, из какого сора…Фильм не зря назван в честь
приема, позволяющего снимать ночь средь бела дня. Чудо и ложь кино торжествуют…»
(Михаил Трофименков). «Почти все фильмы Трюффо сознают мимолетность реальности,
которая, вместо того, чтобы обесценивать жизнь и любовь, придает им особую
ценность…Качество того или иного опыта не может быть измерено его продолжительностью
или итогом. Оставим долговечность секвойям» (Винсент Кэнби). «Трюффо явно
обожает утрированность реальности как перед камерой, так и позади ее.
Создание фильма-единственное, в чем могут найти счастье эти персонажи
(а следовательно, и сам Трюффо)» (Марк Питилло). Годару фильм не понравился,
причем в изображении режиссера Феррана он усмотрел нарциссизм Трюффо:
«Почему, спрашивается, режиссер-единственный, кто ни с кем не трахается
в этом фильме?».