Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«БЕЗ СОЛНЦА»
(Sans soleil)

Франция, 1983, 104 мин., «Argos Films»
Режиссер и сценарист Крис Маркер
В ролях Амилкар Кабрал, Флоренс Делэй, Ариэль Домбаль, Шарлотта Керр, Ким Новак, Джеймс Стюарт

Маркер уводит зрителя в другое измерение, где кадры, снятые в Японии, Африке, Исландии, Франции и США являются попыткой понять мечты человечества. Его интересуют экзотические образы, появляющиеся перед камерой в этих местах и скрытые моменты, вызывающие контрасты и сравнения. Эти образы, воображаемый кинооператор обсуждает в письмах к воображаемой женщине, он говорит о классических фильмах, компьютерных играх и современных взглядах…
Фильм-эссе, названный в честь одноименного вокального цикла Мусоргского. Мелко нарезанный «под Вертова» видеоматериал (как отснятый самим режиссером, так и полученный в видеобанке) сопровождает женский голос, рассуждающий на вольные темы в форме обращения к покойному режиссеру (вымышленному). Изобразительный ряд образуют главным образом сценки из жизни футуристичного мегаполиса Токио и зарисовки из глуши Гвинеи-Бисау (согласно режиссеру, «самая забытая страна Африки»). Закадровый голос объясняет, что эти два географических полюса сближает приверженность анимизму, архаичная вера в одухотворенность всего на свете. Неожиданные, подчас парадоксальные сцепления несхожих, на первый взгляд, смысловых рядов характерны не только для закадрового текста, но и для монтажных склеек. Например, лица дремлющих в метро пассажиров перемежаются с кадрами из японский киномакулатуры. Время от времени режиссер углубляется в лирические отступления вроде повторения маршрута героев хичкоковского «Головокружения» по улицам Сан-Франциско. Разработанная Маркером модель киноэссе оказалась востребованной документалистами следующих поколений, особенно американскими. «Без солнца» принято считать вершиной этого жанра документалистики. Критик Сэм Адамс назвал фильм Маркера «наиболее успешной попыткой запечатлеть мыслительный процесс средствами кино». Сцены из Исландии были сняты Харуном Тазиффом в 1965 году на острове Вестманнаэйяр. На нем изображены три сестры Кристмундсдоттир: Кристбьерг Сигридур, 1954 г. р., Халдора, 1957 г. р., и Ашилдур, 1959 г. р. Впервые они узнали об этом фильме в июне 2015 года. На Берлинском кинофестивале картина получила приз OCIC.