Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«СПАСИТЕЛЬНЫЙ РАССВЕТ»
(Rescue Dawn)

США-Люксембург, 2006, 126 мин., «MGM/Top Gun Productions/Thema Production»
Режиссер и сценарист Вернер Херцог, композитор Клаус Бадельт
В ролях Зак Гренье, Маршалл Белл, Тоби Хасс, Кристиан Бейл

1966 год. Пилот ВМС США, немец по происхождению Дитер Денглер участвует во Вьетнамской войне. Его самолет подбит над Северным Вьетнамом и разбился на территории Лаоса. Денглеру предстоит пройти плен, пытки, совершить побег и две недели скитаться в джунглях, надеясь на чудесное спасение…
В основе фильма лежит документальная история лейтенанта Дитера Денглера, сбитого 1 февраля 1966 года и совершившего успешный побег из лагеря военнопленных в Лаосе. Дитер Денглер (1938-2001)-американский военный летчик немецкого происхождения. Принимал участие во Вьетнамской войне, был сбит и провел пять месяцев в плену в Лаосе, откуда сумел совершить успешный побег. Детство Денглера прошло в небольшом немецком городке Вильдберг. Его отец служил в немецкой армии и погиб во время Второй мировой войны, а его дед был объявлен политическим противником НСДАП за то, что был единственным жителем города, не голосовавшим за Гитлера. В раннем детстве Денглер впервые увидел самолеты. Из окна своей комнаты он видел самолеты англо-американских союзников, пролетавшие над городом, и с этого момента у него появилась мечта стать летчиком. Однако в послевоенной Германии ему пришлось заниматься ремеслами кузнеца и часовщика, чтобы помочь содержать семью. В 1957 году Денглер отправился в США в надежде реализовать свою детскую мечту. Прибыв в Нью-Йорк, он вскоре записался добровольцем в ВВС США и прошел начальную воинскую подготовку на авиабазе Лаклэнд. Ему, однако, не повезло: два года службы он провел на хозяйственных работах, после чего понял, что для получения летной подготовки ему необходимо образование. Окончив школу в Калифорнии и получив американское гражданство, Денглер записался в ВМС США. Здесь он, наконец, стал летчиком и получил назначение в боевую эскадрилью, вооруженную поршневыми штурмовиками A-1 «Скайрейдер». Среди своих товарищей он был известен как бунтарь. Денглер постоянно получал нагоняи от офицеров за свой внешний вид, на что всякий раз отвечал со своим немецким акцентом: «Я не понимаю». В конце 1965 года младший лейтенант ВМС США Дитер Денглер служил в 145-й штурмовой эскадрилье, которая входила в состав авиакрыла авианосца «Рейнджер», прибывшего в Тонкинский залив для участия во Вьетнамской войне. Поначалу эскадрилья совершала боевые вылеты против целей в Южном Вьетнаме. Однако 31 января 1966 года авиация США после продолжавшейся месяц паузы, вызванной политическими причинами, возобновила бомбардировки Северного Вьетнама. Самолеты «Рейнджера» приняли участие в налетах первого дня. Утром следующего дня, 1 февраля, Денглер на своем A-1 выполнял в составе звена задание по уничтожению транспортных средств противника на территории Северного Вьетнама в районе лаосской границы. Из-за плохой погоды атака на основную цель (колонну грузовиков) была отменена, и звено отправилось к запасной цели-зенитным позициям. Денглер заходил на нее последним из звена. Его самолет видели выходящим из атаки, после чего всякая связь с ним прервалась. Как выяснилось впоследствии, самолет Денглера был подбит огнем с земли. Пилот сначала собирался выпрыгнуть с парашютом, но потом решил посадить самолет на прогалину в джунглях. В ходе аварийной посадки на территории Лаоса он едва не погиб. Поисковая операция продолжалась по крайней мере сутки. Пилотам эскадрильи удалось обнаружить место падения «Скайрейдера», поисково-спасательные вертолеты выполнили облет этого района. Было отмечено, что кабина самолета пуста. Денглер видел, что его ищут, но не сумел выйти со спасателями на связь через свою аварийную радиостанцию. Через несколько дней он был схвачен солдатами Патет-Лао. По пути в лагерь для военнопленных Денглер сумел бежать, однако вскоре его снова нашли. В лагере Денглер встретил шесть других военнопленных-двух американцев, трех тайцев и одного китайца. В период нахождения в плену все они подвергались пыткам, избиению, практически не получали медицинской помощи и жили на голодном пайке. С самого начала Денглер был настроен на побег, хотя и не все товарищи его поддерживали. Однажды они случайно услышали разговор охранников, из которого следовало, что те планируют убить всех пленных, якобы при попытке к бегству, чтобы получить предназначенную для них еду. После этого побег был признан единственным шансом на спасение. Он состоялся в последних днях июня 1966 года и сопровождался перестрелкой с охраной, в которой несколько охранников погибли. Однако группа оказалась разделена. Денглер и 1-й лейтенант Дуэйн Мартин, пилот вертолета, сбитый в 1964 году, потеряли из виду других беглецов. Выйдя к реке, Денглер и Мартин построили плот, на котором на 18-й день после побега добрались до неизвестной деревни. В этой деревне их неожиданно атаковал крестьянин с мачете, убивший Мартина, отрубив ему голову. Денглеру удалось убежать. К этому времени он был настолько истощен, что не мог идти дальше. Сделав из найденного в джунглях парашютного шелка надпись SOS на земле, он стал ждать смерти или спасения. Утром 20 июля подполковник Юджин Дитрик и майор Энди Андерсон из 1-й эскадрильи воздушных коммандос, совершавшие на своих A-1 вылет на вооруженную разведку в Лаосе, заметили Денглера на земле и вызвали для его эвакуации вертолет из Дананга. Накануне своего пленения Денглер весил 71 кг. После пяти месяцев плена и трех недель скитания по джунглям его вес составлял 44 кг. За свой побег он был награжден Военно-морским крестом, второй по значимости национальной военной наградой после Медали Почета. В 1968 году Денглер завершил военную службу. Он устроился гражданским летчиком в авиакомпании «Trans World Airlines» и пережил четыре авиационных происшествия. В 1996 году издал книгу «Бегство из Лаоса», в которой описал свое пребывание в плену. Дитер Денглер скончался в 2001 году от бокового амиотрофического склероза. Похоронен на Арлингтонском национальном кладбище в Вашингтоне.
Художественный вариант документального фильма Вернера Херцога «Малыш Дитер должен летать» (1997). Исполнители главных ролей сбросили для этой картины от 15 до 25 килограммов. Режиссер фильма в знак солидарности также похудел на 13, 5 кг. Главную роль первоначально должен был играть Мэтт Деймон. При бюджете в 10 миллионов долларов картина в мировом прокате собрала 7 миллионов.