Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«О, СЧАСТЛИВЧИК»
(O Lucky Man!)

Великобритания-США, 1973, 180 мин., «Memorial Enterprises/Sam»
Режиссер Линдси Андерсон, сценаристы Дэвид Шервин и Малкольм Макдауэлл
В ролях Малкольм Макдауэлл, Ральф Ричардсон, Артур Лоу, Рэйчел Робертс, Хелен Миррен, Денди Николс

Молодой англичанин Майкл Трэвис-пока еще не джентльмен ищет себя в этом «безумном, безумном, безумном мире!». Как приятно начать свой путь в бизнес с запасов кофе, личного автомобиля, блестящего (натурально!) костюма с иголочки и-почти весь мир у тебя в кармане! Но дальше начинается жизненная дорога в прямом и переносном смысле. Джентльменский набор киногероя: карьера, надежда, обман, путешествие, катастрофа, любовь, музыка, котелок с тростью, снова обман. И единственная удача, которая обязательно придет, если всегда оставаться самим собой…
Привлекательный и неимоверно жизнерадостный молодой человек по имени Мик Трэвис начинает свою карьеру в качестве коммивояжера (торгового агента) солидной компании, специализирующейся на продаже кофе. По поручению компании он отправляется в отдаленное графство на северо-востоке Англии заменить другого торгового агента. Заблудившись по дороге, Мик случайно заезжает в запретную зону, где находится какое-то секретное предприятие. Охранники предприятия задерживают его, принимая за иностранного шпиона. Привязанного ремнями к креслу в одной из комнат Мика допрашивают и пытают электротоком. Во время допроса на секретном предприятии неожиданно происходит авария, и Мику удается сбежать, воспользовавшись всеобщей беготней и суматохой. Начинается путешествие Мика по стране: пешком и автостопом. Вскоре Мик случайно попадает в частную клинику, где ему предлагают небольшую сумму денег в обмен на согласие подвергнуться медицинскому эксперименту. Он охотно соглашается, даже не подозревая, какой кошмар может за этим последовать. Однако ему удается сбежать и оттуда, и Мик продолжает свои скитания, в ходе которых он случайно встречает группу музыкантов, путешествующих по стране. Среди них-обаятельная девушка Патриция-дочь богатого магната Джеймса Берджеса. У амбициозного и тщеславного Мика, мечтающего стать богатым и знаменитым, почти сразу же возникает желание познакомиться и с самим магнатом. При довольно трагикомических обстоятельствах ему это неожиданно удается, и Мик становится личным ассистентом магната. Берджес и его бизнес-партнеры заняты очень опасными и незаконными сделками, а именно: продажей химического оружия одному из африканских диктаторов. Одна из таких сделок привлекает внимание полиции. Наивный Мик становится козлом отпущения для коварных дельцов и коррумпированной полиции. Его арестовывают и сажают на несколько лет в тюрьму, где начинается новый этап его жизни. После выхода из тюрьмы Мик остается на улице, без определенной цели в жизни. Случайно он забредает на съемочную площадку фильма, где из огромной очереди желающих подбирают актера. Внешность Мика чем-то приглянулась режиссеру. Он просит его улыбнуться в кадре для кинопробы, однако обаятельная улыбка, которая ему так легко давалась в самом начале его пути, сейчас уже требует неимоверных усилий. Картина заканчивается праздником с музыкой и танцами. Все персонажи картины собрались в одном месте и поздравляют Мика…
Фильм занимает важное место в истории британского кинематографа и стоит особняком среди других фильмов трилогии. Он сочетает в себе элементы социальной сатиры, притчи и реализма. Одна из главных идей фильма заключается в том, что роль случайностей в жизни чрезвычайно важна и человек практически бессилен перед лицом судьбы. Некоторые актеры играют в фильме сразу несколько ролей, что усиливает впечатление цикличности, точнее, спиралеобразной повторяемости бытия. Впечатление дежа-вю не ускользает от внимания и самих персонажей. Особую эмоциональную силу фильму придают музыка и песни Алана Прайса (он играет себя самого-руководителя группы музыкантов, с которыми случайно встречается главный персонаж). Ироничные, а иногда даже циничные слова песен Алана Прайса служат как бы философским комментарием того, что происходит с главным героем. Фильм был дублирован и показан в СССР в 1975 году, хотя и не избежал цензуры. Например, из фильма были удалены кадры с бегущей строкой, сообщающей об аварии советского авиалайнера, а также эпизод, в котором жена викария кормит главного героя грудью.