Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ШЕРЛОК МЛАДШИЙ»
(Sherlock Jr.)

США, 1924, 44 мин., немой, черно-белый
Режиссеры Роско Арбакль и Бастер Китон, сценаристы Клайд Брукман и Джин С. Хавес, композиторы Майлс Бойсен и Шелдон Браун
В ролях Бастер Китон, Кэтрин МакГуайр, Джо Китон, Эрвин Коннелли, Уорд Крэйн

Герой Бастера Китона работает киномехаником, а в свободное время зачитывается рассказами о Шерлоке Холмсе. Его мечта-стать сыщиком. Когда он приходит свататься к любимой девушке, соперник подстраивает дело таким образом, чтобы на незадачливого юношу пало обвинение в краже часов у будущего тестя. Доказать свою невиновность неудачник не может. Вечером на работе в кинотеатре горе-сыщик засыпает и видит сон о том, как он вступает на киноэкран и блистательно расследует дело о краже драгоценного ожерелья…
Когда Бастер Китон бежит по крышам движущихся вагонов товарного поезда, он подбегает к последнему, прыгает и хватается за трубу, соединенную с водонапорной башней. Его вес заставил трубу опуститься, и при этом вода вылилась и с силой смыла его на рельсы, сломав ему шею почти до такой степени, что она сломалась. Эти кадры появляются в выпущенном фильме. Китон страдал от ослепляющей мигрени в течение многих лет после этого и не знал о причине, пока врач не поставил ему диагноз в 1930-х годах. Бастер Китон тренировался четыре месяца, работая с экспертом по бильярду, чтобы выучить все трюки, которые Шерлок-младший выполняет во время игры в бильярд. Тем не менее, ему потребовалось пять дней, чтобы снять все трюковые кадры и сделать их правильно. Когда он закончил, все лучшие трюковые кадры, которые он снял, были нарезаны вместе, чтобы создать впечатление, что Шерлок-младший играет в одну непрерывную игру в бильярд. Когда Шерлок-младший, спасаясь от гангстеров, прыгает вниз головой через тело своего помощника Джилета (который замаскирована под пожилую женщину, продающую галстуки) и исчезает, Бастер Китон применил трюк старого фокусника. Перед трюком Джилет стоит спиной к деревянному забору. Часть забора выпилили и поставили на петли, чтобы он открывался вверх и назад, как ворота гаража. Форд Вест (актер, играющий Джилета) затем был привязан к нижней части выреза, так что, когда он был открыт, тело Уэста висело параллельно земле, но его голова и руки торчали через верхнюю часть отверстия в заборе. Затем платье и открытый чемодан свисали с плеч Уэста, так что они свисали перед забором, скрывая отверстие. И в платье, и в чемодане были прорезаны дырки. Под включенными камерами Китон прыгнул головой вперед прямо через дыру в чемодане, дыру в платье и отверстие в заборе (позже он вспоминал, что «приземлился лицом в грязь» с другой стороны). Затем вырезанная секция ограждения была опущена, чтобы закрыть отверстие, так что тело Уэста идеально приземлилось внутри платья. Служащие по другую сторону забора перерезали ремни, удерживающие туловище и ноги Уэста, до выреза, и Уэст отошел от забора, как ни в чем не бывало. В фильме вы можете видеть, как Уэст тянется за спиной, чтобы закрыть отверстие в платье, когда он выходит из забора. Если вы присмотритесь, вы также можете увидеть очертания выреза в заборе. После его «входа» в «кино в кино» декорации вокруг Бастера Китона меняются очень быстро, как будто фильм меняет сцены с помощью быстрого монтажа (он внезапно оказывается на людной городской улице, в джунглях, противостоящих львам, на скале посреди океана). Позже Китон вспоминал, что его оператор, Байрон Хоук, использовал геодезические инструменты, чтобы расположить себя и камеру на точно правильном расстоянии и в правильном положении, чтобы создать иллюзию непрерывности при смене сцен. В «самом сне» Бастера Китона, когда он входит в «фильм в фильме», Китон использовал силу внушения. Он снял настоящий фильм с участием Уорда Крейна и Кэтрин Макгуайр в обстановке гостиной. Когда последовательность начинается, фильм воспроизводится на экране кинотеатра. Фильм чередуется между Бастером, спящим в проекционной будке, и его «я во сне», поднимающимся на сцену во время показа фильма. Когда «во сне» Бастера проходит через киноэкран в фильм, обстановка гостиной была воссоздана на театральной сцене, а в киноэкране была вырезана большая дыра, через которую Китон мог пройти. Актеров разместили в гостиной, Помощник Шерлока-младшего, Джилет, назван в честь Уилльяма Джилета, первого актера, сыгравшего Шерлока Холмса на сцене. В 1965 году, за год до смерти Бастера Китона, писатель Руди Блеш взял у него интервью для написания биографии и спросил: «Как вы пришли к созданию такого сюрреалистического фильма, как «Шерлок-младший»?» Китон ответил: «Я не хотел, чтобы это было сюрреалистично. Я просто хотел, чтобы это выглядело как сон». Заставка в фильме-в-фильме «Сердца и жемчуг», во время которого Бастер Китон засыпает, сообщает нам, что его продюсировала «Кинокомпания Веронал»-название подходящее, поскольку Веронал был первым снотворным-барбитуратом. Подзаголовок, представляющий помощника Шерлока-младшего, содержит острый юмор. «Его помощник-Джилет. Драгоценный камень, который был Вечно-Готов к плохой передряге». Gillette, Gem и Ever-Ready были производителями бритв. Если срок действия авторских прав еще не истек, этот и все другие фильмы, снятые в 1924 году, станут общественным достоянием США в 2020 году. Во многих фильмографиях Роско Арбакл упоминается как сорежиссер этого фильма. Правда это или нет, неясно. Бастер Китон изначально надеялся, что Арбакл станет его содиректором, но утверждает, что Арбакл все еще был слишком подавлен скандалом, который почти положил конец его карьере двумя годами ранее и с которым стало трудно работать. Затем Китон стал единственным режиссером фильма. Дорис Дин, вторая жена Арбакла, позже утверждала, что Арбакл снял весь фильм. Историки расходятся во мнениях относительно того, сколько руководил Арбакл, которое варьируется от нуля до половины. Считается первым фильмом, в котором персонаж пересекает плоскость реальности в фантастическом кинофильме. Современным примером может служить «Пурпурная роза Каира» (1985). Согласно книге, которую читает Бастер Китон, семь правил детектива таковы: «1. Обыщи всех. 2. Ищи улики. 3. Осмотри все окна. 4. Ищи отпечатки пальцев. 5. Следи за своим человеком. 6. Послать за полицией. 7. Сохранять хладнокровие». На самом деле Бастер использует в фильме только правила № 1 и № 5. В биографии Китона года было отмечено, что этот фильм оказал большое влияние на Вуди Аллена, когда он снимал фильм «Пурпурная роза Каира» (1985). Это был последний релиз от Metro Pictures Corporation. Китон пригласил снять фильм Роско Арбакла, однако тот отклонил предложение. Китону пришлось самому взяться за съемки. Это был его первый фильм, который он поставил без со-режиссеров. Хотя он тщательно продумал и подготовил все трюки (в том числе одну из самых знаменитых в истории кино сцен погони), тестовые просмотры ленты оказались неудачными и ее пришлось сократить до размеров короткометражки. Кроме того, во время съемки сцены на железной дороге Китон сильно повредил шею, но доиграл сцену, невзирая на перелом позвонков. До конца жизни Китон страдал от серьезных болей. Со временем «Шерлок-младший» вошел в золотой фонд немого кино. За остроумное применение техники mise en abyme Рене Клер уподобил кинокомедию одному из краеугольных камней театрального авангарда-пьесе Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора».
Дэйв Кер назвал «Шерлока» дедушкой всего американского киноавангарда: Китон одним из первых нащупал и вскрыл связь между кинореальностью и миром подсознательных желаний. Другой известный киновед, Адо Киру, в своем исследовании сюрреализма в кино пишет о фильме Китона как об «одном из самых прекрасных сновидений в истории киноискусства». По словам Дж. Хобермана, «Шерлок-младший»-первая в истории кино удачная парабола о том, как оно работает. В 1991 году картина была внесена на хранение в медиатеку при конгрессе США как имеющая культурную ценность.
«Шерлок младший»-самый короткий художественный фильм Бастера Китона, что, однако, не умаляет его достоинств: полноценный сюжет, трюки (Китон мастерски выполнял их сам, даже не осознавая, что может сломать себе шею), виртуозный артистизм и авангардистское изучение вечной дихотомии реальности и иллюзии. Китон играет киномеханика и поклонника детективов, которого ложно обвиняют в том, что он украл жемчуг отца своей девушки. Молодого человека, оклеветанного своим соперником, прогоняют из дома любимой. В удрученном состоянии он засыпает на работе. Во сне ему снится, что он попадает в фильм (в блестящем эпизоде с оптическими эффектами), где он играет элегантного главного героя Шерлока младшего-второго в мире величайшего детектива. Невероятные трюки и изощренные шутки в лихорадочном напряжении сменяют друг друга на протяжении всего 44-минутного фильма. Сначала кинематографическая реальность отказывается принять своего новоиспеченного героя, и авторам удалось великолепно представить эту напряженность между двумя мирами с помощью монтажа пространственных перемещений, которые бросают нашего изумленного героя то в логово льва, то в ревущие волны, то в сугроб. Постепенно он полностью растворяется в киномире. В сюжетной фабуле, основанной на принципе mise-en-abyme («перспективы, уходящей в бесконечность»), злодей (которого также играет Уорд Крэйн) тщетно пытается убить героя, пока Шерлок младший не решает загадку украденного жемчуга. В «Шерлоке младшем» присутствует не только множество невероятных трюков, принесших Китону известность, но также ставится множество проблем. С социальной точки зрения этот фильм-ответ на фантазии о возрастающей мобильности в американском обществе. В психологическом плане он представляет идею стремления к реализации в воображаемом пространстве, поскольку главный герой не способен достичь этого в обычном, материальном мире. Прежде всего этот фильм-размышление над сущностью искусства. Фильмы Китона остаются интересными и сегодня, отчасти благодаря почти нечеловеческому стоицизму режиссера, отчасти благодаря частично сюрреалистическому характеру (им восхищались Луис Бунюэль и Федерико Гарсиа Лорка), а также благодаря тщательному изучению природы кинематографа и существования человека. Среди кинорежиссеров, которые восхищались неотразимым озорством Китона, можно назвать Чака Джонса, Вуди Аллена, Уэса Крэйвена, Джэки Чана и Стивена Спилберга, а его фильмы остаются, возможно, самыми общедоступными из всего немого кино.