Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.
Макнамара-глава отделения компании «Кока-Кола» в Германии-ответственный работник
и настоящий карьерист. Однажды на его голову сваливается Скарлетт, дочь большого
американского начальника, и Макнамара нянчится с ней, надеясь, что это поможет
ему получить вожделенное назначение. Но дело принимает скверный оборот, когда
девушка влюбляется в коммуниста из Восточного Берлина и объявляет, что собирается
за него замуж…
Берлин, август 1961 года. Только что за одну ночь была возведена Берлинская
стена, внезапно разделившая город. Но западная и восточная части как и прежде
продолжают жить-каждая своей жизнью. В столице ГДР Восточном Берлине, все еще
со времен войны лежащем в руинах, под пение «Интернационала» нескончаемыми шеренгами
идут демонстрации, по своей эстетике весьма напоминающие еще недавние нацистские
шествия нацистской Германии. Сменились лишь лозунги: теперь, в соответствии
с политическим режимом, это не «Хайль Гитлер!», а «Никита превыше всего!», «Кеннеди
нет, Фидель да!» и «Yankee Go Home!». Шеренги спортивно одетой коммунистической
молодежи несут бесконечные портреты Никиты Хрущева, точно так как в свое время
в СССР несли портреты Сталина. Голос за кадром: «Постоянные провокации с Востока
не в состоянии вывести западно-берлинцев из равновесия, они слишком заняты восстановлением
города и наслаждаются плодами демократии под защитой союзников». Камера показывает
предприятие, которое в то время разворачивало свою деятельность в Западном Берлине-«Кока-кола».
Главный герой фильма, С. Р. Макнамара-директор филиала компании «Кока-кола»
в Западном Берлине-предприимчивый, энергичный, харизматичный и честолюбивый
мужчина среднего возраста. Он мечтает распространить деятельность компании на
территорию всего Советского Блока и, таким образом, заполучить еще 300 миллионов
потенциальных потребителей Кока-Колы. Из-за постоянных переездов и чрезмерной
занятости его брак под постоянной угрозой. Он считает свое назначение в Западный
Берлин понижением в должности из-за предыдущей неудачи в Южной Америке, однако
не сдается и мечтает о повышении-возглавить все европейское управление компании
и переселиться в Лондон. А пока что Макнамара вынужден уступить давлению своей
жены-уехать в семейный отпуск подальше от дел. Однако его планам не суждено
сбыться. В повседневную жизнь Макнамары вплетается новенькая секретарша из «послевоенного
поколения» по имени Ингеборг, которая своей внешностью (длинноногая, стройная
и сексуальная) и раскованными манерами больше похожа на «девушку по вызову»
чем на деловую женщину (парафраз на довоенные персонажи немецкой кинозвезды
Марлен Дитрих, но уже с новым «американским шармом»). Ингеборг пытается соблазнить
своего шефа и он как будто не против, но этому постоянно мешают внезапно меняющиеся
обстоятельства. В кабинете Макнамары появляется «троица» торговых представителей
СССР, которые выглядят одновременно как жулики и как гангстеры. Они предлагают
Макнамаре сомнительную сделку с целью заполучить для СССР технологический секрет
рецепта напитка «Кока-Колы». Макнамара прекрасно осведомлен о всех предыдущих
преступных схемах советских, и на все его язвительные замечания они вынуждены
лишь отвечать «no comment». Сделка с советскими полпредами уже почти расстроилась,
но тут «морально-устойчивые» советские коммунисты замечают вертящую бедрами
длинноногую блондинку-секретаршу Ингеборг и соглашаются на продолжение отношений
с Макнамарой, однако с непременным условием-на «деловых переговорах» в ресторане
в Восточном секторе Берлина должна непременно участвовать и Ингеборг. Из США
звонит американский босс Макнамары, мистер Хэзелтайн. Он не хочет ничего слышать
о перспективных проектах Макнамары торговли с СССР, но просит позаботиться о
своей 17-летней дочери Скарлетт, типичной представительнице американской «золотой
молодежи». Легкомысленная Скарлетт, не знающая ограничений в своих амурных приключениях,
уже успела на родине обручиться со звездой рок-н-ролла, а затем со звездой футбола.
Рассерженный отец оправляет ей отвлечься и развеяться в Европу и просит Макнамару
пристроить девушку к себе и присмотреть за ней в Берлине. Макнамара оказывается
меж двух огней-обещанием жене поехать с ней в отпуск или предложением босса,
от которого невозможно отказаться и от благосклонности которого наверняка зависит
его судьба и перспектива повышения. Не проходит и двух недель пребывания дочки
босса в Берлине, как вдруг выясняется, что она успела тайно познакомиться с
молодым восточно-берлинским коммунистом, влюбилась в него и выскочила за него
замуж. Новоиспеченный муж Скарлетт-Отто Пиффль, являет собой пример типичного
агрессивного левака-идеалиста и послевоенного европейского «шестидесятника»-мыслящий
советскими антиамериканскими и антикапиталистическими пропагандистскими штампами,
а вернее выкрикивающий их как лозунги. Одет он в неприменный атрибут «протестной
молодежи» того времени-нестиранный свитер, мятые штаны и сандалиях на босу ногу.
Но зато он мечтает уехать со Скарлетт в СССР и там получить диплом инженера-ракетчика.
В виду скорого приезда отца Скарлетт, мистера Хэзелтайна, Макнамара должен быстро
сделать все, чтобы расстроить их брак. Ему удается подстроить так, что Пиффля
по возвращении в Восточный Берлин арестовывает полиция ГДР: как «американского
шпиона» его бросают в тюрьму и пытают, заставляя снова и снова прослушивать
песню «Itsy Bitsy Teenie Weenie Yellow Polkadot Bikini». Но тут вдруг выясняется
одна небольшая, но существенная деталь: Скарлетт беременна от Отто Пиффля. Макнамаре,
чтобы хоть как-то спасти свою репутацию и должность, приходится принимать быстрое
решение. И он решает вытащить немытого и нечесанного пролетария и новоиспеченного
мужа Скарлетт Отто Людвига Пиффля из восточногерманской тюрьмы и сделать из
него респектабельного члена немецкого общества, а именно-«отпрыска знатного
графского рода» и капиталиста, то есть перспективного зятя для своего босса.
В считанные часы до прилета Хэзелтайна-отца в Берлин, под натиском предприимчивого
и решительного Макнамары и давлением обстоятельств, вытащенный буквально «из
грязи в князи» и ничего не смыслящий в бизнесе молодой Отто Пиффль, быстро усыновляется
обнищавшим графом и стремительно преображается в элегантного дэнди, карикатурно
копирующего Макнамару и его идеи, и фонтанирующего такими же несуразными, но
на первый взгляд кажущимися оригинальными «деловыми предложениями». За полчаса
киновремени на глазах у зрителя происходит разительная и головокружительная
метаморфоза-превращение из убежденного коммуниста-пролетария в респектабельного
«аристократа». Финал: прибывший из США, ничего не подозревающий и ничего не
смыслящий в европейских делах типичный американский босс Хэзелтайн остается
доволен Макнамарой и в восторге от своего нового зятя. Он тут же назначает молодого
Пиффля, теперь уже «графа фон Дрост-Шаттенбурга», главой европейского управления
фирмы в Лондоне-должность, о которой мечтал сам Макнамара. Но и Макнамара получает
повышение, он назначен вице-президентом в штаб-квартире фирмы в США, и еле успевает
на самолет с улетающими в Штаты его женой и детьми. Хеппи-энд: карьера, брак
и семейный мир Макнамары спасены, он удовлетворен. Перед вылетом из Берлина
он покупает в автомате аэропорта бутылку Кока-Колы, но вместо нее автомат выдает
бутылку смертельного конкурента компании-«Пепси-Колу»…
В фильме едко высмеивается ментальность и поведение послевоенных как западных,
так и восточных немцев, все еще живущих пережитками и комплексами бывшего тоталитарного
государства, а также «полпредов» СССР за границей, носителей «самой передовой
коммунистической морали в мире».
Современные критики отмечают блестящую и гроссмейстерскую работу Билли Уайлдера
(«Лучший фильм о холодной войне на все времена»). Он красноречиво разоблачает
немцев, американцев, русских, все их предрассудки и клише-независимо от того,
капиталист ли это или коммунист. В прокате фильм провалился, что во многом объясняют
неприкрытыми насмешками над идеологическими стереотипами эпохи холодной войны.
В 70-е годы во время доминирования фильмов-катастроф Билли Уайлдер, терпевший
одну финансовую неудачу за другой, иронически говорил: «Настоящие фильмы-катастрофы
снимаю только я». Феерический, невероятно быстрый темп фильма (по сравнению
с послужившей для его сценария пьесой)-особенно его диалоги. «Примечательно,
что Билли Уайлдер поставил в центре выдуманной истории реально существующую
фирму «Кока-Кола». В наше время представить себе что-либо подобное-это просто
немыслимо, невозможно». Бюджет фильма составил 3 миллиона долларов.