Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ГОРИТ ЛИ ПАРИЖ?»
(Paris brule-t-il?)

Франция-США, 1966, 175 мин., ч/б, «Marianne Productions/Transcontinental Films»
Режиссер Рене Клеман по Ларри Коллинзу и Доминику Лапьеру, сценаристы Гор Видал и Фрэнсис Форд Коппола, композитор Морис Жарр
В ролях Жан-Поль Бельмондо, Шарль Буайе, Лесли Карон, Джордж Чакирис, Ален Делон, Бруно Кремер, Герт Фребе, Гленн Форд, Кирк Дуглас, Клод Дофен, Жан-Пьер Кассель, Энтони Перкинс, Ив Монтан, Мишель Лонсдейл, Альберт Реми, Патрик Деваэр, Орсон Уэллс, Жан-Луи Трентиньян, Саша Питоефф, Роберт Стэк, Симона Синьоре, Мишель Пикколи, Вольфганг Прайсс

В начале августа 1944 года в своей ставке «Волчье логово» Адольф Гитлер поручает генералу Дитриху фон Хольтицу командование Парижем и требует от него оборонять город до последнего солдата либо взорвать его. В Париже лидеры движения сопротивления ожидают ввода в Париж союзнических войск, но союзники приняли решение обойти город слева и двигаться напрямую к германской границе. В парижском движении сопротивлении нет единства в отношении необходимости самостоятельных действий по освобождению Парижа от нацистских оккупантов, взявшись за оружие и подняв народное восстание. Коммунисты под руководством Анри Роль-Танги и голлисты во главе с Жаком Шабаном-Дельмасом внимательно наблюдают за действиями друг друга, чтобы возглавить освобождение Парижа и тем самым получить политические дивиденды после войны. Прибыв в Париж, Хольтиц работает над планом обороны города и для этого запрашивает подкрепление из Дании и тяжелую военную технику. Он отдает приказ капитану Эбернаху подготовить к взрыву крупные сооружения и памятники культуры Парижа до поступления письменного приказа об их уничтожении. При посредничестве консула Швеции Рауля Нордлинга Хольтиц соглашается передать политзаключенных Красному Кресту, но тем не менее большую их часть войска СС успевают отправить в концентрационный лагерь Бухенвальд. Параллельно группа патриотически настроенных молодых парижан по собственной инициативе пытается достать оружие, чтобы участвовать в освобождении города, но оказывается в ловушке, подготовленной агентом гестапо «капитаном Сержем». Группа расстреляна в Булонском лесу. Чтобы опередить коммунистов, расклеивающих по городу плакаты с призывом к восстанию, голлисты захватывают управление парижской полиции и в свою очередь заявляют о начале операции по освобождению города. Происходят первые столкновения с ничего не подозревающими немецкими солдатами, которым, несмотря на нанесенные ощутимые потери, не удается сломить сопротивление восставших. Обе стороны конфликта пытаются выиграть время, и Нордлинг в качестве посредника договаривается о перемирии. На встрече национального комитета движения сопротивления коммунистам, имеющим большинство голосов, удается протолкнуть решение о необходимости прекращении перемирия. В этих условиях Роль-Танги принимает решение напрямую связаться с союзническим командованием. Только оно в силах предотвратить поражение плохо вооруженных участников движения сопротивления и освободить Париж. Окольными путями с опасностью для жизни соратнику Роля-Танги майору Галуа удается перейти линию фронта и добраться в штаб генерала Паттона. Галуа убеждает союзническое командование направить 2-ю танковую дивизию генерала Леклерка в наступление на Париж. Французские и американские войска успевают добраться до Парижа вовремя, чтобы спасти оказавшихся в тяжелом положении участников движения сопротивления и освободить город. Хольтиц осознает безвыходность своего положения и вопреки приказу Гитлера сдает город союзникам. «Горит ли Париж?»-продолжают запрашивать информацию о ситуации в Париже в ставке германского командования. Этот вопрос звучит из брошенной трубки телефона в кабинете сдавшегося союзникам командующего Парижем Дитриха фон Хольтица на фоне всеобщего ликования по поводу освобождения французской столицы…
Хороший фильм. Единственная причина, по которой фильм был снят в черно-белом цвете заключалась в том, что власти Парижа не хотели, чтобы черно-красные нацистские флаги развивались над городом, даже для фильма. Они согласились лишь на черно-серые. Французский почтальон упал с велосипеда, увидев на Елисейских полях актеров, одетых в немецкую форму, шедших перекусить в кафе. Он закричал «Они вернулись! Они вернулись!». Картина целиком снималась в Париже в 180 местах. Во время съемок сцены боя в городе одна пожилая парижанка вышла из дома, увидела перестрелку и умерла от сердечного приступа. Орсон Уэллс не разговаривал с Рене Клеманом на съемочной площадке, общаясь с ним через Ива Буассе (хотя сам владел французским языком). Уэллс невероятно завидовал режиссеру, получившему столь огромный бюджет для съемок этого фильма. Кстати, Ив Буассе позднее вспоминал, что Рене Клеман сам был невероятно ошарашен и испуган огромными деньгами, которые ему выделили на картину. Он даже иногда плакал. Фрэнсис Форд Коппола позднее вспоминал, что фильм был уничтожен строжайшей цензурой со стороны администрации президента Франции Шарля Де Голля. Во-первых, президент не хотел появляться в этом фильме. Во-вторых, он настаивал, чтобы главную роль в освобождении Парижа играли участники французского движения сопротивления, а не американская армия. Кирку Дугласу заплатили 50 тысяч долларов за один день съемок в роли генерала Паттона. Интересно, что Дуглас-еврей, а Джордж Паттон был страшным антисемитом, восхищавшимся фашистским СС и концлагерями для евреев. После выхода фильма в прокат поэт Морис Видален написал слова на музыку Мориса Жарра, после чего песня в исполнении Мирей Матье стала национальным патриотическим гимном. Небольшую роль предложили Юлу Бриннеру. Картина номинировалась на «Оскар» за лучшее художественное оформление и операторскую работу. Фильм номинировался на «Золотой глобус» за лучшую музыку. В США картина вышла в прокат вместе с фильмом «Чака» (1967).
Из журнала «Искусство кино». Рене Клеман снял ленту, в которой возвращается к прежней своей теме-к теме «Битвы на рельсах». На протяжении трех с лишним часов разворачивается эпопея восставшего Парижа, хронологически вмещающая в себя две недели августа 1944 года, исторически-суть и дух народного движения. Она изложена в соответствии с действительными событиями, но, раздвигая рамки таковых, с достоверностью очевидца, но без претензии на бесстрастие наблюдателя. Летопись Парижа, сражающегося за свободу и побеждающего в сражении, раскадрована по частям, по главам и по абзацам: с конспиративных квартир и перестрелок на перекрестках до поспешного бегства коменданта «Гросс-Парис» генерала фон Хольтица и уничтожения последних, засевших на чердаках немецких снайперов. В фильме действуют рядовые движения сопротивления-мальчики, так и нс успевшие взять оружие в руки: гестапо устраивает ловушку, и их расстреливают одного за другим, очередями, выталкивая из машины под дуло автомата-и полковник Роль-Танги, руководивший операциями боевых групп. В общности усилий-не только порыв воодушевления, но особенность ситуации города, занятого немцами и окружаемого войсками союзников. «Горит ли Париж?»-это вопрос, обращенный к генералу фон Хольтицу, вопрос Гитлера, который приказал разрушить город, если союзники войдут в него. Спасти Париж-значит восстать, объединиться, чтобы бороться. И самодельная граната, изготовленная руками Жолио-Кюри, летит в немецкий танк, брошенная неизвестным юношей. Преданное следование документу заставляет Клемана отдельных участников событий обозначить их собственными фамилиями, но не мешает параллельно ввести линию откровенно сюжетную, которая неожиданно оказывается уместной. Элемент беллетризации, хотя и не подчеркнутой, но уж никак не замаскированной невозмутимым темпераментом Орсона Уэллса в роли консула Нордлинга, явно присутствует в истории одного из арестованных, даже если она происходила на самом деле: к шведскому консулу обращается за помощью девушка, участница движения сопротивления, чтобы спасти мужа, и дело решают сначала часы-пока они объезжают чиновников-немцев, а потом минуты-время, которое остается до отправления эшелона. И все-таки он погибает на вокзальном перроне, когда исполнены уж все формальности, гибнет у нее на глазах простой и нелепой смертью. В фильм входит законченная новелла, и входит свободно-ее резкий и нагнетаемый драматизм фокусирует в себе напряжение, растущее за стенами домов, мимо и среди которых мчится и мечется автомобиль консула. В остальном лента Клемана описательна. Фон выписан, а первый план едва намечен. Есть образ Парижа времен движения сопротивления, однако характеров, как их понимают обычно, нет вовсе. У безымянных-часто-героев картины громкие кинематографические имена: Ален Делон, Жан-Поль Бельмондо, Симона Синьоре, Ив Монтан. Пусть мгновенно их появление-их присутствие значимо как свидетельство благодарности и веры в необходимость помнить. И в том, что личность как бы заслонена коллективным портретом-свой расчет и своя сила. На нем запечатлен лик мужества, сплотившего нацию в тяжкий и прекрасный час, каким он предстает перед нами в фильме Рене Клемана.