Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.
Техасский фермер Грант нанимает четверых профессиональных
охотников за головами, чтобы они вызволили из плена его жену Марию, захваченную
мексиканскими повстанцами, требующими за ее возвращение солидный выкуп.
Наши герои отправляются в опасное путешествие, которое вскоре принимает
неожиданный оборот…
Отличный фильм. До съемок в этом фильме Клаудиа Кардинале никогда не ездила
на лошадях. Но когда ее дублерша получила травмы во время съемок эпизода
прохода через каньон, напичканный динамитом, актриса сама села на лошадь
и лично выполнила второй дубль, который и вошел в фильм. Ли Марвин беспробудно
пил в течение всех съемок. В начале этого века планировался ремейк с Джоном
Ву в режиссерском кресле, но планам не суждено было сбыться. Картина номинировалась
на «Оскар» за лучшую режиссуру, операторскую работу и сценарий. Также
фильм номинировался на «Золотой глобус» за лучшую актрису-дебютантку (Мария
Гомес) и как лучший фильм года. Только за право использования на территории
США картина выручила 8, 8 миллионов долларов.
Из журнала «Искусство кино». «Вива Вилья!»-огромными буквами на высокой
отвесной скале. Это первое, что возникает на экране: на фоне этой надписи
идут вступительные титры. Потом, в первом же, экспозиционном, эпизоде,
когда техасский миллионер станет упрашивать одного из будущих героев фильма
набрать группу смельчаков и, переправившись с ними в Мексику, вырвать
его жену из рук похитивших ее бандитов, камера все это время будет неотрывно
фиксировать наше внимание на приклеенной к стене старой пожелтевшей газете,
где во всю ширь полосы-«Вилья и Сапата вступили в Мехико». И на том же
газетном листе-групповая фотография: Вилья и его ближайшие соратники.
И среди соратников-обведенные кружочками лица тех, кому предстоит вскоре
стать врагами: Фардана-это он получает задание-и Разы-это им совершено
похищение. Потом кружком обводится еще одно лицо-это Долуорт: Фардан включает
его в состав своей группы. Четверка отправляется в путь. И на всем ее
нелегком пути-как опознавательный знак революционного прошлого двоих из
них-та же надпись на скалах: «Вива Вилья!». И разговаривают между собой
эти двое все о прошлом да о прошлом: «А помнишь?». И нынешнего врага своего
вспоминают с задумчивой нежностью: «Наш Раза». Становится ясным, что те
не так уж давние годы-лучшее, что было в их жизни, и что их нынешняя высокооплачиваемая
работа-погони, перестрелки, чудеса храбрости-все это для них не более
чем эрзац, заменитель их прекрасного, одушевленного высокой и бескорыстной
идеей прошлого. Сюжет-обычный сюжет вестерна-разматывается своим чередом:
похищенная уже в руках четверки, и они везут ее обратно, хоть на полпути
узнают, что она вовсе не была похищена, а совсем наоборот: души не чает
в Разе и сбежала к нему от постылого, втрое старше ее, мужа. Но не это
сногсшибательное открытие-кульминация фильма, а долгая и вроде бы бездейственная
сцена, когда раненные друг другом Долуорт и Раза лежат на скалах, не видя
один другого, и, напрягая слабеющие голоса, снова и снова вспоминают все
то же, не дающее им покоя прошлое, когда были они вместе и когда мексиканская
революция, за победу которой они сражались-была еще «прекрасной Богиней».
А теперь? «Без любви, без цели мы ничто»-горько и жестко бросает один
из них. Разочарование? Да, но не в революции-память о ней для них все
так же свята-но во всем том, что всплыло на поверхность после ее победы,
когда к власти пришли политиканы. Отсюда-пустота, отсюда-поиски «заменителей»,
отсюда-зависть к товарищам, не дожившим до победы революции и не увидевшим,
как победа эта стала началом ее конца. И отсюда же-финал: в последний
момент, когда четверка вот-вот передаст миллионеру его жену, а тот им-по
десять тысяч долларов на брата, когда условия контракта выполнены и «профессиональная»
этика соблюдена-вступает в силу иная этика. Миллионер остается при долларах,
«профессионалы»-с пустыми руками, а отпущенные ими Раза с возлюбленной
возвращаются в Мексику. Концовка не просто эффектна-в ней получает внешнее
завершение внутренняя тема картины: победа, чреватая поражением, «победитель
не получает ничего». Ричард Брукс по справедливости может слышать «звуки
одобренья» не только в высокой оценке ее на страницах наиболее серьезных
киноизданий, но и в «криках озлобленья», которыми встречен фильм в реакционной
прессе. Автор одной рецензии с возмущением отмечает, например, в фильме
«банальности насчет преданности революции» и заканчивает статью советом:
«Следовало бы напомнить Бруксу, что живет он сейчас в 60-х годах, а не
в 30-х». В этой раздраженной сентенции очень точно, как это ни странно,
уловлена суть дела: во многих значительных произведениях литературы и
искусства США наших дней и в самом деле отчетливо слышен мотив ностальгической
тоски по 30-м годам, с их бурным общественным подъемом, с их «настоящей
жизнью»-той же, по сути, тоски, с которой и герои «Профессионалов» вспоминают
о своем революционном прошлом.