Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ЗАБЫТЫЕ»
(Los olvidados)

Мексика, 1950, 85 мин., ч/б, «Ultramar Films»
Режиссер и сценарист Луис Бюнюэль, композиторы Родольфо Хальфтер и Густаво Питалуга
В ролях Эстела Инда, Роберто Кобо, Мигель Инклон, Альфонсо Мехиа, Альма Делиа Фуэнтес, Хесус Наварро

Нищий пригород Мексико. Хаибо, подросток, сбежавший из исправительного заведения, возвращается в свою банду. Он руководит избиением слепого, ограблением безногого. Сам убивает своего товарища по имени Хулиан, который якобы выдал его полиции. Юный Педро оказался свидетелем убийства. С некоторых пор Педро не ночует в доме матери, измученной вдовы, которая совсем забросила сына. Он находит работу на фабрике ножей (откуда Хаибо крадет нож с серебряной рукоятью), затем на ярмарке. Хаибо приходит к матери Педро и становится ее любовником. Педро подозревают в краже ножа. Мать отправляет его в исправительную школу. Директор этой школы-человек либеральных взглядов. Он показывает Педро открытую дверь и отправляет его за покупками, доверив ему небольшую сумму денег. Хаибо крадет эти деньги, и Педро не может вернуться на ферму. Он гонится за Хаибо и дерется с ним. Но Педро младше и слабее, а потому проигрывает. Он публично обвиняет Хаибо в убийстве Хулиана. Хаибо убегает, но потом убивает Педро. Его преследуют и убивают двое полицейских, которым указывает на Хаибо слепой, слышавший слова Педро. Труп Педро находят девушка и ее дед. Чтобы избежать неприятностей, они грузят его на осла и выбрасывают на свалку…
В восхитительной документальной картине 1932 года «Лас-Урдес, земля без хлеба» Луис Бунюэль не просто описал крайнюю нищету и покинутость испанского населения, но и нашел для них (и в этом заключалась экспериментальная сторона фильма) уникальную интонацию: затаенное возмущение, скрытое в глубине изображения; простое, ледяное и почти невыносимое изложение событий. Ту же интонацию Бунюэль использует и здесь, в своем третьем полнометражном мексиканском фильме, с которого после успеха на Каннском кинофестивале 1951 года началась вторая карьера режиссера (впереди его ждет еще несколько). Невероятная по тем временам жестокость рассказанных событий не может сравниться ни с чем, кроме как с невозмутимой бесстрастностью в изложении. Хотя Бунюэль не навязывает и не подчеркивает свои намерения, все в этом фильме обвиняет нищету и социальную несправедливость, главные причины трагической судьбы детей, превратившихся в палачей, убийц или жертв, всеми заброшенных и погибающих в мучениях. По словам самого Бунюэля, фильм был вдохновлен «Шушей» (1946) Витторио Де Сики и в более общем смысле-итальянским неореализмом. Перед съемками Бунюэль долго собирал документы и изучал нищие районы города. Но посреди самого грубого реализма проявляется множество диковинных, эротичных, онейрических образов, навязчивых идей, снов, которые вновь приближают фильм к исконному сюрреализму вселенной Бунюэля. И ужасная жестокость картины является следствием не только холодного взгляда, брошенного на мир, но и влияния испанской эстетической традиции. При всей своей силе фильм, тем не менее, в сравнении с другими картинами Бунюэля кажется лишь черновым наброском. Его конструкция и в особенности ритм далеки от совершенства. Прокат фильма в Мехико продлился всего три дня, после чего все копии были изъяты из кинотеатров из-за резко отрицательной реакции прессы, правительства и представителей высшего класса общества. Мексиканская киноакадемия вручила картине свой приз «Ariel» за лучшую операторскую работу, режиссуру, монтаж, сценарий, художественное оформление, звук, юного актера (Альфонсо Мехия и Роберто Кобо), актрису второго плана (Эстелья Инда) и как лучшему фильму года. Британская киноакадемия номинировала картину на свой приз «BAFTA» как лучший фильм года. На Каннском кинофестивале картина номинировалась на Гран-при, а получила приз за лучшую режиссуру.