Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ЗА ОТДЕЛЬНЫМИ СТОЛИКАМИ»
(Separate Tables)

США, 1958, 100 мин., ч/б, «Hecht-Hill-Lancaster Productions/Clifton Productions»
Режиссер Делберт Манн, сценаристы Теренс Рэттиган, Джон Гэй и Джон Майкл Хейс
В ролях Рита Хейворт, Дебора Керр, Дэвид Нивен, Берт Ланкастер, Венди Хиллер, Глэдис Купер

Приморский отель «Борегар» в Борнмуте, управляемый Пэт Купер. Одно из основных его достоинств-отдельные обеденные столики для каждого из постояльцев. Последних немало: майор Дэвид Ангус Поллок, любящий поговорить о своей военной карьере; влюбленная в него и страдающая нервными срывами Сибил Рейлтон-Белл вместе со своей престарелой матерью, строгой и властной миссис Мод; подруга последней леди Глэдис Мэтисон; хирург Чарльз, готовящийся к экзамену по анатомии, и его спутница Джин, недовольная его постоянной занятостью, желающая большего внимания к своей особе; пожилой преподаватель классической литературы Фаулер, ожидающий приезда своего ученика, и его постоянная соперница по игре в бильярд, любительница детективов мисс Мичем; выпивающий журналист Джон Малкольм, в которого влюблена управляющая отеля и который сделал ей предложение, и новоприбывшая светская дама Энн Шенкланд. Вернувшись вечером в подпитии и сев за свой столик, Малкольм видит Энн и приходит в изумление. Как оказывается, они-бывшая супружеская пара, расставшаяся за пять лет до того из-за поведения мужа: вломившись в спальню к жене, он применил силу, за что и был осужден и препровожден в тюрьму. Энн объясняет, что от друзей узнала о его тяжелом положении и перед своей будущей свадьбой решила навестить и помочь ему. В ответ на требование Джона выселиться из отеля и уехать на первом утреннем поезде героиня выказывает удивление и делает предположение, что у Малкольма появилась женщина. Джон не только подтверждает это, но сообщает о своем предложении и встает, чтобы уйти. Энн в попытке удержать героя целует его, но он отталкивает ее и через некоторое время уходит за очередной выпивкой. Майор Поллок, заметив мальчишку-разносчика и дождавшись его ухода, делает попытку вырвать из одной из газет страницу, но вошедшая со своей дочерью миссис Мод замечает это, и майор вынужденно отступает. Взяв газету, пожилая женщина, в очередной раз отказав дочери в разрешении устроиться на работу и отправив ее за очками, просит свою подругу Глэдис прочитать одну из статей. Информация, содержащаяся в ней, шокирует их обеих: согласно газете, во время одного из сеансов в кинотеатре к женщине приставал мужчина, и это был ни кто иной, как майор Поллок. При дальнейшем прочтении выясняется, что он вовсе не майор и никогда не принимал участия в боевых действиях в Африке-всю войну он провел в Индии в войсках снабжения. Чрезвычайно возмущенная этим, миссис Мод решает выселить майора из отеля и для этого созывает всех жильцов на совет. Когда статья попадает в руки Сибил, она, безгранично доверявшая Поллоку, в шоке остается безмолвно сидеть. На совете при активном участии миссис Мод все высказывают недовольство в адрес майора, но за него вступается Малкольм, который, осуждая его действия, тем не менее не видит в этом причины его выселять. Жильцы один за другим голосуют за выселение, но когда миссис Мод уже готовится подвести итог, Малкольм просит проголосовать и Сибил. Это вызывает нервный срыв у девушки. Джон Малкольм, откупорив бутылку спиртного, уходит на террасу, где к нему присоединяется Энн Шенкланд. После длительного обмена взаимными обвинениями и упреками герои обнимаются и начинают целоваться. Встав, они вместе уходят, направляясь в номер Энн. По пути их встречает Пэт Купер, которая сообщает светской даме, что ее ждет звонок из Лондона. После ее ухода Пэт рассказывает Малкольму, что сразу поняла, кто такая Энн, и пытается отговорить его от дальнейшего общения с ней. Уверенный в том, что бывшая жена приехала помочь ему, Джон начинает всячески защищать ее и обвинять во всех неудачах самого себя, но когда он узнает от Пэт о том, что из Лондона звонил его издатель, он приходит в ярость-ведь издатель знал о его намерении жениться, и, стало быть, Энн знала об этом. Он понимает, что истинные намерения бывшей жены далеко не так чисты, как казалось вначале. Взбешенный, он, несмотря на попытки Купер остановить его, бежит в номер к Энн. Обвинив бывшую жену в том, что она просто не могла позволить себе отдать мужа другой женщине, Джон после ее оправданий с силой хватает Энн за горло, но взяв себя в руки, отпускает женщину и выбегает прочь. Плачущая Энн бросается за ним, но на лестнице Малкольм наносит ей удар, и она падает. Герой уходит, а на помощь женщине спешат постояльцы. Утром майор Поллок, возвращающийся с прогулки и не подозревающей о вечерних событиях, подходит к Сибил, сидящей на скамье. Когда он в очередной раз начинает рассказывать о своем пребывании в Тунисе, девушка не выдерживает и обвиняет его во лжи. Поняв, что постояльцы в курсе, Поллок приходит в уныние и в ответ на вопрос девушки, почему он сделал это, рассказывает историю своей жизни-как он рос робким и стеснительным, не оправдывал ничьих ожиданий и не мог нормально общаться с женщинами. Именно последним он и объясняет свое проступок и просит прощения у Сибил, так как только перед ней ему по-настоящему стыдно. Майор открыто говорит ее, что они похожи, ведь она точно так же боится людей, и, видимо, причина, по которой они сумели сойтись, кроется в этом. Он говорит, что съедет. Плачущую Сибил пытается всячески успокоить Энн, ждущая возвращения Малкольма. Вернувшись в отель, Джон идет прямиком к Пэт и интересуется самочувствием Энн-ему стыдно за свой удар. В ответ Пэт рассказывает, что провела всю ночь с его бывшей женой, так как у нее случилась истерика, рассказывает, что Энн уже давно сидит на таблетках, что никакой свадьбы нет и что она хочет только его возвращения. Удивленный словами Пэт, Малкольм спрашивает, почему она это все ему говорит. Пэт признается, что всегда знала, что он еще любит Энн, и говорит, что он ей нужен. Однако Джон отказывает вновь встречаться с бывшей женой. Пришедший майор Поллок прерывает их беседу: Малкольм уходит, а мисс Купер говорит, что против выселения постояльца, и уговаривает остаться. Пришедший в столовую комнату Джон заводит-таки разговор с Энн, которая признается, что он ей нужен, и со слезами рассказывает о своем одиноком пребывании в Нью-Йорке. Собираются остальные постояльцы. Затем в комнату входит майор, и повисает тишина. После того как он, смущенный, садится за свой столик, с ним, к удивлению прочих, здоровается Малкольм, через некоторое время мисс Мичем, за ней и господин Фаулер, предлагающий майору прочесть газету. Вскоре, к огромному удивлению своей подруги, с майором здоровается и Глэдис Мэтисон; когда же возмущенная миссис Мод требует от дочери покинуть комнату вместе с нею, Сибил отказывается и решает, вопреки желанию матери, остаться здесь. Энн и Джон, улыбаясь, остаются сидеть за одним столиком. Когда майору сообщают, что к входу в отель прибыло такси, он просит отправить его обратно в город…
В прокате США картина собрала 7, 5 миллионов долларов. Было снято несколько ремейков. Картина получила «Оскар» за лучшего актера (Дэвид Нивен) и актрису второго плана (Венди Хиллер), а номинировалась за лучший сценарий, операторскую работу, музыку, актрису (Дебора Керр) и как лучший фильм года. Интересно, что в том году Дэвид Нивен был еще и ведущим церемонии вручения «Оскаров», поэтому вручал статуэтку сам себе. До настоящего времени Нивен остается единственным прецедентом такого рода. Фильм также получил «Золотой глобус» за лучшего актера (Нивен), а номинировался за лучшую режиссуру, актрису (Керр), актрису второго плана (Хиллер) и как лучший фильм года. Когда Венди Хиллер дала интервью о своей победе на «Оскаре», она сказала, что думает, что Киноакадемия сошла с ума, дав ей эту награду. «Все, что вы могли видеть у меня в фильме-это мой затылок. Если только они не дадут какую-нибудь награду за игру спиной к камере, я не понимаю, как я могла бы выиграть. Они вырезали две мои лучшие сцены. Не обращайте внимания на честь, хотя я уверена, что это очень мило с их стороны. Я надеюсь, что эта награда означает наличные деньги». С 24 минутами экранного времени игра Дэвида Нивена в этом фильме является самой короткой ролью, когда-либо получавшей премию «Оскар» за лучшую мужскую роль, и четвертой самой короткой в любой из актерских категорий. Вопреки распространенному мнению, Энтони Хопкинс не побил рекорд Нивена своей победой в «Молчании ягнят». Выступление Хопкинса длится 25 минут. Лоуренс Оливье, первоначальный режиссер, хотел, чтобы Спенсер Трейси сыграл роль Джона Малкольма. После того, как продюсер Берт Ланкастер решил, что хочет сыграть эту роль, Оливье сказал ему, что либо Трейси получит роль, либо он и Вивьен Ли не будут участвовать в проекте. Ланкастер настоял на своем и уволил Оливье. Делберт Манн был удивлен, что годы спустя лента была выбрана для ретроспективы британских фильмов. По словам Манна, фильм полностью снимался на пятой сцене Goldwyn Studios. Режиссер Делберт Манн был так расстроен из-за того, что продюсер Берт Ланкастер перемонтировал картину, что разорвал отношения с компанией. По словам Манна, это было сделано потому, что персонаж Ланкастера был представлен последним из четырех главных героев. В свое время это считалось довольно смелым, поскольку откровенные обсуждения сексуальных тем обычно считались табу. В то время Рита Хейворт была замужем за сопродюсером фильма Джеймсом Хиллом. Когда Чарльз спрашивает майора Поллока, получил ли он Почетный меч в Сандхерсте (британский эквивалент Вест-Пойнта), он имел в виду награду лучшему ученику класса. Дэвид Нивен, сыгравший майора Поллока, на самом деле окончил Сандхерст, прежде чем стать актером, и прервал свою карьеру в кино в 1939 году, чтобы вернуться в Англию, чтобы снова поступить на службу в британскую армию, где он в конечном итоге дослужился до звания подполковника. Дебора Керр третий год подряд номинировалась на «Оскар». До этого были роли в фильмах «Король и я» (1956) и «Бог знает, мистер Эллисон» (1957). Оскароносная игра Дэвида Нивена в этом фильме-его единственная номинация на премию «Оскар». Музыкальная тема эпизода на террасе и несколько других произведений были переписаны Дэвидом Раксином по просьбе продюсеров после плохого предварительного просмотра. Оригинальная бродвейская постановка Теренса Рэттигана открылась в театре Music Box в Нью-Йорке 25 октября 1956 года, в ней было представлено 332 спектакля, и она была номинирована на премию «Тони» за лучшую пьесу. Одри Далтон вспоминала, что после трехнедельного репетиционного периода фильм снимался последовательно.