Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«УЛИЦА ПРЭРИ»
(Rue des Prairies)

Франция-Италия, 1959, 90 мин., ч/б, «Les Films Ariane/Filmsonor/Intermondia Films»
Режиссер и сценарист Дени де Ла Пательер по Рене Лефевру, сценарист Мишель Одиар
В ролях Жан Габен, Клод Брассер, Мари-Хосе Нат, Роджер Дюма, Поль Франкер, Жак Моно, Луи Сенье

В 1942 году, после двух лет нахождения в плену в Германии, рабочий Анри Неве возвращается домой в Париж. Он узнает, что его жена недавно умерла во время родов, оставив новорожденного Фернана. Понимая, что он не является отцом ребенка, Анри, широкая душа, воспитывает его как родного сына вместе со своими двумя детьми, Луи и Одетт. Он старается делать для них все возможное, пренебрегая своей личной жизнью. Проходит семнадцать лет. Старшие дети встают на ноги: Луи начинает как рабочий, но вскоре становится профессиональным велосипедистом и выигрывает чемпионат Франции, а Одетт сначала работает продавщицей в обувном магазине, а потом получает предложение сниматься в качестве модели и планирует выйти замуж за состоятельного сорокалетнего мужчину, обещавшего ей развестись с женой. Они отдаляются от отца, стремясь к буржуазному благополучию, которого они не знали на окраине Парижа, на улице Прэри. Анри Неве считает утратой нравственных ориентиров подрастающего поколения то что, по его мнению, дочь продает себя богатому человеку, женатому и по возрасту значительно старше ее, а сын совершает неблаговидные поступки и идет на сделку со своей совестью, чтобы пробиться в велоспорте. Но наибольшие проблемы доставляет ему Фернан, ради которого Анри, опасаясь обделить в чем-то приемного сына, идет на большие расходы, оплачивая его образование. Мятежный и недисциплинированный, Фернан сбегает из школы-интерната и, не смея возвращаться домой, оказывается в квартире проститутки, сдающей его полиции. За побег и драку с полицейским он должен предстать в суде по делам несовершеннолетних, где будет решаться вопрос о его передаче в исправительное учреждение. Адвокат, нанятый любовником Одетт, находит только один способ защиты: Одетт и Луи сначала сообщают суду-и Фернану-что Анри не является его настоящим отцом, а затем тот и другой свидетельствуют о «непонимании», «насильственных мерах» и «жестоком обращении», сопровождавшим их детство и юность, что в результате и привело к лишению Анри родительских прав. Маневр срабатывает, но мальчик, упрямый и безмолвный до тех пор, взволнованно возражает: он долгое время знал, что не является сыном Анри, но разве «настоящий отец не тот, кто дает вам суп и обувь на ноги?» Он любит его, восхищается им, и хочет с ним жить и работать. Судья идет им навстречу и возвращает их друг другу…
Популярный роман, написанный Рене Лефевром, по логике должен был стать основой фильма популярного жанра, иначе говоря, мелодрамы. При выходе в 1959 году во Франции экранизация также очень понравилась зрителям (3, 5 миллионов проданных в кинотеатрах билетов), но явилась предметом большой полемики среди критики. Ее отправной точкой послужила идея рекламодателей выпустить фильм под воинственным лозунгом «Жан Габен сводит счеты с Новой волной». Со своей стороны Мишель Одьяр, сценарист фильма, печатает в еженедельнике Arts одну из его незабываемых формулировок: Новая волна мертва. И оказывается, что она была, в сущности, намного больше волной, чем новшеством. Идейные вдохновители Новой волны не замедлили ответить на провокацию. Ив Буассе и Марсель Мартен разоблачают «кино, которое проституирует» и критикуют его создателей. Ив Буассе, в частности, пишет: «Улица Прэри»-это фильм, который участвует в манипуляциях по оболваниванию публики, к чему часто изъявляет готовность французское кино. Франсуа Трюффо отмечал, что выход этого фильма сумел сблизить и мобилизовать представителей «новой волны»: Те самые журналисты, которые прежде поддерживали нас, теперь угождали публике желанными для нее штампами. Вот и все. До выхода на экран этого фильма Годар, Рене, Маль, я и другие постоянно заявляли в интервью: никакой новой волны не существует, само это название-полная чепуха. Но нам пришлось изменить позицию, и с тех пор я постоянно подчеркиваю свою причастность этому движению. Несмотря на несомненную подачу социальных посланий в фильме (например, тема изменения нравов: развод или стремления молодежи к большей свободе), современный американский журналист и критик кино, Джеймс Траверс также дает низкую оценку кинематографическому подходу и влиянию «Улицы Прэри», особенно в сравнении с теми фильмами, которые начинали делать режиссеры новой волны: «Улица Прэри»-это фильм, который взывает к серьезному, социальному, реалистическому подходу, а получается, однако, заурядная, благопристойная, слишком обезличенная проформа, которая определяла мейнстрим кино во Франции в 1950-х годах (оцененных многими любителями французского кино, как «серые десятилетия»). Для французов этот фильм сегодня вызывает в основном ностальгические чувства и отношение к нему прежде всего как к кинодокументу. «Улица Прэри» представляет настоящую частицу парижской жизни 50-х годов с мощеными тротуарами и автобусами с платформой, одеждой, домашней обстановкой и нравами тех времен, периода, когда страна интенсивно строилась и модернизировалась, названного позже экономистами «30-ю славными годами». И фильм построен на пути следования прораба Анри туда и обратно, между улицей Прэри, уютной и живой, с круглогодичными торговыми лотками и с кафе, где Анри Неве знает всех, и стройкой нового, еще безымянного жилого квартала в Сарселе, воплощающей в себе современность и разрушающей старый мир, в котором он живет. Сценам в квартале Менильмонтан неоднократно предшествует панорама окраинной части города с видом Эйфелевой башни. Этот символический элемент общей эстетики фильма с одной стороны подчеркивает стремление к классической строгости, а также сопровождает развитие семейной истории, становясь по мере усиления драматизма более темным. Если повествовательное раскрытие темы или кинематографическое решение замысла не признаны сильной стороной работы Дени де Ла Пательера, то благодаря качеству диалогов Мишеля Одьяра и их блестящей интерпретации «Улица Прэри», изданная на DVD и заново открытая, сейчас считается одним из лучших французских фильмов послевоенного времени. Для Ла Пательера это был второй опыт сотрудничества с Жаном Габеном, в котором, как он рассказывал в интервью в 2012 году, ему нравилось то, что великий актер мог играть роли, не имеющие между собой ничего общего. Режиссер нашел Габена очень органичным в характере Анри Неве и отметил, что Габен для понимания своего персонажа внимательно отнесся к своему костюму и попросил позволить ему самому выбрать одежду, подтяжки и кепку, подходящие по его мнению для этой роли. Габен также выбрал исполнительницу его дочери Одетт, 17-летнюю Мари-Жозе Нат, сыгравшую в этом фильме свою первую большую роль. Как вспоминала актриса в интервью в 2011 году, она пришла на пробы, но получила отказ, потому что продюсер искал блондинку. Решающее слово осталось за Габеном, заметившим ее прежде в телевизионном фильме. Он был к ней доброжелательным и оказывал помощь на съемках, ставших для нее чудесной школой. Для Клода Брассера его роль старшего сына, Луи, также стала его первой большой ролью в кино. Роже Дюма, в будущем автор текстов песен, исполняемых, в частности, Сильви Вартан, Джонни Холлидеем и Карлосом, несмотря на то, что останется до конца жизни актером второго плана, за исполнение роли приемного сына Фернана будет награжден, в порядке исключения, Призом Сюзанны Бьянкетти, присуждаемом молодым многообещающим актрисам. В конце съемок «Улицы Прэри» Роже Дюма женится на Мари-Жозе Нат, но брак распадется через год.