Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«СПИСОК ШИНДЛЕРА»
(Schindler's List)

США, 1993, 195 мин., «Universal»
Режиссер и продюсер Стивен Спилберг, композитор Джон Уилльямс
В ролях Лайам Нисон, Ральф Файннс, Бен Кингсли, Кэролайн Гудолл

Реальная история небольшого периода жизни (1939-1945) немецкого промышленника Оскара Шиндлера (1908-1974), во время Второй мировой войны спасшего жизни более, чем тысячи польских евреев, устроив их работать на собственных заводах в Чехии и Польше, тем самым предотвратив их истребление в фашистских концлагерях…
Трудный для просмотра фильм. На роль Амона Герта претендовал Тим Рот, но она ушла Ральфу Файннсу (он был очень похож на реального Герта). Первый фильм Спилберга, получивший взрослый прокатный рейтинг «R». Одно время проектом интересовался Билли Уайлдер, даже написавший один из первых вариантов сценария. Но к моменту начала съемок он уже ушел на покой и именно он убедил Спилберга самому сесть в режиссерское кресло. Ибо Спилберг, будучи продюсером проекта, был не уверен, что сможет достоверно рассказать эту историю, и первым делом предложил режиссуру своим коллегам. Но Мартин Скорсезе посчитал, что картину должен снимать режиссер-еврей. Роман Полански, сам едва выживший во время фашистской оккупации Кракова (а его мать умерла в Аушвице), сказал, что пока не готов снимать фильм на эту тему (позднее он все-таки обратиться к теме холокоста в картине «Пианист», 2002). Сидней Люмет отказался, так как он уже снял один фильм на эту тему-«Ростовщик» (1964). Спилбергу не удалось получить разрешение на съемки в настоящем Аушвице, поэтому пришлось построить декорации концлагеря на студии (эти декорации оказались одними из самых больших, которые когда-либо сооружались на территории Польши). Чтобы собрать одежду для 20 тысяч статистов, пришлось дать объявление в газетах. Интересно, что множество поляков откликнулось на него и с радостью продало киношникам свою одежду 30-40-х годов, которая у них до сих пор хранилась. Это самый дорогостоящий черно-белый фильм в истории кино, перекрывший рекорд картины «Самый длинный день» (1962), также повествующий о Второй мировой войне. На съемочной площадке почти не использовались предметы зеленого цвета, ибо они плохо отображаются в черно-белом цвете, не выглядя по-настоящему черными. На роль Оскара Шиндлера планировался Стеллан Скарсгард, но роль ушла Лайаму Нисону. Позднее Нисон претендовал на роль отца Меррина в фильме «Изгоняющий дьявола-4» (2004), но роль ушла Скарсгарду. От главной роли категорически отказался Харрисон Форд. Оригинальный список спасенных Шиндлером евреев был найден в кейсе вместе с его завещанием, спрятанным на чердаке дома в Hildesheim в 1999 году, где Шиндлер жил несколько месяцев перед своей смертью в 1974 году. Роль Шиндлера очень хотел получить швейцарский актер Бруно Ганц, но ему было отказано. Позднее Ганц снялся в роли Адольфа Гитлера в другом отличном фильме про войну «Бункер» (2004). Почти 40% фильма было снято ручной камерой. В реальной жизни Шиндлера арестовали не за поцелуй девочки-еврейки, а за спекуляцию на черном рынке (три раза). Лозунг фильма «Кто спасет одну жизнь, тот спасет весь мир» взят из Талмуда (многотомного свода положений иудаизма). Для своей роли Ральф Файннс набрал 13 килограммов, употребляя литрами пиво «Guinness». Картина снималась в Польше. Стивен Спилберг отказался от гонорара за этот фильм, назвав его «кровавыми деньгами». Также Спилберг отказался расписываться на всех рекламных материалах, относящихся к фильму. Готовясь к съемкам, Спилберг шесть раз пересмотрел шведский фильм «Добрый вечер, мистер Валленберг» (1990) со Стелланом Скарсгардом в главной роли. Во время съемок картины обстановка на съемочной площадке была настолько мрачная и депрессивная, что Спилберг попросил своего друга Робина Уилльямса исполнить несколько комедийных скетчей. Первоначально режиссер хотел снимать фильм на польском и немецких языках с английскими субтитрами, но затем передумал, решив, что не сможет точно передать смысл выражений на незнакомых ему языках. Когда фильм был готов, исполнительный продюсер студии спросил у Спилберга, почему он просто не сделал какое-то финансовое пожертвование жертвам холокоста, а потратил деньги и время многих людей, чтобы снять такой депрессивный фильм? Одна из ролей была предложена Джульетт Бинош, но она отказала Спилбергу, как сделала это несколькими месяцами ранее, отказавшись сняться в роли Элли Саттлер в фильме «Парк юрского периода» (1993). Вместо этого она снялась в фильме «Три цвета: синий» (1993). Роли в фильме хотели получить Мел Гибсон и Кевин Костнер, но режиссер решил обойтись без столь известных имен. Роман Томаса Кенелли, по которому снят фильм, был опубликован в 1982 году и права на него сразу купил глава студии «Universal» Сид Шейнберг в надежде, что Стивен Спилберг когда-нибудь снимет по нему фильм. Так сложилось, что фильм вышел в прокат уже в то время, когда Шейнберг покинул студию «Universal». По общему мнению, на настоящего Оскара Шиндлера больше всего внешне похожи актеры Джордж Сандерс и Курт Юргенс. Съемки фильма заняли 72 дня и на 4 дня опередили график. Интересно, что руководителя художников-оформителей польской съемочной группы звали Эва Браун (Ева Браун-жена Гитлера). После этого фильма Лайам Нисон и Ральф Файннс стали хорошими друзьями. Фильм удостоился «Оскара» за лучшее художественное оформление, режиссуру, операторскую работу, монтаж, музыку, сценарий и как лучший фильм года, а номинировался за лучшие костюмы, грим, звук, актера (Нисон) и актера второго плана (Файннс). Британская киноакадемия вручила картине свой приз «BAFTA» за лучшую операторскую работу, монтаж, музыку, сценарий, режиссуру, актера второго плана (Файннс) и как лучшему фильму года, а номинировала за лучшие костюмы, звук, грим, художественное оформление, актера (Нисон) и актера второго плана (Кингсли). Французская киноакадемия номинировала картину на свой приз «Сезар» как лучший иностранный фильм года. Картина получила «Золотой глобус» за лучшую режиссуру, сценарий и как лучший фильм года, а номинировалась за лучшую музыку, актера (Нисон) и актера второго плана (Файннс). Музыка Джона Уилльямса удостоилась музыкальной премии «Грэмми». В 2004 году картина была внесена на хранение в медиатеку при конгрессе США. При бюджете 25 миллионов долларов картина в мировом прокате собрала 317 миллионов и еще 45 миллионов выручила за право использования на территории США.