Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ»
(Reazione A Catena)

Италия, 1971, 90 мин., «Nuova Linea Cinematografica»
Режиссер, сценарист и оператор Марио Бава, композитор Стевио Сиприани, сценарист Дардано Сакетти
В ролях Луиджи Пистилли, Клаудио Волонте, Анна Росати, Крис Аврам, Лаура Бетти, Клодин Огер

Одинокая и всеми забытая графиня Федерика владеет прекрасным земельным участком в укромном и спокойном заливе. Появляется Фрэнк Вентура, агент по недвижимости и его секретарша-любовница Лаура. Они представляют, какие деньги можно будет выручить за это место на рынке недвижимости. Они убеждают мужа графини Филиппо Донатти убить свою жену, когда та отказалась продать участок. В предсмертной записке графини говорится, что она покончила жизнь самоубийством. Все, что теперь нужно Вентуре от Донатти-это его подпись на договоре. Но он даже представить себе не мог, что Филиппо тоже убивают. В это время энтомолог Паоло Фассати, который владеет небольшим участком в заливе, встречается с Саймоном, незаконнорожденным сыном графини. Он также живет в заливе. Во время разговора Фассати предполагает, что графиня была убита. Но Саймон настаивает, что это было самоубийство. Энтомолог, со своим почти детским энтузиазмом к насекомым, возможно, единственный положительный персонаж в фильме. Он говорит честно и прямо, ничего не утаивая. Саймон, наоборот, выглядит зловещим и таинственным. Тем временем группа тинейджеров путешествует по заливу. Не осознавая, что они оказались в неправильном месте в неправильное время, подростки заходят в поместье Вентуры, чтобы заняться любовью. Одного за другим их самыми жестокими способами убивает Саймон. Становится понятно, что и Донатти убил Саймон. Вентура заверяет Саймона, что даст ему достаточно денег, чтобы покинуть страну. Саймон соглашается поставить подпись под договором на собственность в заливе. Но они не учли того, что у Донатти также была дочь Рената, и именно она должна стать владелицей земли. Завещание графини еще не обнародовано, и Вентура беспокоится, что Рената может вступить в права наследницы. Поэтому он предлагает Саймону убить ее. В сопровождении Альберта, своего слабовольного мужа, Рената наносит визит Фассати и его жене Анне. Анна ловко намекает, что смерть графини была делом рук Донатти, и что Саймон может унаследовать собственность. Шокированная открытием, что у нее есть брат, Рената решает, что его нужно «убрать», смутно догадываясь, что он то же самое пытается сделать с ней. После обнаружения в лодке Саймона обезображенного тела Донатти, Альберт и Рената останавливаются в доме Вентуры, который кажется заброшенным. Вентура пытается убить Ренату, но та убивает его самого. Свидетелем этой сцены случайно становится Фассати, и когда он пытается позвонить в полицию, Альберт душит его. Тем временем Рената обезглавливает шумную и навязчивую Анну. Положение усложняется, когда Лаура начинает искать Вентуру. Саймон, обезумевший от открытия, что она и Вентура договорились с Донатти убить его мать, убивает Лауру, а потом сам гибнет от руки Альберта. После этого, удостоверившись, что в живых никого не осталось, Альберт и Рената отправляются домой ждать «новостей» об их удачном наследстве…
Очень занимательная цепочка из тринадцати садистских смертей, но постановка слишком мягкая для такого сорта фильмов, да и наполнена эстетикой шестидесятых годов, которая сейчас явно устарела и вышла из моды. Хотя поклонникам Марио Бавы как оператора тут есть на что посмотреть. Две главные темы фильма: неизбежность и внезапность смерти, с которой большинству персонажей суждено встретиться, и факт того, что человек, со всеми своими претензиями на цивилизованность, немногим отличается от насекомого, особенно вредного насекомого. Вдохновила режиссера на этот фильм английская комедия компании «Ealing» «Добрые сердца и короны» (1949) режиссера Роберта Хамера. Рыжеволосая Николетта Элми позднее снялась в картинах Марио Бавы «Ужасы замка Нюрнберга» (1972), его сына Ламберто Бавы «Демоны» (1985), «Плоть для Франкенштейна» (1974) Пола Мориссея и «Пурпурно-красный» (1975) Дарио Ардженто. Фильм оказал большое влияние на многие картины, типа «Пятница 13» (1980) и «День всех святых» (1978), в результате чего был запрещен или изуродован цензурой во многих странах мира, в том числе в Великобритании. Первые две части фильма «Пятница 13» позднее скопировали практически каждую смерть из этой картины. Актриса Клодин Огер («Опустошенная земля», 1960; «Железная маска», 1962; «Тайна Бермудского треугольника», 1978; «Спрут-5», 1990) мисс Франции 1958 года, который она получила в 16-летнем возрасте. Она сыграла девушку Домино в картине про Джеймса Бонда «Шаровая молния» (1965). Когда Кристофер Ли впервые увидел этот фильм, он был так возмущен насилием, что покинул кинотеатр в знак протеста. Так как фильм имел чрезвычайно низкий бюджет, то все съемки проходили в местах и домах актеров и членов съемочной группы. Дошло до того, что из-за отсутствия деревьев во дворе дома Бава использовал простые ветки, проплывающие перед камерой. Во время съемок это выглядело настолько глупо, что актеры часто истерически хохотали. Кроме этого, Баве не хватало денег, чтобы пригласить оператора, и он лично сидел за камерой. Сама камера была прикреплена к детской тележке, а не стояла на профессиональных рельсах. Бава лично пригласил Карло Рамбальди сделать спецэффекты для фильма. Это любимый собственный фильм режиссера. На международных кинофестивалях в Аворьязе и Ситгее картина получила приз за лучшие спецэффекты.