Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«БОЙЦОВАЯ РЫБКА»
(Rumble Fish)

США, 1983, 90 мин., ч/б, «Zoetrope Studios/Hotweather Films»
Режиссер и сценарист Фрэнсис Форд Коппола по Сюзан Элоизе Хинтон
В ролях Микки Рурк, Мэтт Диллон, Дайан Лейн, Денис Хоппер, Николас Кейдж, Лоуренс Фишберн, Том Уэйтс, Крис Пенн, Диана Скарвид, Винсент Спано

В центре фильма-юный Расти Джеймс, лидер небольшой молодежной банды промышленного городка. Брат Расти, Мотоциклист, бывший «король» города, появляется в сцене криминальной разборки банды Расти и его врагов, вернувшись после долгого отсутствия. Отвлекающийся, бредовый и загадочный, Мотоциклист, кажется, несколько по-иному смотрит на окружающую действительность. Были времена, когда он был лидером банды, и под его руководством она не знала поражений. Но теперь в город пришел героин, и банды остались в прошлом. Расти Джеймс хочет быть таким, как брат, и тоскует по ушедшему миру. А Мотоциклист, дальтоник и почти глухой, не видит в жизни больше ничего интересного. Кроме Мотоциклиста, «остановилась жизнь» у его девушки, подсевшей на наркотики, полицейского, целью жизни которого стала поимка Мотоциклиста на месте преступления, отца Расти Джеймса и Мотоциклиста, которого бросила с детьми ради карьеры звезда Голливуда. Расти Джеймс увлечен «романтикой» уличных банд. Мотоциклист старше своего брата на 5 лет и на целую жизнь. Он пытается повлиять на брата, чтобы тот «перестал делать глупости». В итоге, «заплатив немалую цену», Расти Джеймс следует воле своего брата: выпускает бойцовую рыбку в реку и бежит от мещанского мирка, в котором растворяются члены банды, один, на его мотоцикле…
Фильм примечателен своим авангардным стилем: доминирующая черно-белая стилистика сменяется цветными вкраплениями, используются глубокий фокус и эффекты провалов во времени, чтобы передать особенности точек зрения главных героев. Бойцовые рыбки, вынесенные в название ленты, даны в цвете, хотя и плавают в черно-белом аквариуме. Саундтрек, выполненный барабанщиком «The Police» Стюартом Коуплендом, придает фильму сюрреалистическую атмосферу. Бюджет фильма составил 10 миллионов долларов. Музыка к фильму номинировалась на «Золотой глобус». На международном кинофестивале в Сан-Себастьяне картина получила призы ФИПРЕССИ и OCIC. Звукооператоры фильма с трудом слышали диалог Микки Рурка на съемочной площадке, часто просили его говорить громче. В результате звукооператоры назвали постановку «Рыба-мямля».
Микки Рурк вспоминает, что подошел к своему персонажу как к «актеру, который больше не находит свою работу интересной». Джек Николсон отказался от роли отца, потому что ему не понравился сценарий. Чтобы смешать черно-белые кадры, на которых Расти Джеймс и Мотоциклист в зоомагазине смотрят на бойцовых сиамских рыб в цвете, Стивен Х. Бурум снял актеров в черно-белых тонах, а затем спроецировал эти кадры на экран обратной проекции. Перед ним поставили аквариум с тропическими рыбками и сняли все это на цветную пленку. Это один из пяти любимых фильмов Фрэнсиса Форда Копполы. Микки Рурк сказал в интервью, что первоначальная версия фильма длилась 5 часов. Имя Расти Джеймс упоминается в фильме не менее 50 раз. То есть примерно раз в две минуты. Том Круз сказал Фрэнсису Форду Копполе, что хочет работать на него и взять на себя любую роль, поэтому Коппола пригласил его на мастер-классы и репетиции этого фильма, в котором снялся Мэтт Диллон, но Круз ушел после того, как ему предложили главную роль в картине «Рискованный бизнес» (1983). Мэтт Диллон прочитал книгу за несколько лет до того, как снялся в фильме, и в интервью сказал, что это его любимая книга. Хинтон сказала, что когда кто-то говорил ей, что «Бойцовая рыбка» была их любимой книгой, обычно «они находились в исправительном учреждении». Фрэнсис Форд Коппола был привлечен к роману из-за сильной личной идентификации, которую он имел с предметом-младший брат, который боготворит старшего, интеллектуально превосходящего брата, что отражало отношения между Копполой и его братом Августом. Посвящение Августу появляется как финальный титр фильма. Перед началом съемок Фрэнсис Форд Коппола регулярно по вечерам проводил показы старых фильмов, чтобы познакомить актеров и, в частности, съемочную группу со своей визуальной концепцией фильма. В частности, Коппола показал «Решение перед рассветом» (1951), послужившее источником вдохновения для дымчатого образа фильма, немую картину «Последний человек» (1924), чтобы показать Мэтту Диллону, как актер Эмиль Яннингс использовал язык тела для передачи эмоций, и «Кабинет доктора Калигари» (1920), который стал «стилистическим прототипом» фильма. Широкое использование Копполой теней, косых ракурсов, преувеличенных композиций, обилия дыма и тумана-все это отличительные черты этих немецких экспрессионистских фильмов. «Кояанискатси» (1982), снятый в основном в режиме интервальной съемки, побудил Копполу использовать эту технику для анимации неба в своем собственном фильме. Чтобы привести Микки Рурка в образ мышления своего персонажа, Фрэнсис Форд Коппола дал ему книги, написанные Альбером Камю, и биографию Наполеона. Внешний вид Мотоциклиста был смоделирован по образцу Камю с фирменной сигаретой, свисающей из уголка рта, взятой с фотографии автора, которую Рурк использовал в качестве визуального ориентира. Во время работы над фильмом «От всего сердца» (1981) Фрэнсис Форд Коппола получил письмо от класса школьников со Среднего Запада. Дети писали, что, поскольку он был таким хорошим режиссером, им всем понравился «Апокалипсис сегодня» (1979), не мог бы он подумать о том, чтобы взяться за их любимое литературное произведение, книгу «Посторонние» детской писательницы С. Э. Хинтон. Коппола согласился. Во время съемок фильма «Изгои» (1983) Коппола решил параллельно с ним снять второй фильм-меньшую и более личную работу. Результатом стала «Бойцовая рыбка» (1983), и она тоже основана на книге С. Э. Хинтон. Пройдя прослушивание на роль в фильме «Изгои» (1983) и не будучи выбранным, Фрэнсис Форд Коппола решил, что Микки Рурк лучше подойдет для этой роли, и вместо этого дал ему роль Мотоциклиста. Это единственная адаптация романа С. Э. Хинтон, в которой не фигурирует Эмилио Эстевес. Несмотря на отсутствие финансирования, Фрэнсис Форд Коппола полностью записал фильм на видео за две недели репетиций в бывшем школьном спортзале, после чего смог показать актерам и съемочной группе черновой вариант фильма. Фрэнсис Форд Коппола предложил Дайан Лейн свою роль в этом фильме, когда она работала над его предыдущим фильмом «Изгои» (1983). В эпизоде сна, где Расти Джеймс плавает вне своего тела, Мэтт Диллон носил слепок тела, который перемещался с помощью шарнирной руки, а также летал на тросах. Warner Bros. не была довольна ранней версией фильма «Изгои» (1983) и отказалась от распространения этого фильма. Почти в каждой сцене фильма есть дым из мусорного бака, люка, пепельницы. Писательница С. Э. Хинтон утверждает, что сценарий к этому фильму был написан «на одном из первых персональных компьютеров» менее чем за две недели. Фрэнсис Форд Коппола снимал в безлюдных местах на окраине Талсы, причем многие сцены были сняты на ручную камеру, чтобы зрители чувствовали себя неловко. Он также нарисовал тени на стенах декораций, чтобы они выглядели зловеще. Фрэнсис Форд Коппола нанял Майкла Смуина, хореографа и директора балета Сан-Франциско, для постановки сцены драки между Расти Джеймсом и Биффом Уилкоксом, потому что ему понравилось, как он поставил насилие. Он попросил Смуина включить определенные визуальные элементы: мотоцикл, битое стекло, ножи, фонтанирующую воду и кровь. Хореограф потратил неделю на разработку последовательности. Смуин также поставил уличный танец между Микки Рурком и Дайаной Скарвид, смоделировав его с танца в «Пикнике» (1955) с участием Уилльяма Холдена и Ким Новак. Это третья экранизация С. Э. Хинтон с Мэттом Диллоном в главной роли. Хизер Лангенкамп сыграла статистку в этом фильме, но ее сцена была вырезана, как это было сделано в «Чужих» (1983). Брайан Джонсон случайно ударил Мэтта Диллона во время драки. Первое совместное предприятие Николаса Кейджа и его дяди режиссера Фрэнсиса Форда Копполы. В какой-то момент, когда Расти Джеймс и Мотоциклист разговаривают, проститутка начинает приставать к Стиву на заднем плане. Эту проститутку играет С. Э. Хинтон, автор оригинального романа. Весь фильм черно-белый, за исключением красной и синей рыбки в зоомагазине и отражения Расти в полицейской машине в конце.