Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ПОДСМАТРИВАЮЩИЙ»
(Peeping Tom)

Великобритания, 1960, 109 мин., «Anglo-Amalgamated Productions»
Режиссер и продюсер Майкл Пауэлл, композитор Брайан Исдейл
В ролях Карл Боэм, Анна Массей, Максин Одли, Мойра Ширер, Джек Уотсон, Найджел Девенпорт

Молодой человек Марк Льюис снимает на кинокамеру проститутку. Он снимает искаженное ужасом лицо, когда камера приближается к ней. В это время из ножки штатива внезапно высовывается пика и убивает ее. Позднее он снимает момент, когда труп проститутки забирает полиция. Марк фотографирует обнаженных молодых женщин в студии, расположенной под бутиком, владелец которого приторговывает фотографиями голых женщин. Девушка Элен празднует день своего рождения. Она узнает, что Марк является собственником дома, который он унаследовал от своего отца, известного биолога. Элен приглашает Марка на вечеринку, где он рассказывает, что хочет стать режиссером. В качестве подарка по просьбе Элен Марк монтирует фильм, где снят еще ребенком. Он рассказывает, что его отец использовал его в качестве подопытного кролика, не давая ему ни секунды покоя, снимая все его реакции. Он даже залазил в постель, чтобы снять испуг сына. Когда Марк подрос, отец подарил ему камеру. Шокированная увиденным, Элен просит Марка выключить проектор. Марк работает оператором на съемках фильма. Он назначает свидание актрисе Вивиан на опустевшей съемочной площадке в конце рабочего дня. Он снова снимает ее на кинокамеру. Снова к горлу девушки приближается одна из ножек штатива камеры, откуда выскакивает острие. Вивиан кричит…Элен, чья слепая мать часто слышит шаги Марка, который живет над ними, просит Марка проиллюстрировать фотографиями сборник сказок для детей. Марк берется за дело с энтузиазмом. На съемочной площадке он снимает реакцию главной звезды фильма, которая находит в сундуке труп Вивиан. Как и остальные члены съемочной группы, Марк отвечает на вопросы полиции. Позднее он снимает отправку трупа в морг. Марк представлен матери Элен. Он приглашает Элен в ресторан. Она замечает, что впервые с ним нет его камеры. В конце ужина он говорит ей, что не хочет ни снимать ее, ни фотографировать. Он произносит загадочную фразу: «Я теряю все, что снимаю». Однажды мать Элен поднимается в квартиру Марка и ощупывает предметы, находящиеся в проявочной лаборатории. Она чувствует, что его деятельность оператора-любителя носит нездоровый оттенок и запрещает ему встречаться с дочерью. На съемочной площадке теперь постоянно присутствуют два полицейских и психиатр. Последний говорит Марку, что хорошо знал его отца и расспрашивает о последних работах Марка. Психиатр объясняет Марку, что ему нужно продолжительное лечение, чтобы победить болезнь. Тем временем Марк снимает Милли, манекенщицу. Она также погибает. Выходящего из бутика Марка замечает полицейский. Проникнув в отсутствии Марка в его квартиру, Элен включает проектор. Она поражена тем, что видит. Возвращается Марк и признается ей в своих преступлениях. Он ставит ей записи своих криков, которые сделал его отец, когда ему было пять лет. Позванная хозяином бутика, полиция находит труп Милли. Марк объясняет Элен, что прежде чем воткнуть острие, появляющееся из ножки камеры в горло жертвы, он прикреплял параболическое зеркало под объективом для того, чтобы жертва созерцала свою собственную смерть в то время, как он снимал ее реакцию. Марк кончает жизнь самоубийством, воткнув острие себе в горло, в то время как камера и магнитофон работают, записывая его агонию. Приходит полиция и уводит Элен…
Вся латентная болезнетворность Майкла Пауэлла нашла свой выход в «Подсматривающем», который вызвал большой скандал после своего выхода. Спустя годы фильм остался известен как шедевр квази-экспериментальной оригинальности и своеобразности. «Подсматривающий» остается одним из самых больших успехов британского кино и мирового кинематографа вообще. Главный герой фильма, Марк Льюис, представляет собой помесь перевоплощенного Джека-потрошителя и маньяка-убийцы из фильма Фрица Ланга «М» (1931). Карл Боэм даже иногда подражает голосу и акценту своего соотечественника Питера Лорре. Будучи использованным в качестве подопытного кролика в экспериментах своего отца, Марк вырос ребенком заблудшим, печальным, не перенесшим реальности, оставшимся покинутым в своей извращенности и порочности вуаериста и убийцы. Как и фильм «Окно во двор» (1954) Альфреда Хичкока, «Подсматривающий» является метафорой кино, но значительно более сырой, чем работа Хичкока. С другой стороны картина более полноценная, так как затрагивает не только процесс наблюдения, но и съемки фильма. Навязчивая тема «глаза» (глаз Марка, глаза камеры, глаза жертв) становится лейтмотивом фантастичности повседневности, подчеркивающей, что вуаеризм существует повсюду. Ужас, который приводит в оцепенение зрителя, имеет такую силу потому, что он случайно может увидеть себя в том или ином персонаже. Драматизм рассказа увеличивает его эффективность. Камера, которая является главным персонажем фильма, становится полиморфной, размножается как в игре зеркал, что придает фильму наивысшую степень ужаса. В роли отца героя выступил сам режиссер Майкл Пауэлл. И герой этого фильма, и убийца из картины Фрица Ланга «М» в исполнении Питера Лорре, насвистывают одну мелодию «In The Halls Of The Mountain King». Картина вышла на широкие экраны в Англии только на пару недель, была заклеймена публикой и критикой, после чего была навсегда положена на полку, одновременно положив конец карьере талантливого режиссера. Это второй случай после картины «Уроды» (1932) Тода Броунинга, также поставившей крест на карьере режиссера. До своей смерти в 1990 году Майкл Пауэлл поставил только три картины. Только благодаря большому поклоннику творчества Пауэлла Мартину Скорсезе, картина вновь появилась на экранах кинотеатров мира в конце 70-х годов. Он спонсировал ее восстановление и прокат. Картина показывает нам шизофреничного убийцу, но заставляет симпатизировать ему. Марк выглядит скорее жертвой, чем монстром. Это было вне канонов того времени. На роль Марка также претендовали Лоуренс Харви и Дирк Богард. На роль Вивиан рассматривалась молодая Джулия Эндрюс. Бюджет фильма составил 135 тысяч фунтов стерлингов.