Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.
Красный монарх-комедия-фарс, основанная на сборнике кратких рассказов российского
диссидента, бывшего сотрудника КГБ Юрия Кроткова. Фильм в саркастической манере
изображает советскую политику и отношения Сталина с его соратниками, в особенности
Берией, в последние годы правления Сталина. Чтение стихотворения Евгения Евтушенко
«Наследники Сталина» в финальной сцене фильма задумано как предупреждение о
том, что угроза тоталитаризма не миновала…
Юрий Васильевич Коротков (1917-1981)-сотрудник госбезопасности, советский драматург,
сценарист. Невозвращенец. Родился 11 ноября 1917 года в Грузии в интеллигентной
семье, отец и мать русские, отец художник, мать драматическая актриса. Привлечен
к сотрудничеству с органами госбезопасности (контрразведки) в 1936 году, оперативный
псевдоним «Сулико». В 1940 году после смерти родителей переехал в Москву. Обучался
в Литературном институте, но не окончил его. По протекции органов был принят
на работу и в годы войны работал в ТАСС и на Radio Moscow. На протяжении семнадцати
лет являлся сотрудником советских органов госбезопасности. В легальной жизни
Кротков являлся драматургом и сценаристом, в частности сценаристом Мосфильма,
а в нелегальной-сотрудником контрразведки МГБ/КГБ СССР. Обладая привлекательной
внешностью и широкой эрудицией, установил контакты в среде творческой интеллигенции,
писателей и сценаристов. Был дружен с семьей Бориса Пастернака. Вот как описывает
его Джон Бэррон в своей нашумевшей книге «КГБ» (1974): «Высокий, стройный, с
красивой копной темно-каштановых волос и напряженно-выразительным лицом, он
мог учтиво говорить по-английски или по-русски об искусстве, истории и выдающихся
советских личностях. Вскоре он научился использовать жажду западных гостей к
общению с русским народом». Свободно владел английским языком, мог общаться
на немецком и испанском языках. «В операциях по привлечению иностранцев к сотрудничеству
с госбезопасностью Юрий Кротков был звездой КГБ. Со времен Второй мировой войны
он пытался заманить множество чиновников и журналистов в различные ловушки,
включая дипломатов из Америки, Австралии, Англии, Канады, Франции, Индии, Мексики,
Пакистана и Югославии». Хорошо разбирался в женской психологии, легко входил
в контакт и устанавливал доверительные и дружеские отношения. Руководство Второго
главного управления КГБ использовало Кроткова в качестве вербовщика красивых
молодых актрис московских театров. С объектами вербовки Кротков, как сценарист,
знакомился на репетициях и на съемках, обещая девушкам работу с иностранцами,
а также лучшие роли, деньги, импортную одежду. Свои обещания Кротков выполнял.
При даче показаний членам Подкомитета Сената США в 1969 году, в частности, о
вербовке «ласточек» Коротков сообщил, что «КГБ требовались девушки, девушки,
девушки, красивые, с некоторым знанием английского или других языков. Мы называли
их ласточками. КГБ были нужны ласточки. Это сленг». В качестве ключевого исполнителя
участвовал в операции по компрометации и вербовке посла Франции в СССР Мориса
Дежана с помощью «ласточки»-соблазнившей его актрисы Ларисы Кронберг, работавшей
на КГБ. Операция под кодовым названием «Галант» была спланирована и осуществлена
Вторым главным управлением (ВГУ) МГБ СССР, план операции разработал начальник
ВГУ генерал О. М. Грибанов. Грибанов руководил операцией и непосредственно участвовал
в ней. Грибанов поставил грандиозный спектакль с участием известных людей из
числа творческой интеллигенции. Себе Грибанов отвел роль ответственного сотрудника
Совета министров СССР Горбунова, а роль его жены исполняла майор КГБ Вера Андреева.
А для того, чтобы Дежан поверил, Горбунова послу должен был представить Сергей
Михалков, который вместе с женой Натальей Кончаловской был постоянным участником
этих спектаклей. Часто эти представления проходили на фешенебельной даче Михалкова
на Николиной Горе. «Все мы были марионетками генерала Грибанова»-позже заметил
Кротков. Кротков являлся исполнителем операции, он же предложил Грибанову кандидатуру
Л.И. Кронберг в качестве ласточки. Операция проводилась в период 1956-1960 годы.
Позднее, в 1970 году Кротков, находясь в США, давал показания подкомитету по
внутренней безопасности Конгресса США о том, что Дежан действительно попал в
ловушку, но не являлся сотрудником КГБ. По литературной (фальшивой) версии Вячеслава
Коротина, Кротков, проживая в Великобритании написал пьесу, взяв за основу сюжета
историю Дежана и Кронберг. Так правда о вербовке советской госбезопасностью
посла Франции выплыла наружу и закончилась громкой отставкой Дежана. В реальности
Кротков сдал Дежана британской контрразведке на допросе сразу после своей сдачи
властям Соединенного Королевства 13-14 сентября 1963 года. Служба MI5 мгновенно
поделилась информацией с контрразведывательными службами Франции и США, последние
оперативно направили в Лондон свои группы старших офицеров контрразведки для
снятия показаний с Кроткова. В 1961 году Кротков участвовал в оперативной разработке
военного (ВВС) атташе Франции генерала Л. Гибо. Точно так же, как это было с
Дежаном, Комитет ввел в круг общения Л. Гибо череду ласточек, пока одной из
них не удалось заманить его на роман. Роман бурно развивался до начала лета
1962 года, когда трое элегантных мужчин в штатском разложили перед ним множество
шокирующих фотографий, документирующих его связь. Столкнувшись с доказательствами
отношений со стороны КГБ, предложившим выбор между тайным сотрудничеством или
публичным позором, полковник предпочел застрелиться. В 1963 стал невозвращенцем,
не вернувшись из поездки делегации литераторов и писателей в Великобританию.
Западные источники в качестве одной из причин бегства Короткова указывают на
довлевшее чувство вины за действия по компрометации, приведшие к самоубийству
Гибо. «Для Кроткова смерть Гибо была не самоубийством, а убийством. Внутренние
переживания вынудили его принять решение, с которым он боролся в течение нескольких
месяцев: порвать со своей жизнью халтурного сочинительства, лицемерия, ежедневного
обмана и духовного убожества. Тайно он начал записывать и переносить на микрофильм
историю своей жизни как сотрудника госбезопасности». Тайно вывез за рубеж микрофильмированные
рукописи с подробностями и деталями операций КГБ, содержащими реальные имена,
даты и места проведения, также диалоги и реакции их участников. Вероятно, Кротков
таким образом планировал использовать событийную сторону своей служебной деятельности
в последующей работе драматурга и сценариста, что и было осуществлено им впоследствии.
Контрразведка Британии MI5 перевела и опубликовала манускрипт. Кротков много
лет скитался по Европе, пытаясь писать и надеясь, что когда-нибудь сможет рассказать
свою историю миру. С 1967 по 1968 год жил в Мюнхене, работал диктором на радиостанции
«Свобода». С 1969 года жил в США. В США проживал под именем Джорджа Карлина.
В 1970-е годы, находясь в США давал показания под присягой подкомитету Сената
по внутренней безопасности о методах работы КГБ, запротоколированные на более
чем 1 тыс. страниц. Публиковался в эмигрантском «Новом журнале». Дж. Бэррон,
опрашивавший Кроткова на протяжении многих с ним встреч отметил: Он часто кажется
озабоченным размышлениями о смерти и духовными поисками Бога. «Я знаю, что настанет
день расплаты, и что пощады мне не будет»-сказал он автору. Умер 26 декабря
1981 года. Картина снималась только для телевидения.