Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«В СУББОТУ ВЕЧЕРОМ, В ВОСКРЕСЕНЬЕ УТРОМ»
(Saturday Night and Sunday Morning)

Великобритания, 1960, 90 мин., ч/б, «Woodfall Film Productions»
Режиссер Карел Рейс, сценарист Алан Силлитоу
В ролях Альберт Финни, Ширли Энн Филд, Рэйчел Робертс, Хильда Бейкер, Эдна Моррис, Фрэнк Петтит

Артур Ситон-молодой рабочий-токарь на одном из заводов Ноттингема. Свободное время в выходные он тратит на выпивку и свидания с девушками: достаточно взрослой, замужней Брендой, легко идущей на интимные отношения, и, одновременно, со своей сверстницей Дорин, которая вне брака допускает только платонические отношения. Бренда объявляет Артуру, что ждет от него ребенка. Они решают сделать нелегальный аборт. Муж Бренды узнает о неверности супруги и посылает своего брата с товарищем к Артуру. Они жестоко избивают его. Оправившись от побоев, Артур порывает с Брендой и Джеком. Вместе с Дорин они строят планы на будущую совместную жизнь…
Артур работает на токарном станке в небольшом городке вблизи от Ноттингэма. Это живой молодой человек, преданный удовольствиям и задирающий нос перед властями. Как он сам говорит: «Все, что я хочу, так это повеселиться. Все остальное-пропаганда». Для этой программы он проводит уик-энды в пьянстве и хулиганстве и укладывает в койку любую женщину, если ему это удается…
Картина является одной из первых лент «британской новой волны» в кинематографе, которая, в свою очередь, во многом опиралась на идеологию целого направления в культуре Великобритании 1950-х годов, выразители которого получили название «рассерженные молодые люди». Фильм, основанный на изобразительных традициях социального реализма (вновь набиравшего популярность благодаря пьесе «Оглянись во гневе» Джона Осборна, а позже-одноименной киноленте), был новаторским как в изображении реалий нелегкой жизни рабочего класса, так и в создании образа антигероя-Артура Ситона. Обозреватель «The New York Times» в статье, современной премьере фильма в США, в первую очередь отмечает работу актера-дебютанта художественного кинематографа: «Он-скептик и грубиян, полный бунтарского духа. Он-скор и эффективен, как на токарном станке, так и с девушками. У него есть уверенность в себе. В этом мире он твердо стоит на двух ногах. Может быть этот крепкий молодой парень, которого блестяще играет молодой актер Альберт Финни-новая сенсация британской сцены и экрана, это и есть образец развития рабочего класса. Он обладает необычным юмором, смелостью, гордостью и достоинством». В обзоре фильмов на сайте BBC картина характеризуется как «увлекательный фильм, снимок целой эпохи, реальность которой слишком уныла». Кроме позитивного приема у профессиональных критиков фильму сопутствовал кассовый успех. Цензорам не очень понравилась сцена, в которой Артур просыпается воскресным утром в постели со своей любовницей. Это прямо подразумевает внебрачный секс, что является заметным первым в британском кино. Заводские сцены были сняты на том же заводе, на котором во время войны работал оригинальный автор Алан Силлитоу, когда он производил снаряды и другую артиллерию. На момент съемок фабрика принадлежала велосипедной компании Raleigh. Дом, который использовался в качестве места съемок для дома Сифордов, принадлежал Алану Силлитоу, автору романа, на котором основан фильм. Перед выпуском фильму пришлось внести некоторые изменения в диалоги, в основном из-за нецензурных слов в оригинальном сценарии. Хотя «ублюдки», «кровавые» и «черт возьми» были разрешены, цензоры отказались пропускать «дерьмо», «христос» и «боггер» (последнее было заменой сценария для «жука»). Этот фильм сильно повлиял на британскую рок-группу Arctic Monkeys. Название их дебютного альбома «Whatever People Say I Am, Thats What I’m Not» является прямой цитатой из фильма, и многие песни были вдохновлены персонажем Альберта Финни. Также на художественное оформление альбома повлияли реалистичные образы британских рабочих кварталов и ночной жизни в фильме. Цензурный комитет отказался дать фильму одобрение, что повлияло на шансы фильма на американских экранах. Одной из причин, по которой Фредди Фрэнсис был привлечен в качестве оператора, был его опыт, который исполнительный продюсер Гарри Зальцм ан считал полезным для начинающего режиссера, такого как Карел Райс.Альберт Финни научился пользоваться токарным станком во время съемок. Третий самый кассовый британский фильм года. Первоначальным выбором Гарри Зальцмана на роль Артура Ситона был Питер О'Тул. Дайана Дорс отказалась от роли Бренды, доставшейся Рэйчел Робертс. Первый фильм Колина Блейкли. Картина получила приз британской киноакадемии «BAFTA» за лучшую актрису (Рэйчел Робертс), актера-дебютанта (Альберт Финней) и как лучший фильм года, а номинировалась за лучший сценарий и актера (Финней). На международном кинофестивале в Мар-дель-Плате картина получила Гран-при, а также награды за лучший сценарий, актера (Финней) и приз ФИПРЕССИ.