Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.
Большая часть фильма рассказывается через флэшбэк, когда
Войта, учитель средних лет, вернувшийся в свою деревню после многих лет,
узнает горниста в баре. Они разговаривают до тех пор, пока он не спрашивает
о Терине, ярмарочной девушке, в которую он глубоко влюбился в юности во
время школьных каникул много десятилетий назад. Фильм возвращает нас к
тому лету, их роману между его обязанностями по уходу за больным дедушкой
и его постоянным соперничеством с горнистом за любовь Терины…
На Московском международном кинофестивале картина номинировалась на Гран-при,
а получила специальный приз жюри. В Индии позднее сняли ремейк под названием
«Через реку» (1974).
Из журнала «Искусство кино». Фильм смотрится трудно. Событий почти не
происходит, а те, что есть, разворачиваются тяжеловесно и туго. Крутится
карусель-в первых кадрах, в середине, в финале. Соблазняет длинного недотепу
Войту сдобная вдовица: в первых кадрах, в средних, в финальных. Едва переступает
дрожащими ногами больной дед-через весь фильм. Гудит, бьется где-то о
стекло невидимая тяжелая муха-тоже почти через весь фильм. Режиссура дорожит
повторами: все там же, у пруда, встречаются герои, все тот же бант на
кофте Терины никак не развязать робким рукам Войты. Какой же смысл скрыт
за спокойно-угнетающим ритмом киноповествования? Может быть, незатейливая
быль? Юноша на каникулах, в своем селе полюбил веселую белозубую хозяйку
карусели в бродячем балагане. И она любит его. Но на попечении юноши-больной
дед. Но у девушки-мрачный жених. И наконец стечение обстоятельств: дед
умирает в ночь, когда любовники хотят сбежать. И так бывает. Может быть,
романтическая история о мужестве и решимости, необходимых юности? Ведь
если всмотреться в перипетии, то будь Войта решительней и отважней, не
помешали бы его побегу с Териной ни смерть деда, ни кулаки Виктора. Может
быть, возвышенный рассказ о парне, для которого святы моральные обязательства,
долг: перед собой, перед близкими? Не это ли удерживает его от искушений
вдовы? И не эта ли моральная чистота заставляет остаться рядом с покойным
дедом в минуты, когда ждет Терина? Разные толкования не выдуманы. Любое
из них опирается на какой-либо из эпизодов, плохо сочетающихся друг с
другом. Ибо разговор Войты с отцом-это быт, веселая круговерть карусели-поэзия,
а пристальное разглядывание камерой рук и тела мертвого деда-уже почти
гиньоль. Отакар Вавра словно не предпринимает никаких усилий, чтобы зритель
мог избрать какую-то трактовку. Похоже, что его совершенно не волнует
корень, извлекаемый из его интуитивных построений. Похоже, что более всего
его занимают пластические вариации вокруг приблизительно расставленных
сюжетно-литературных опор. Хорошо это или плохо? Вероятно, хорошо: в той
мере, в какой позволяет фильму избавиться от плоской назидательности.
Вероятно, плохо: в той мере, в какой лишает его конечного потенциала,
уже не только смыслового, но и эстетического, и эмоционального. Есть в
фильме одна сторона, которая позволяет догадываться о возможном «потолке»
ленты. Я имею в виду цельное изобразительное решение. Не ищите в фильме
нежных пейзажей, игры светотени, изыска ракурса-всего, что обычно записывают
в актив оператора. Избрав почти для всей ленты съемку длиннофокусной оптикой,
авторы словно отрывают вещи от фона и сообщают им собственную силу. Незабываемы
лица людей: «фактурные» во всех подробностях, в то время как второй план
кадра намеренно лишен их и кажется зыбким. Видимо, эту же поэтику простых,
но весомых понятий искала режиссура. Вот, на мой взгляд, один из лучших
эпизодов: жалкий старик, нелепый в летнем лесу в своем пальто и шарфе
вокруг жилистой шеи, и тут же-нагая молодая женщина, сильное тело в тугих
струях реки. И Войта, растерявшийся между цепкой рукой деда и зовом женщины.
Картина могла стать притчей, даже аллегорией, строгой и земной. Она могла
быть крепко сшитой из прочных пластов-образов: первая чистая любовь, первая
земная страсть, первая смерть. Там, где эта стилистика пробивается сквозь
житейское правдоподобие-там чувствуешь поэзию фильма, его благородство
и высоту.
По словам народного поэта Франтишека Хрубина, автора сценария этого фильма-это
«поэма о том, как человек впервые встречает любовь и впервые сталкивается
со смертью». Два пятидесятилетних человека-директор школы Войта и комедиант
Виктор-вспоминают свою молодость, свою любовь к девушке Терине, дочери
владельцев карусели. Для студента Войты время это полно романтики, тайных,
отрывочных свидании и горя-нетерпимости родителей, не желающих связи сына
с «комедианткой», смерти дедушки, к которому Войта был привязан, и случайной
разлуки с Териной, которую юноша никогда больше не увидел-она уехала в
фургоне Виктора. В новом фильме Отакара Вавры критиков больше всего поражает
зрелость мастерства художника, как будто мановением волшебной палочки
превращающего банальность в источник чистейшей поэзии: в намеренно простой,
банальной истории о любви двух молодых людей к девушке о карусели он ведет
речь о человеческой жизни.