Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ОДИН, ДВА, ТРИ»
(One, Two, Three)

США, 1961, 104 мин., ч/б, «Bavaria Film/Pyramid Productions/The Mirisch Corporation»
Режиссер и сценарист Билли Уайлдер, сценарист Ференц Мольнар
В ролях Джеймс Кэгни, Хорст Буххольц, Памела Тиффин, Леон Аскин, Арлин Фрэнсис, Ханс Лотар

Макнамара-глава отделения компании «Кока-Кола» в Германии-ответственный работник и настоящий карьерист. Однажды на его голову сваливается Скарлетт, дочь большого американского начальника, и Макнамара нянчится с ней, надеясь, что это поможет ему получить вожделенное назначение. Но дело принимает скверный оборот, когда девушка влюбляется в коммуниста из Восточного Берлина и объявляет, что собирается за него замуж…
Берлин, август 1961 года. Только что за одну ночь была возведена Берлинская стена, внезапно разделившая город. Но западная и восточная части как и прежде продолжают жить-каждая своей жизнью. В столице ГДР Восточном Берлине, все еще со времен войны лежащем в руинах, под пение «Интернационала» нескончаемыми шеренгами идут демонстрации, по своей эстетике весьма напоминающие еще недавние нацистские шествия нацистской Германии. Сменились лишь лозунги: теперь, в соответствии с политическим режимом, это не «Хайль Гитлер!», а «Никита превыше всего!», «Кеннеди нет, Фидель да!» и «Yankee Go Home!». Шеренги спортивно одетой коммунистической молодежи несут бесконечные портреты Никиты Хрущева, точно так как в свое время в СССР несли портреты Сталина. Голос за кадром: «Постоянные провокации с Востока не в состоянии вывести западно-берлинцев из равновесия, они слишком заняты восстановлением города и наслаждаются плодами демократии под защитой союзников». Камера показывает предприятие, которое в то время разворачивало свою деятельность в Западном Берлине-«Кока-кола». Главный герой фильма, С. Р. Макнамара-директор филиала компании «Кока-кола» в Западном Берлине-предприимчивый, энергичный, харизматичный и честолюбивый мужчина среднего возраста. Он мечтает распространить деятельность компании на территорию всего Советского Блока и, таким образом, заполучить еще 300 миллионов потенциальных потребителей Кока-Колы. Из-за постоянных переездов и чрезмерной занятости его брак под постоянной угрозой. Он считает свое назначение в Западный Берлин понижением в должности из-за предыдущей неудачи в Южной Америке, однако не сдается и мечтает о повышении-возглавить все европейское управление компании и переселиться в Лондон. А пока что Макнамара вынужден уступить давлению своей жены-уехать в семейный отпуск подальше от дел. Однако его планам не суждено сбыться. В повседневную жизнь Макнамары вплетается новенькая секретарша из «послевоенного поколения» по имени Ингеборг, которая своей внешностью (длинноногая, стройная и сексуальная) и раскованными манерами больше похожа на «девушку по вызову» чем на деловую женщину (парафраз на довоенные персонажи немецкой кинозвезды Марлен Дитрих, но уже с новым «американским шармом»). Ингеборг пытается соблазнить своего шефа и он как будто не против, но этому постоянно мешают внезапно меняющиеся обстоятельства. В кабинете Макнамары появляется «троица» торговых представителей СССР, которые выглядят одновременно как жулики и как гангстеры. Они предлагают Макнамаре сомнительную сделку с целью заполучить для СССР технологический секрет рецепта напитка «Кока-Колы». Макнамара прекрасно осведомлен о всех предыдущих преступных схемах советских, и на все его язвительные замечания они вынуждены лишь отвечать «no comment». Сделка с советскими полпредами уже почти расстроилась, но тут «морально-устойчивые» советские коммунисты замечают вертящую бедрами длинноногую блондинку-секретаршу Ингеборг и соглашаются на продолжение отношений с Макнамарой, однако с непременным условием-на «деловых переговорах» в ресторане в Восточном секторе Берлина должна непременно участвовать и Ингеборг. Из США звонит американский босс Макнамары, мистер Хэзелтайн. Он не хочет ничего слышать о перспективных проектах Макнамары торговли с СССР, но просит позаботиться о своей 17-летней дочери Скарлетт, типичной представительнице американской «золотой молодежи». Легкомысленная Скарлетт, не знающая ограничений в своих амурных приключениях, уже успела на родине обручиться со звездой рок-н-ролла, а затем со звездой футбола. Рассерженный отец оправляет ей отвлечься и развеяться в Европу и просит Макнамару пристроить девушку к себе и присмотреть за ней в Берлине. Макнамара оказывается меж двух огней-обещанием жене поехать с ней в отпуск или предложением босса, от которого невозможно отказаться и от благосклонности которого наверняка зависит его судьба и перспектива повышения. Не проходит и двух недель пребывания дочки босса в Берлине, как вдруг выясняется, что она успела тайно познакомиться с молодым восточно-берлинским коммунистом, влюбилась в него и выскочила за него замуж. Новоиспеченный муж Скарлетт-Отто Пиффль, являет собой пример типичного агрессивного левака-идеалиста и послевоенного европейского «шестидесятника»-мыслящий советскими антиамериканскими и антикапиталистическими пропагандистскими штампами, а вернее выкрикивающий их как лозунги. Одет он в неприменный атрибут «протестной молодежи» того времени-нестиранный свитер, мятые штаны и сандалиях на босу ногу. Но зато он мечтает уехать со Скарлетт в СССР и там получить диплом инженера-ракетчика. В виду скорого приезда отца Скарлетт, мистера Хэзелтайна, Макнамара должен быстро сделать все, чтобы расстроить их брак. Ему удается подстроить так, что Пиффля по возвращении в Восточный Берлин арестовывает полиция ГДР: как «американского шпиона» его бросают в тюрьму и пытают, заставляя снова и снова прослушивать песню «Itsy Bitsy Teenie Weenie Yellow Polkadot Bikini». Но тут вдруг выясняется одна небольшая, но существенная деталь: Скарлетт беременна от Отто Пиффля. Макнамаре, чтобы хоть как-то спасти свою репутацию и должность, приходится принимать быстрое решение. И он решает вытащить немытого и нечесанного пролетария и новоиспеченного мужа Скарлетт Отто Людвига Пиффля из восточногерманской тюрьмы и сделать из него респектабельного члена немецкого общества, а именно-«отпрыска знатного графского рода» и капиталиста, то есть перспективного зятя для своего босса. В считанные часы до прилета Хэзелтайна-отца в Берлин, под натиском предприимчивого и решительного Макнамары и давлением обстоятельств, вытащенный буквально «из грязи в князи» и ничего не смыслящий в бизнесе молодой Отто Пиффль, быстро усыновляется обнищавшим графом и стремительно преображается в элегантного дэнди, карикатурно копирующего Макнамару и его идеи, и фонтанирующего такими же несуразными, но на первый взгляд кажущимися оригинальными «деловыми предложениями». За полчаса киновремени на глазах у зрителя происходит разительная и головокружительная метаморфоза-превращение из убежденного коммуниста-пролетария в респектабельного «аристократа». Финал: прибывший из США, ничего не подозревающий и ничего не смыслящий в европейских делах типичный американский босс Хэзелтайн остается доволен Макнамарой и в восторге от своего нового зятя. Он тут же назначает молодого Пиффля, теперь уже «графа фон Дрост-Шаттенбурга», главой европейского управления фирмы в Лондоне-должность, о которой мечтал сам Макнамара. Но и Макнамара получает повышение, он назначен вице-президентом в штаб-квартире фирмы в США, и еле успевает на самолет с улетающими в Штаты его женой и детьми. Хеппи-энд: карьера, брак и семейный мир Макнамары спасены, он удовлетворен. Перед вылетом из Берлина он покупает в автомате аэропорта бутылку Кока-Колы, но вместо нее автомат выдает бутылку смертельного конкурента компании-«Пепси-Колу»…
В фильме едко высмеивается ментальность и поведение послевоенных как западных, так и восточных немцев, все еще живущих пережитками и комплексами бывшего тоталитарного государства, а также «полпредов» СССР за границей, носителей «самой передовой коммунистической морали в мире».
Современные критики отмечают блестящую и гроссмейстерскую работу Билли Уайлдера («Лучший фильм о холодной войне на все времена»). Он красноречиво разоблачает немцев, американцев, русских, все их предрассудки и клише-независимо от того, капиталист ли это или коммунист. В прокате фильм провалился, что во многом объясняют неприкрытыми насмешками над идеологическими стереотипами эпохи холодной войны. В 70-е годы во время доминирования фильмов-катастроф Билли Уайлдер, терпевший одну финансовую неудачу за другой, иронически говорил: «Настоящие фильмы-катастрофы снимаю только я». Феерический, невероятно быстрый темп фильма (по сравнению с послужившей для его сценария пьесой)-особенно его диалоги. «Примечательно, что Билли Уайлдер поставил в центре выдуманной истории реально существующую фирму «Кока-Кола». В наше время представить себе что-либо подобное-это просто немыслимо, невозможно». Бюджет фильма составил 3 миллиона долларов.