Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«САН-ДЕМЕТРИО, ЛОНДОН»
(San Demetrio London)

Великобритания, 1943, 104 мин., ч/б, «Ealing Studios»
Режиссеры и сценаристы Чарльз Френд и Роберт Хамер
В ролях Артур Янг, Ральф Майклс, Уолтер Фитцжеральд, Нанни Петерсен, Роджер Уолтерс. Гордон Джексон, Фредерик Пайпер

Фильм представляет собой реконструкцию истории спасения британского танкера San Demetrio MV. Судно, перевозившее груз нефти домой из Галвестона, штат Техас, было брошено экипажем после того, как его подожгли снаряды с немецкого крейсера Адмирал Шеер. Из трех спасательных шлюпок, спасшихся с поврежденного танкера, две были подобраны другими судами. После трехдневного дрейфа пассажиры третьей шлюпки, включая главного инженера и второго помощника, вновь поднялись на борт горящего San Demetrio MV, потушили пожары и, сумев перезапустить двигатели, вернулись в Великобританию, войдя в Клайд десять дней спустя…
San Demetrio MV был британским моторным танкером, известным своей службой во время Второй мировой войны. Судно было построено в 1938 году для нефтяной и судоходной компании Eagle. В 1940 году был поврежден в результате действий противника в середине Атлантики, покинут экипажем, но позже часть экипажа вновь поднялась на борт и успешно привела танкер в гавань. San Demetrio был одним из нескольких моторных танкеров водоизмещением около 8000 тонн, построенных для Eagle Oil and Shipping в конце 1930-х годов. Был построен судостроительной компанией Blythswood из Глазго, которая также спустила на воду свои однотипные корабли San Conrado в 1936 году и San Cipriano в 1937 году. Сан-Деметрио загрузил 11 200 тонн авиационного топлива в Арубе, Голландская Вест-Индия, и направлялся в Эйвонмут, Англия. Был одним из 38 кораблей, присоединившихся к конвою HX 84 для перехода через Северную Атлантику и покинувших Галифакс, Новая Шотландия 28 октября 1940 года. Эсминцы Таун-класса HMCS Колумбия и HMCS Святой Франциск сопроводили конвой из канадских внутренних вод, но после того, как он покинул побережье, единственным эскортом конвоя был вооруженный торговый крейсер HMS Jervis Bay-переоборудованный пассажирский лайнер он был вооружен семью устаревшими 6-дюймовыми морскими орудиями BL Mk VII и парой 76 мм. зенитных орудий. 5 ноября 1940 года немецкий крейсер Адмирал Шеер обнаружил конвой и немедленно атаковал. Капитан Э. С. Ф. Феген с HMS Jervis Bay направился к рейдеру, чтобы задержать Адмирала Шеера, чтобы позволить конвою рассеяться и уйти. Jervis Bay потерпел полное поражение, но сражался 22 минуты, прежде чем был потоплен с потерей 190 членов экипажа. Их жертва, за которой последовала предполагаемая четырехчасовая битва в кошки-мышки с грузовым судном конвоя SS Beaverford, позволила большинству торговых судов из конвоя HX 84 сбежать. Феген получил посмертный крест Виктории. Адмирал Шеер теперь пытался потопить как можно больше конвоев до наступления темноты. Корабль попал в Сан-Деметрио несколькими снарядами, которые убили впередсмотрящего Эрнеста Дейнса, разрушили мостик и кормовую палубу и оставили верхнюю палубу в огне. Несмотря на разрывы снарядов и возникший в результате пожар, легковоспламеняющийся груз судна не взорвался. Тем не менее, ее хозяин, капитан Уэйт, полагал, что пожар может привести к возгоранию авиационного топлива в любой момент, поэтому он отдал приказ покинуть судно. Поскольку корабль оставался под огнем Адмирала Шеера, экипаж спасся в трех спасательных шлюпках. Адмирал Шеер затем переключил свое внимание на другие корабли быстро рассеивающегося конвоя. Спасательные шлюпки отделились ночью, и две спасательные шлюпки с капитаном и двадцатью пятью членами экипажа были подобраны и доставлены на Ньюфаундленд. Шестнадцать человек в другой спасательной шлюпке, включая второго помощника Артура Г. Хокинса и главного инженера Чарльза Полларда, дрейфовали в течение 24 часов, когда заметили горящий корабль. К своему удивлению, они обнаружили, что это был их собственный корабль, Сан-Деметрио. Имея несколько альтернатив, экипаж должен был решить, рисковать ли смертью от облучения или вернуться на борт и рисковать пожаром. В конце концов, они решили остаться в спасательной шлюпке, потому что пожар был слишком сильным, а погода слишком опасной для попытки посадки, но после второй ночи в лодке и выдерживания ледяного зимнего шторма в Северной Атлантике они пожалели, что не вернулись на борт танкера. На рассвете следующего дня, 7 ноября 1940 года, Сан-Деметрио находился примерно в 9 км. с подветренной стороны, поэтому экипаж поднял паруса к нему и снова поднялся на борт. Они боролись с огнем, отремонтировали вспомогательный котел порта в достаточной степени, чтобы перезапустить судовые насосы и динамо-машины, и отремонтировали вспомогательный рулевой механизм. Никаких карт или навигационных инструментов не сохранилось, поэтому экипаж определял курс по случайным проблескам солнца. Ее радио тоже не сохранилось. Им удалось провести танкер через остальную часть Атлантики, невзирая на плохую погоду и подводные лодки. Через семь дней San Demetrio достиг вод у берегов Ирландии, откуда их сопроводили до устья реки Клайд, где они пришвартовались 16 ноября 1940 года. Они отклонили предложение о буксире из-за высокой стоимости. Несмотря на повреждения и пожар, было потеряно всего 200 тонн легковоспламеняющегося груза. Погиб только один человек, Джон Бойл, который был ранен, прыгая в спасательную шлюпку после первоначального сражения, и постепенно начал чувствовать себя плохо. Он находился в машинном отделении, чтобы следить за приборами, но умер от кровотечения через два дня. Он был посмертно награжден благодарностью короля за храброе поведение. Поскольку экипаж не получал помощи с другого судна, в последующем деле в Отделе завещания, развода и адмиралтейства Высокого суда, они смогли потребовать от страховщиков деньги за спасение судна и груза. Нефть и грузовой груз были оценены в 60 000 фунтов стерлингов. Сам корабль, почти новый, стоил 250 000 фунтов стерлингов. Высокий суд присудил истцам 14 700 фунтов стерлингов на утилизацию: 2000 фунтов стерлингов из них достались второму офицеру Хокинсу; 1000 фунтов стерлингов-имуществу Джона Бойла. Еще 1000 фунтов стерлингов достались 26-летнему Освальду Джону Эдмунду Престону, канадскому моряку и натурализованному гражданину США, потому что он сыграл великолепную роль, когда началось сражение. Хокинсу также был присвоен потрепанный красный флаг корабля. Второй офицер Хокинс был награжден орденом OBE за свою храбрость. Главный инженер Чарльз Поллард и палубный подмастерье Джон Льюис Джонс получили по военной медали Ллойда за храбрость на море. San Demetrio был отремонтирован и возвращен в строй. 14 марта 1942 года Сан-Деметрио отплыл без сопровождения из Балтимора, Мэриленд, направляясь в Великобританию через Галифакс, Новая Шотландия, с грузом в 4000 тонн алкоголя и 7000 тонн авиационного спирта. 17 марта он находился к северо-западу от Кейп-Чарльза, Вирджиния, когда немецкая подводная лодка U-404 торпедировала и потопила его. 16 членов экипажа и три артиллериста погибли, и шесть членов экипажа ранены, но выжившим удалось спустить на воду две спасательные шлюпки. Два дня спустя американский танкер SS Beta спас капитана, 26 членов экипажа и пять артиллеристов и доставил их в Норфолк, штат Вирджиния.