Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ЖЕНЩИНА-ДЕМОН»
(Onibaba)

Япония, 1964, 105 мин., ч/б, «Toho»
Режиссер и сценарист Кането Шиндо, композитор Хикару Хайаши
В ролях Нобуто Отова, Джицуко Йошимура, Кей Сато

Средневековую Японию раздирают на части два сражающихся клана враждебно настроенных друг к другу императоров. В деревне две женщины, мать и ее невестка, убивают выживших в боях солдат, дезертиров или сбившихся с дороги. Они снимают с них обмундирование, забирают оружие, чтобы потом продать, а трупы бросают в глубокую яму. Таким образом им удается выжить в трудные голодные времена. Товарищ сына старухи возвращается с войны. Он рассказывает, что ее сын погиб при странных обстоятельствах. Товарищ остается жить у женщин. Он быстро очаровывает молодую вдову, и та начинает часто появляться в его хижине. Обуреваемая ревностью и похотью, мать предлагает себя мужчине, который ее отвергает. Самураи по обычаю носят с собой маску демона. Старуха спускается в яму и срывает маску с одного из трупов, которая скрывала лицо, изуродованное проказой. Надев эту маску, старая женщина превращается в демона, терроризируя свою невестку и мешая ей по ночам встречаться со своим возлюбленным. Тот рассказывает невестке, что демонов не существует. Однажды маска от влаги сокращается, и старуха не может ее снять: она навечно приклеивается к ее лицу. Она вынуждена рассказать своей невестке правду и просит ее помочь оторвать маску. Та пытается сделать это, нанося удары старухе колотушкой по лицу. Маска отклеивается, демонстрируя лицо, также покрытое проказой…
Эротизм и ужас-таковы ингредиенты этого великолепного фильма Кането Шиндо, показавшего нам другую сторону талантливого режиссера, поставившего такой шедевр, как «Пустынный остров», получивший в 1961 году Гран-при Московского международного кинофестиваля. Кровь-убийства в грязи реки, и секс-невестка, увлекаемая сумасшедшей страстью: вот два господствующих элемента этой впечатляющей симфонии болота и роз. Самое интересное, что «Пустынный остров» базировался точно на таких же формах: абстрактность эпохи, неподвижность времени, крайне ограниченное пространство и количество декораций, повторы поведения некоторых персонажей, количество которых сокращено до минимума. Эти составляющие служат фоном для языческого повествования, где мужчина и женщина волею обстоятельств возвращаются к первобытному состоянию, которое является естественным началом их сущности. Самым оригинальным моментом, безусловно, является маска демона. Кането Шиндо использовал ее, чтобы показать, как один из персонажей остался в варварском состоянии, куда его привело религиозное безумие, которое режиссер отождествляет с предрассудками. Ликование Кането Шиндо контрастирует со святым ужасом, который продемонстрировал Кон Ишикава в картине «Nobi» (1959), поместив персонажей в аналогичную ситуацию. Маска демона послужила основой для грима монстра из картины Уилльяма Фридкина «Изгоняющий дьявола» (1973). Интересно, что картина не прошла сертификацию в Великобритании. Лишь в 1968 года после нескольких купюр она получила разрешение на прокат.