Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«МОРСКОЙ ЯСТРЕБ»
(The Sea Hawk)

США, 1940, 127 мин., ч/б, «Warner»
Режиссер Майкл Кертис, композитор Эрих Вольфганг Корнгольд
В ролях Эррол Флинн, Бренда Маршалл, Дональд Крисп, Клод Рэйнс, Флора Робсон, Алан Хейл

Англия. 1585 год. Капитан Торп-один из «морских ястребов», недоволен тем, что флот Ее Величества по финансовым причинам недостаточно силен чтобы сражаться со своим главным соперником, Испанией. «Ястребы» начинают собственную борьбу с испанскими судами, больше похожую на пиратство. Корабль Торпа «Альбатрос» атакует галеон на борту которого находятся испанский посол и его дочь Мария. Цель Торпа-освободить многочисленных английских подданных, приговоренных испанским правосудием к рабству на галерах. Теперь они, не разгибаясь, трудятся на веслах. Официально королева осуждает эту авантюру, однако тайно одобряет Торпа и его план нападения на испанский конвой, везущий золото и драгоценности через панамские джунгли. Торп и его люди устраивают засаду, но сами попадают в ловушку, расставленную испанцами, которым о готовящейся операции сообщил их шпион при английском дворе-лорд Вулфингэм. Люди Торпа и сам он в свою очередь, попадают на галеры. Им удается разбить цепи и вырваться на свободу, затем в их руки попадает документ, свидетельствующий о том, что к Англии вот-вот будет направлена армада. Этот документ будет передан королеве; тем временем Торп в красочном поединке убивает вероломного Вулфингэма и соединяется с возлюбленной-донной Марией…
Идеальный архетип морского приключенческого фильма, в особенности из-за масштабной сцены абордажа, с которой начинается фильм. Первый вариант сценария представлял собой сделанную Делмером Дэвисом адаптацию романа Рафаэля Сабатини «Морской ястреб», уже экранизированного в 1924 году Фрэнком Ллойдом. Затем он написал историю, вдохновленную жизнью сэра Франсиса Дрейка и повествующую о похождениях так называемых «морских псов», промышлявших пиратством ради обогащения английской короны. Название преобразовалось в более элегантное «морские ястребы», что должно было вызывать ассоциации с романом Сабатини, хотя сценарий теперь не имел ничего с ним общего. Благодаря необычайному бюджету (1, 7 миллионов долларов), масштабу постановочных средств и декораций, Кертис получил полную свободу совершенствовать стиль и развлекать публику, изобретая зрелищные движения камеры и гигантские игры теней на стенах замка-его своеобразный фирменный знак. Он вновь демонстрирует широкий драматургический и стилистический диапазон: в фильме, равно как и в актерской игре Флинна, не осталось ничего от яркости красок и динамичной бодрости «Капитана Блада» (1935). Для этого фильма выбрана мрачная, суровая, ночная тональность; герои Кертиса постоянно оказываются в замкнутых пространствах (галера, джунгли), где еще сильнее подчеркиваются напряжение, а также героические и мучительные усилия участников действия. Черно-белое цветовое решение также абсолютно оправдано с эстетической точки зрения. Любовная линия сокращена максимально и сводится к прощаниям, долгой разлуке и сожалениям. Флинн находится на пике сил и темперамента, хотя играет сдержанно, без всякой иронии и почти без личного обаяния-создавая образ, полностью противоположный Капитану Бладу. Партитура Эриха Вольфганга Корнгольда заслуженно прославилась своей силой и модернизмом. Копии, разошедшиеся по кинотеатрам после повторного проката в Америке в 1947 году, как правило, сокращены на 18 минут. Длинное предисловие к сценарию Руди Белмера особо подчеркивает влияние продюсера Хэла Уоллиса на стилистику фильма. В подтверждение приводится записка Уоллиса: «Я хочу быть полностью уверен в том, что во время съемок захвата «Мадре-де-Диос» рабами вы не снимете ни одной батальной сцены; лучше снимите эту сцену в загадочной, тревожной манере, покажите лишь тени, появляющиеся на борту, прыгающие на палубу, ползущие и бросающиеся на испанских матросов. Я уверен, это будет намного лучше, чем потасовка из разряда тех, где люди машут деревянными мечами». Дальше в своей записке он дает очень точные указания о постановке освещения в этой сцене. Роль Марии предназначалась Оливии Де Хавилланд, но она так устала сниматься в этих историко-приключенческих фильмах, что предпочла другой проект. Студия «Warner» сэкономила огромную сумму денег на костюмах, которые были сшиты для фильма с участием Эррола Флинна «Личная жизнь Елизаветы и Эссекса», вышедшего городом ранее. Картина сознательно снималась в черно-белом варианте, чтобы хоть как-то скрыть студийные съемки, а не натурные. Для съемок на студии специально построили огромные декорации (на то время они были первыми для студии «Warner» и на втором месте во всем Голливуде) моря, где могли помещаться два настоящих корабля. Декорации были уничтожены пожаром в 1951 году. Картина номинировалась на «Оскар» за лучшую музыку, звук, художественное оформление и спецэффекты.