Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«КЛУБ ОДИНОКИХ СЕРДЕЦ СЕРЖАНТА ПЕППЕРА»
(Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band)

США, 1978, 113 мин., «NF Geria II Filmgesellschaft m.b.H./Robert Stigwood Organization»
Режиссер Майкл Шульц, сценаристы Генри Эдвардс, Том О’Хорган и Робин Вагнер
В ролях Питер Фрэмптон, Барри Гибб, Робин Гибб, Пол Николас, Сэнди Фарина, Фрэнки Хауэрд, Стив Мартин

Действие картины происходит в вымышленном американском городе Heartland. Повествование ведется от лица мэра города мистера Кайта. Задолго до событий картины в городе играл местный самодеятельный оркестр Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band. В 1958 году скончался последний исполнитель оркестра и завещал своему внуку Билли Ширсу продолжить свое дело, а также волшебные музыкальные инструменты: корнет, трубу, тубу и барабан. Билли решает собрать группу, пригласив в нее своих лучших друзей братьев Хендерсонов (группа Bee Gees). Менеджером группы становится алчный брат Билли-Дуги. Первые же выступления нового оркестра проходят с большим успехом, и музыканты получают от директора лейбла B.D. приглашение в Голливуд на запись их дебютного диска. Ребята улетают на воздушном шаре, и их провожает в дорогу девушка Билли Земляника (Strawberry Field). В Голливуде музыканты сразу сталкиваются со всеми соблазнами мира больших денег: наркотиками, алкоголем и доступными женщинами. Билли совращает обольстительница Люси, и он забывает свою любимую. Пока оркестранты в отъезде, в Heartland прибывает злодей мистер Мастард на своем автобусе с компьютером, передающем приказы от враждебной организации FVB и крадет инструменты. Без волшебства веселый город приходит в упадок, становится обителью зла и насилия. Земляника отправляется в Голливуд, находит музыкантов и останавливает сессию звукозаписи, рассказав о беде. Вместе они возвращаются в город и начинают поиски инструментов. Музыканты отнимают автобус Мастарда и спасают инструменты. Музыканты решают дать большой концерт с участием цирка, чтобы заработать денег для города пострадавшего от тирании Мастарда. Помощники Мастарда пытаются украсть деньги и угоняют автобус с деньгами и Земляникой. Преследуя преступников на воздушном шаре, музыканты добираются до штаб квартиры организации FVB, оказавшейся Future Villain Band (группа Aerosmith). Музыканты Sgt Pepper в решающей схватке пытаются спасти девушку, но она погибает. В городе проходит торжественная похоронная церемония. Девушку хоронят в стеклянном гробу. После церемонии опечаленный Билли Ширс уходит из города и в конце длинной извилистой дороги попадает в старинный дом с афишами на стенах. Он выходит на крышу и находит там золотой флюгер, изображающий сержанта Пеппера. Когда Ширс собирается прыгнуть с крыши вниз, флюгер оживает, превращаясь в Сержанта Пеппера. Злодеи оказываются повержены, Земляника воскресает и соединяется с Билли. В счастливом финале все герою поют главную композицию картины…
При бюджете в 18 миллионов долларов картина в прокате США собрала 20 миллионов. Музыкальный фильм, созданный по отдаленным мотивам бродвейского шоу Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band on the Road и одноименного альбома группы The Beatles. В фильме звучат композиции из других альбомов группы, в частности, Abbey Road. Картина вышла в прокат в 1978 году. Сказочный сюжет повествует о приключениях самодеятельного оркестра Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band и его борьбе с силами зла, в лице продюсера музыкального лейбла B.D. и его приспешников. Картина провалилась в прокате и получила крайне негативные отзывы критиков. Появление таких картин как «Лихорадка субботнего вечера» и «Бриолин», имевших большой кассовый успех, знаменовало приход новой волны музыкальных фильмов в конце 1970-х годов. Будучи на гребне успеха, продюсер Стигвуд решил взяться за адаптацию шоу на Бродвее поставленного в 1974 году по мотивам концептуального альбома Beatles «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band». Для постановки полнометражного фильма он приобрел права на 29 композиций группы The Beatles. В конце 1970-х популярной стала идея экранизации концептуальных альбомов. Вышли картины «Томми», «Квадрофения», «Стена». В своем обычном стиле Стигвуд экспромтом собрал команду из тех, кто мог и не иметь большого опыта в жанре музыкального фильма. Для режиссера Майкла Шульца это был дебют в данном жанре, для сценариста Генри Эдварда вообще первая работа в кинематографе. Шульц мог оказаться в режиссерском кресле другого фильма снимавшегося в то же самое время-«Бриолин», но продюсер решил, что его стиль больше соответствует «Оркестру Клуба одиноких сердец». На позицию музыкального директора картины, ответственного за запись музыки, удалось привлечь самого Джорджа Мартина. Съемки картины прошли с октября 1977 года по март 1978 года в Калифорнии. Майкл Шульц назвал их организационным кошмаром. С одной стороны он получил в распоряжение ансамбль из звезд первой величины, но с другой график доступности исполнителей на съемках был чрезвычайно сжатым. Многие из них имели возможность посетить съемочную площадку всего на один день, поэтому производство велось в крайней спешке и оказалось скомканным. Полноценного сценария у Шульца не было, а имелся только список песен и некоторый набросок сюжета. Проблемы были и там, где их никто не ждал. Весь производственный период шли непрерывные дожди. «Погода нас просто убивала»-жаловался режиссер. Поскольку повествование картины полностью состояло из музыкальных номеров, сюжет пришлось кроить из отдельных песен, а это далеко не всегда получалось сделать гладко. Хотя Sgt. Pepper и являлся концептуальным альбомом, связать его песни в единый сюжет не получалось. Другой сложностью было отсутствие диалогов, реплики были только у читавшего закадровый текст мистера Кайта. В кинопроизводстве США обычно принято записывать диалоги прямо во время съемок. Здесь же звук приходилось накладывать после съемок, на этапе монтажа. Актеры могли играть молча, что было достаточно непривычно. При бюджете 12 миллионов долларов картина стала самым дорогостоящим проектом под руководством чернокожего режиссера на тот момент. Дополнительно 6 миллионов было потрачено на рекламу. Все говорило о будущем успехе картины. Число предварительных заказов на LP диск с саундтреком картины превысило 3 миллиона экземпляров. Композиции из будущего фильма имели прекрасную ротацию на радиостанциях страны. Питер Фрэмптон и Bee Gees были тогда на вершине успеха. Фрэмптон недавно записал альбом Frampton Comes Alive!, имевший большой успех. Громкая рекламная кампания включала запуск воздушных шаров с символикой фильма. Первоначально планировалось, что картины выйдет на экраны в Рождество (то есть декабрь) 1978 года, однако студия перенесла релиз на лето. Это решение повлекло за собой спешку при фазе постпроизводства и монтажа картины. Саундтрек был выпущен всего за несколько дней до выхода на экраны фильма, хотя считается, что его лучше всего выпускать за 6-8 недель до этого момента. «Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера» вышел на экраны США 21 июля 1978 года. Картина провалилась в прокате, собрав в США и Канаде всего около 11 млн. долларов. Одной из основных причин создатели назвали неудачный выбор времени релиза и организационные неурядицы, связанные с выпуском альбома с саундтреком. Критика разгромила фильм, не особенно выбирая выражения. Специалисты нашли провальной практически каждую составляющую часть картины. Обозреватель NY Times Джанет Маслин иронически спросила в рецензии: «А это вообще был фильм?». Журнал Variety охарактеризовал картину как смесь жвачки и сахарной ваты, показной сказочности и нарциссизма. Обозреватель Allmusic назвал случившееся «катастрофой», позором для светлого имени Beatles и постыдным фактом в биографии всех, кто был замешан в производстве данной картины. Странной прежде всего была идея заставить изображать битлов музыкантов другой известной группы Bee Gees. Если в картине и были какие-то идеи, то все были позаимствованы из фильмов Beatles. Основная часть сюжета недалеко ушла от Yellow Submarine и сражения битлов с Синими Злюками. «Решив, что звездной команды вполне достаточно, продюсер картины даже не напрягался»-заметил критик Rolling Stone Чарльз Янг. Даже декорации казались подобранными где-то на задворках Голливуда. Актерскую игру назвали жалкой, а сюжет рассыпающимся на отдельные песни. «Апофеозом идиотизма» критик NY Times назвала подбор песен для соответствующих сцен в фильме. Так, например, создатели картины не нашли ничего лучшего, чем сопроводить сцену смерти главного героя и прощания с ним Земляники, песней Strawberry Fields Forever («Living is easy with eyes closed/Misunderstanding all you see»). Мало того, что песня выглядит как насмешка над трагической сценой, актриса даже не пытается играть. Точно так же абсурдно и неуместно звучит композиция Golden Slumbers во время похорон Земляники. Пока герой Фрэмптона шел по длинной и ветреной дороге, то пел он, понятно, The Long and Winding Road. Джордж Мартин нашел неудачной саму идею ставить фильм по данному альбому, который не экранизируем. По нему никто не смог бы снять картину-отметил он. Аналогичную мысль высказал Пол Маккартни, считавший, что музыкальные идеи альбома очень сложно визуализировать. Хотя в работе над саундтреком картины были заняты одни звезды, Allmusic назвал запись абсолютно отвратительной. Только Earth, Wind and Fire, Aerosmith и Билли Престон более или менее справились со своей задачей. Впрочем, несмотря на жесткую критику, LP с саундтреком картины оказался весьма успешен и стал мультиплатиновым альбомом в США. Как ни парадоксально, выход фильма на экраны благотворно сказался на продажах нескольких антологий песен Beatles, изданных в конце 1970-х. Aerosmith был вторым кандидатом на роль Future Villain Band. Сначала к KISS обратились, но они отказались от роли, опасаясь, что фильм повредит их имиджу. Вместо этого группа решила сыграть главную роль в KISS встречают привидение в парке (1978). Элис Купер зарегистрировался в реабилитационном центре Нью-Йорка (который, как он быстро обнаружил, был больше похож на психиатрическую лечебницу) от алкоголизма. Ему был предоставлен временный отпуск на три дня (с 18 по 20 ноября 1977) для записи вокала и съемок сцен для фильма. Сэр Пол Маккартни и сэр Ринго Старр присутствовали на премьере и впоследствии избегали фильма. Джон Леннон и Джордж Харрисон отказались его смотреть. Для финала фильма было решено, что они соберут огромный список знаменитостей, чтобы спеть репризу «Группы клуба одиноких сердец сержанта Пеппера». Официальные приглашения были выгравированы и разосланы практически всем представителям индустрии развлечений. Многих, кто откликнулся на приглашение, угостили первоклассным транспортом до Лос-Анджелеса, лимузинами, роскошными отелями, шампанским, роскошным ужином и частными палатками для каждой из звезд в садовой комнате студии. Через две недели после начала съемок The Bee Gees пытались исключить из фильма. Элис Купер впервые попытался изобразить вокал Джона Леннона в песне «Because». Для последующих дублей сэр Джордж Мартин призвал его «сделать это так, как это сделал бы Элис Купер». Фильм был адаптирован как комикс, который планировалось выпустить как Marvel Super Special. По причинам, которые никогда официально не разглашались, книга так и не была издана в США. Однако комикс был выпущен во Франции, Нидерландах и Германии, но экземпляров этих выпусков мало. Когда его спросили о фильме в интервью 1979 года, Джордж Харрисон выразил сочувствие Роберту Стигвуду, Питеру Фрэмптону и The Bee Gees, признав, что вся группа усердно работала, чтобы добиться успеха, прежде чем сделать «Sgt. Pepper». О Фрэмптоне и Bee Gees он сказал: «Я думаю, что это нанесло ущерб их имиджу, их карьере, и им не нужно было этого делать». Билли Престон, который спел «Get Back», играл на фортепиано в оригинальной версии The Beatles. Таким образом, он единственный человек в фильме, который действительно участвовал в создании музыки группы. Когда The Bee Gees восстановили контроль над своим каталогом, альбом саундтреков к этому фильму был единственным альбомом, который не был включен. Многие актеры и певцы отказались от ролей в фильме, в том числе Оливия Ньютон-Джон (Земляничные поля), Донна Саммер (Люси), сэр Элтон Джон, Барри Манилов, Боб Хоуп (мистер Кайт), Дорис Дэй (миссис Филдс) и Рок Хадсон (мистер Филдс). Питер Фрэмптон хотел встать на батут во время исполнения «Being for the Benefit of Mr. Kite». Это было запрещено, потому что он не был застрахован. Ходят слухи, что Энди Гиббу предлагали роль Билли Ширса, но он отказался. Когда продюсер Роберт Стигвуд пришел к режиссеру Майклу Шульцу с идеей фильма, Шульц подумал, что это плохая идея. Однако последний раз, когда Стигвуд приходил к Шульцу с идеей фильма, это был фильм «Бриолин» (1978), который он также считал плохой идеей и отказался от нее. Этот фильм имел большой успех, и, не доверяя своей интуиции, он согласился на эту работу. Когда началось производство, участники группы The Bee Gees делились одним трейлером. «Лихорадка субботнего вечера» (1977) была выпущена в самом начале съемок, и саундтрек стал настолько мгновенным и ошеломляющим успехом, что каждому из братьев Гибб дали свой собственный трейлер. Первоначально у The Bee Gees и Питера Фрэмптона был диалог. Однако, поскольку у Фрэмптона и The Bee Gees был британский акцент, их голоса не соответствовали тому, что происходит в фильме в средней Америке; было решено, что они покончат со всеми диалогами и будут использовать Джорджа Бернса как рассказчика, чтобы обеспечить диалог для всех персонажей, что сделало его виртуальной рок-оперой. С другой стороны, американские актеры, возможно, могли бы записать диалоги, которые были бы дублированы с их британским акцентом. Через несколько лет после выхода фильма на экраны Bee Gees выразили глубокую неудовлетворенность конечными результатами, заявив, что группа знала, что через несколько дней после начала съемок фильм потерпит неудачу. Группа считала, что фильм носит слишком позитивный характер, чтобы привлечь аудиторию, а также считала, что режиссер Майкл Шульц очень невообразимо руководил музыкальными эпизодами. Ветеран варьете Крис Берд был нанят в качестве режиссера, но исполнительный продюсер Роберт Стигвуд уволил его до того, как началось основное производство. Paramount Pictures была международным дистрибьютором. Почти 30 лет спустя Paramount продала свое музыкальное издательство Famous Music компании Sony/ATV Music Publishing, которая с 1995 года владела правами на издание большинства песен Beatles. The Bee Gees сослались на свое участие в этом фильме из-за снижения популярности группы. В адрес группы была направлена самая жестокая критика саундтрека, и было больно, когда ее называли подражателями Битлз, ярлык, который был с ней с 1960-х годов. В то время группа также боролась с наркозависимостью, и условия создания фильма и саундтрека к нему не помогли. Морис Гибб был потрясен, увидев, что члены группы носят с собой пакеты с кокаином. Робин Гибб большую часть этого периода не мог заснуть, не принимая барбитуратов. Игра Стива Мартина в роли доктора Максвелла Эдисона, исполняющего «Серебряный молот Максвелла», повлияла на его сумасбродную роль дантиста в «Лавке ужасов» (1986). Роберт Стигвуд попросил Джона Траволту появиться во время эпизода «Наши гости в Хартленде» в конце. Он отказался, так как был занят пресс-туром «Бриолина» (1978). Создание саундтрека было напряженным с самого начала. Питер Фрэмптон и The Bee Gees настороженно относились друг к другу и не знали, как их музыка будет работать вместе на одном альбоме. В нескольких сценах в начале фильма, действие которых происходит на ферме, вы можете тут и там заметить фальшивых животных, например, фальшивую курицу в одной сцене и подозрительно неподвижную овцу чуть позже. В интервью 2010 года режиссер Майкл Шульц сказал о своем опыте работы с фильмом: «Это был один из тех потрясающих высоких и очень низких переживаний». Это был один из двух фильмов на тему «Битлз», выпущенных Universal Pictures в 1978 году. Другой фильм-« Я хочу держать тебя за руку» (1978), спродюсированный Стивеном Спилбергом. Оливер Рид рассматривался на роль мистера Мастарда. Но он отказался из-за ссоры с продюсером Робертом Стигвудом после создания «Томми» (1975). Роджер М. Ротштейн (исполнительный продюсер этого фильма) в конечном итоге будет работать с ним над фильмом «Хорошая пара» (1983). Саундтрек занял 5-е место в чартах Billboard и быстро опустился через пять недель. Радиостанции умолкли из-за плохих кассовых сборов фильма, но альбом саундтреков стал платиновым. Однако он не был выпущен на компакт-диске до 1999 года. Джон Бэдхэм сообщил, что Роберт Стигвуд попросил его снять этот фильм после того, как он посмотрел The Bingo Long Traveling All-Stars and Motor Kings (1976). Бэдхэм, несмотря на то, что он большой поклонник Битлз, отказался. Позже Стигвуд нанял Бэдхэма для постановки «Лихорадки субботнего вечера» (1977). «Дикий и сумасшедший парень» Стива Мартина был выпущен в том же году, что и этот фильм, заняв второе место в музыкальном чарте альбомов Billboard. Благодаря успеху эпохи Blaxploitation, это был первый крупный американский фильм, снятый афроамериканским режиссером. Однако провал этого фильма и «Колдуна» (1978) в прокате и их крупные потери в дополнение к их огромным бюджетам ознаменовали его конец, и крупные студии не хотели нанимать афроамериканских режиссеров на долгие годы вперед. Во время съемок похорон Строберри Питер Фрэмптон заставил себя плакать, вспомнив недавнюю авиакатастрофу группы «Lynyrd Skynyrd», унесшую жизни нескольких друзей и соратников. Сценарий съемок призывал персонажа Питера Фрэмптона убить Стивена Тайлера. Когда пришло время снимать эту сцену, Aerosmith пригрозил уйти. «Ни за что, черт возьми, Стивена напрямую не убьет Фрэмптон»-прокомментировал Джо Перри. «Должно быть, это был несчастный случай, как это было в оригинальном сценарии, на который мы согласились». В конце концов, они пришли к компромиссу: Сэнди Фарина случайно толкнула персонажа Тайлера на смерть.