Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«РИСКОВАННЫЙ БИЗНЕС»
(Risky Business)

США, 1983, 100 мин., «The Geffen Company»
Режиссер и сценарист Пол Брикман
В ролях Том Круз, Ребекка Де Морней, Ричард Мазур, Джо Пантолиано, Николас Прайор, Кертис Армстронг

Джоэл Гудсон-старшеклассник, живущий с родителями в эксклюзивном квартале Чикаго на берегу озера Мичиган. Днем его жизнь полна забот о том, чтобы не разочаровать родителей и поступить в один из университетов престижной «лиги плюща», а по вечерам он фантазирует о сексе. Когда родители уезжают из дома на отдых, один из приятелей устраивает для Джоэла рандеву с гламурной проституткой по имени Лана. На следующий день обоих приятелей и Лану по улицам Чикаго преследует чокнутый «сутенер-убийца» Гвидо. С каждым часом проблемы Джоэла нарастают. К концу фильма Джоэл, проявивший задатки подлинного капиталиста и окончательно растерявший при этом свою былую невинность, самодовольно констатирует, что за несколько часов смог заработать 8 тысяч долларов, устроив в родительском доме настоящий бордель…
Молодежная кинокомедия, снятая в 1983 году дебютантом Полом Брикманом. В главной роли снялся Том Круз, которого этот фильм сделал звездой первой величины. Роль в фильме Брикмана продолжает считаться одной из вершин его актерской карьеры. Рецензенты обращали внимание, что проституция в фильме рассматривается как одна из форм предпринимательства, и это покоробило многих. В Variety написали, что «фильм производит впечатление одобрения неутешительного итога: важнее всего на свете-«срубить кучу бабла». По мнению Дэвида Денби «все это представлено без тени критики или иронии-как торжество свободы предпринимательства». «Да здравствуют богатство, успех, статус и лучшее тело, какое можно купить»-подвел итог фильма Эндрю Саррис. Кое-кто и вовсе отмел фильм в сторону, как тонкий пример «сексплуатации». В то же время Кристофер Конолли назвал фильм Брикмана «Беспечным ездоком» для поколения MTV». В справочнике Time Out фильм сравнивают с не менее легендарным «Выпускником» 1967 года. С высоты XXI века в нем можно видеть первую ласточку кино о молодежи, которая безуспешно пытается вырваться из затхлой жизни в американских пригородах рейгановской эпохи («Конфискатор», «Более странно, чем в раю»). Дэйв Кер воспринял «Рискованный бизнес» как признак того, что возвращаются времена Дугласа Сирка, когда голливудское кино для широких масс могло быть поистине художественным и оригинальным. В фильме отчетливо звучит тема утраты невинности при вступлении во взрослую жизнь. По мнению Дэйва Кера, от поверхностных критиков укрылось главное отличие фильма от других молодежных комедий-аура полусонного томления, на которую работают виртуозная в своей подвижности камера и обилие в кадре дымки, туманов. Как отмечает киновед, комические ситуации у Брикмана доведены до абсурда с сюрреалистическим налетом, а едкая сатира приправлена зыбкой романтической мечтательностью. Хрустальное яйцо-дорогая безделушка, олицетворяющая материальное вознаграждение, которое Джоэл вправе ожидать в случае следования по жизненному пути, предписанному родителями. Расколоть яйцо-означает разбить семью и будущее, иными словами-обрести свободу. Что-то отмирает в Джоэле, когда он надевает черные очки-этот жест превращает его в постоянного обитателя ночного мира, и к тому же в старика. Мы понимаем, что Джоэл вырос. Критики отмечают и другую особенность «Рискованного бизнеса». Порицание продажности и капитализма идет рука об руку с прославлением капиталистических ценностей. По характеристике Кера, главный герой все время колеблется между Оно и Супер-Эго, доступными удовольствиями и обещанием блестящего будущего, между «жаром плоти и холодком монет». С первых кадров ритм фильма задает электронная музыка в духе «новой волны» 1980-х. Основная часть саундтрека написана группой Tangerine Dream. В одной из ключевых сцен фильма звучит мелодия Фила Коллинза In the Air Tonight. При бюджете в 6, 2 миллиона долларов картина в прокате США собрала 64 миллиона.