Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ПРОФЕССИОНАЛЫ»
(The Professionals)

США, 1966, 117 мин., «Columbia»
Режиссер, сценарист и продюсер Ричард Брукс, композитор Морис Жарр
В ролях Берт Ланкастер, Ли Марвин, Роберт Райан, Вуди Страуд, Джек Паланс, Клаудиа Кардинале, Ральф Беллами

Техасский фермер Грант нанимает четверых профессиональных охотников за головами, чтобы они вызволили из плена его жену Марию, захваченную мексиканскими повстанцами, требующими за ее возвращение солидный выкуп. Наши герои отправляются в опасное путешествие, которое вскоре принимает неожиданный оборот…
Отличный фильм. До съемок в этом фильме Клаудиа Кардинале никогда не ездила на лошадях. Но когда ее дублерша получила травмы во время съемок эпизода прохода через каньон, напичканный динамитом, актриса сама села на лошадь и лично выполнила второй дубль, который и вошел в фильм. Ли Марвин беспробудно пил в течение всех съемок. В начале этого века планировался ремейк с Джоном Ву в режиссерском кресле, но планам не суждено было сбыться. Картина номинировалась на «Оскар» за лучшую режиссуру, операторскую работу и сценарий. Также фильм номинировался на «Золотой глобус» за лучшую актрису-дебютантку (Мария Гомес) и как лучший фильм года. Только за право использования на территории США картина выручила 8, 8 миллионов долларов.
Из журнала «Искусство кино». «Вива Вилья!»-огромными буквами на высокой отвесной скале. Это первое, что возникает на экране: на фоне этой надписи идут вступительные титры. Потом, в первом же, экспозиционном, эпизоде, когда техасский миллионер станет упрашивать одного из будущих героев фильма набрать группу смельчаков и, переправившись с ними в Мексику, вырвать его жену из рук похитивших ее бандитов, камера все это время будет неотрывно фиксировать наше внимание на приклеенной к стене старой пожелтевшей газете, где во всю ширь полосы-«Вилья и Сапата вступили в Мехико». И на том же газетном листе-групповая фотография: Вилья и его ближайшие соратники. И среди соратников-обведенные кружочками лица тех, кому предстоит вскоре стать врагами: Фардана-это он получает задание-и Разы-это им совершено похищение. Потом кружком обводится еще одно лицо-это Долуорт: Фардан включает его в состав своей группы. Четверка отправляется в путь. И на всем ее нелегком пути-как опознавательный знак революционного прошлого двоих из них-та же надпись на скалах: «Вива Вилья!». И разговаривают между собой эти двое все о прошлом да о прошлом: «А помнишь?». И нынешнего врага своего вспоминают с задумчивой нежностью: «Наш Раза». Становится ясным, что те не так уж давние годы-лучшее, что было в их жизни, и что их нынешняя высокооплачиваемая работа-погони, перестрелки, чудеса храбрости-все это для них не более чем эрзац, заменитель их прекрасного, одушевленного высокой и бескорыстной идеей прошлого. Сюжет-обычный сюжет вестерна-разматывается своим чередом: похищенная уже в руках четверки, и они везут ее обратно, хоть на полпути узнают, что она вовсе не была похищена, а совсем наоборот: души не чает в Разе и сбежала к нему от постылого, втрое старше ее, мужа. Но не это сногсшибательное открытие-кульминация фильма, а долгая и вроде бы бездейственная сцена, когда раненные друг другом Долуорт и Раза лежат на скалах, не видя один другого, и, напрягая слабеющие голоса, снова и снова вспоминают все то же, не дающее им покоя прошлое, когда были они вместе и когда мексиканская революция, за победу которой они сражались-была еще «прекрасной Богиней». А теперь? «Без любви, без цели мы ничто»-горько и жестко бросает один из них. Разочарование? Да, но не в революции-память о ней для них все так же свята-но во всем том, что всплыло на поверхность после ее победы, когда к власти пришли политиканы. Отсюда-пустота, отсюда-поиски «заменителей», отсюда-зависть к товарищам, не дожившим до победы революции и не увидевшим, как победа эта стала началом ее конца. И отсюда же-финал: в последний момент, когда четверка вот-вот передаст миллионеру его жену, а тот им-по десять тысяч долларов на брата, когда условия контракта выполнены и «профессиональная» этика соблюдена-вступает в силу иная этика. Миллионер остается при долларах, «профессионалы»-с пустыми руками, а отпущенные ими Раза с возлюбленной возвращаются в Мексику. Концовка не просто эффектна-в ней получает внешнее завершение внутренняя тема картины: победа, чреватая поражением, «победитель не получает ничего». Ричард Брукс по справедливости может слышать «звуки одобренья» не только в высокой оценке ее на страницах наиболее серьезных киноизданий, но и в «криках озлобленья», которыми встречен фильм в реакционной прессе. Автор одной рецензии с возмущением отмечает, например, в фильме «банальности насчет преданности революции» и заканчивает статью советом: «Следовало бы напомнить Бруксу, что живет он сейчас в 60-х годах, а не в 30-х». В этой раздраженной сентенции очень точно, как это ни странно, уловлена суть дела: во многих значительных произведениях литературы и искусства США наших дней и в самом деле отчетливо слышен мотив ностальгической тоски по 30-м годам, с их бурным общественным подъемом, с их «настоящей жизнью»-той же, по сути, тоски, с которой и герои «Профессионалов» вспоминают о своем революционном прошлом.