Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«СЕМЬ САМУРАЕВ»
(Shichinin no samurai)

Япония, 1954, 207 мин., ч/б, «Toho Company»
Режиссер и сценарист Акира Куросава, композитор Фумио Хаясака
В ролях Тоширо Мифуне, Такаши Шимура, Кейко Цушима, Юкико Шимазаки, Исао Кимура, Дайсуке Като

Шестнадцатый век. Японские крестьяне живут в вечном страхе перед бандитами, которые насилуют, убивают, отбирают урожай. Главарь банды всадников готовится ограбить деревню; его останавливают лишь доводы местных жителей, которые напоминают бандитам, что они уже грабили их весной. «Ладно-говорит главарь-вернемся после жатвы». Жители деревни приходят в ужас от этой угрозы, сетуют на свою судьбу и думают о том, что делать дальше. Они приходят за советом к старейшине, и тот заявляет: «Мы будем драться. Наймем самураев». Но еще предстоит найти их-честных и готовых рисковать жизнью за три кормежки в день, поскольку это все, что крестьяне могут им предложить. Несколько крестьян отправляются в ближайший город искать этих редкостных людей. Поначалу их поиски приносят лишь расстройства и унижения. Они уже готовы отступиться, но в этот момент становятся свидетелями того, как самурай Камбэй, притворившись монахом, ловко расправляется с грабителем, похитившим ребенка. Затеяв разговор с грабителем, укрывшимся в сарае, он убивает его и освобождает ребенка. После этого подвига крестьяне подходят к нему, и он, тронутый их бедой, говорит, что для защиты деревни потребуются не два и не три самурая, а больше. Семь, по его мнению-подходящее число. Он начинает набор воинов. Он испытывает кандидатов при помощи молодого Кацусиро, мечтающего стать его учеником: тот неожиданно нападает на каждого. Когда крестьяне в отчаянии обнаруживают, что запасы риса, приготовленные для самураев, украдены, Кацусиро отдает им все свои деньги. Горобэй разгадывает их план еще до начала испытания. Он соглашается присоединиться к Камбэю, потому что восхищается им. Он нанимает Хэйхати, очень бедного самурая, зарабатывающего рубкой дров для лавочника. За это время Камбэй находит старого друга Ситиродзи и втягивает его в предприятие. Наблюдая за поединком двух самураев, он нанимает победителя, молчаливого и очень умелого Кюдзо. Крестьяне настойчиво просят Камбэя нанять также и Кацусиро, который очень этого хочет. Камбэй соглашается, после чего заявляет, что шести человек достаточно. Но один крестьянин нанимает седьмого самурая, который кажется ему весьма грозным. Камбэй придумывает для него испытание. Но самурай оказывается совершенно пьян, и Кацусиро легко одерживает верх над ним. Никто не может поверить, что он настоящий самурай. Тем не менее, он уверяет всех в своем благородном происхождении и предоставляет родовые бумаги. Он называется именем Кикутие. Камбэй изучает бумаги и обнаруживает, что Кикутие-13 лет от роду. Так называемый самурай украл эти бумаги. Он забывается пьяным сном. Чуть позже самураи, ведомые Рикити, направляются в деревню. Самурай-самозванец, которого все в насмешку называют Кикутие, следует за ними, хвастливо жестикулируя. В деревне крестьянин Мандзо, боящийся самураев как чумы, заставляет свою дочь Сино переодеться мальчишкой. Когда самураи вступают в деревню, их никто не встречает. Рикити отводит их к старейшине, и тот извиняется за односельчан. Они в страхе: говорят, будто бандиты уже рядом и готовятся напасть на деревню. На самом деле это Кикутие распустил ложные слухи, чтобы выманить крестьян из укрытия. В последующие дни Камбэй начинает разрабатывать план обороны. Нужно построить баррикаду, затопить часть полей, чтобы получился ров с водой, пожертвовать при этом несколькими домами и мельницей. Кикутие, словно унтер-офицер, муштрует группу крестьян на потеху местным ребятишкам. Кацусиро находит в полях Сино (переодетую мальчиком) и приказывает ей немедленно приступить к тренировкам и только потом понимает, что перед ним женщина. Кикутие находит у крестьян самурайскую одежду и прочие трофеи, несомненно взятые с трупов самураев, убитых в этих краях. Эта находка поражает и огорчает защитников деревни. Кикутие стыдит крестьян: к тому же ему кажется, что они прячут от них продовольствие. Но тут же он начинает их защищать-и все вокруг понимают, что он и сам крестьянин. Кюдзо видит, как Кацусиро уходит на свидание с Сино. Кацусиро просит его держать это в тайне. Кикутие раздает детям рис из рациона самураев. Камбэй злится, когда видит, что крестьяне бросают оружие. «Это война-говорит он-Эгоист сам себя погубит». Женщины выходят из укрытия, чтобы собрать урожай. Раньше самураи ни разу не видели их. На ночном дежурстве Хэйхати замечает, что крестьянин Рикити невесел, и пытается разговорить его, но безуспешно. Днем все сообща копают ров. Кикутие пробует удержаться верхом на лошади, но тут же летит на землю. Сино хочет отдаться Кацусиро, но тот не смеет к ней прикоснуться. Они замечают лошадей, не появлявшихся ранее в деревне, и предупреждают об этом самураев. Бандиты, прибывшие на разведку, убиты; один взят в плен. Камбэй не дает крестьянам расправиться с ним, затем разрешает женщине, сына которой убили бандиты, совершить акт возмездия. Три самурая, следуя за Рикити, поджигают дома бандитов в крепости на Орлиной горе. Рикити, словно обезумев, бросается к подруге одного бандита, решившей погибнуть в пожаре; выясняется, что это его жена. Пытаясь спасти Рикити, погибает Хэйхати. Церемония вокруг могилы Хэйхати. Бандиты спускаются с холма и подбираются к деревне. Один пытается изучить ров, и его убивают. Родственники ищут старейшину, упорно не желающего покидать свой дом, хотя им решено пожертвовать в целях обороны. Крестьяне под руководством самураев атакуют бандитов по всем фронтам. Кикутие приходит в дом старейшины, подожженный бандитами, чтобы забрать оттуда его дочь и внука. «Я сам был как этот ребенок!»-восклицает Кикутие в слезах, когда берет малыша на руки. Самураи хвалят крестьян за отвагу в бою. Бандиты разгромлены на востоке, западе и юге. Но те, что остались в живых, собираются на севере. Камбэй планирует заманивать их в ловушки по одному-двое. Кюдзо забирает аркебузы у двух бандитов, убитых им одновременно. Кацусиро хочет выразить ему свой восторг, но Кюдзо больше нужен сон, чем похвалы. Наутро план Камбэя приводят в исполнение. Кикутие, переодетый в бандита, заговаривает с врагом, который принимает его за своего и платит за ошибку жизнью. Кикутие попрекают тем, что он действовал в одиночку и по своей инициативе. Двум бандитам удается пробраться вглубь деревни, и они учиняют там погром. Горобэй погибает. Много погибших и со стороны крестьян. «Следующая схватка станет решающей»-говорит Камбэй, намекая на тринадцать оставшихся в живых бандитов. Сино думает, что жить ей осталось недолго, и отдается Кацусиро. Отец стыдит и бьет ее за это. Его останавливает Камбэй. Финальная битва происходит в грязи и под дождем. Кюдзо убивает главарь бандитов, укрывшийся в доме, где прячутся женщины. Кикутие убивает его, но и сам погибает при этом. Все бандиты перебиты. Мир возвращается в эти края, и трое оставшихся в живых самураев-Камбэй, Кацусиро и Ситиродзи-смотрят, как крестьяне сажают рис. Сино, идя на работу в поле, в страхе отводит глаза от Кацусиро. «Победили крестьяне. Не мы»-говорит Камбэй…
Долгое время это был самый знаменитый японский фильм в истории мирового кинематографа, но начиналось все с тяжелых съемок. В результате фильм стал одних из самых длинных и дорогостоящих в истории японского кино. В какой-то момент фирма-продюсер «Toho», напуганная масштабами, которые начали приобретать эти съемки, приостановила их на время. Позднее, повторяя удар, нанесенный другой студией по «Идиоту» Накиши, сокращенному с 245 до 165 мин, «Toho» выпустила полную, 200-минутную версию фильма лишь в избранных залах в крупных городах. Остальная же часть японских зрителей получила в распоряжение 160-минутную версию; еще более укороченный монтаж был предназначен для заграничного проката. Этот фильм нельзя считать типичным примером амбициозной японской кинопродукции, поскольку действия в нем гораздо больше, чем созерцания, а движения-больше, чем раздумий. И все же гуманизм Куросавы пронизывает всю картину от начала и до конца, особенно в том, что касается столкновения двух образов жизни, двух культур-крестьянской и военной. Укороченная версия не только вносит неясность в ход сражений во второй части, но и обедняет портреты крестьян и семи самураев. Куросава не стремился создать подлинные характеры, однако позаботился о том, чтобы все семеро четко различались между собой. Каждый воплощает какую-либо сторону, характерную черту морали и духа самурая и становится в некотором роде их ходячим символом. Камбэй воплощает в себе самурайскую мудрость, с большой долей разочарованности в жизни, которая ничуть не мешает ему действовать, но лишь подчеркивает мимолетность и саморазрушительность этого действия. Хэйхати и Горобэй воплощают хитрость, жизнерадостность, рассудительность, свойственные характеру самурая. Кюдзо-аскетическую собранность, позволяющую с каким-то смирением и с безразличием к похвале совершать воинские подвиги и чудеса владения телом. Кацусиро-молодость, энтузиазм, доброту, идеализм начинающего самурая. Ситиродзи-неприметный профессионализм, намеренно остающийся в тени. Кикутие, у которого нет имени, кроме краденого (оно прицепилось к нему в насмешку)-самый сложный, увлекательный и наиболее новаторский персонаж фильма. Он находится на границе между культурами, и на их сопоставлении построена немалая часть картины. Крестьянин по происхождению, самурай по собственной воле, он предстает перед нами как краснобай, хвастун, скрывающий застенчивость за внешней отвагой и постоянно чувствующий себя не в своей тарелке. Этого забавного маргинала Куросава сделал весьма колоритным, и чуть более искусственным, нежели остальных самураев. Он многое воображает о себе, но становится, по сути, никем и превращается в марионетку из театра кукол-очень симпатичную, вызывающую то смех, то жалость. Финальная фраза Камбэя вызвала множество споров. На самом деле, по мнению Куросавы, в фильме нет проигравших, за исключением бандитов. Крестьяне одержали победу над извечным врагом, а главное-над собой. В сражении они обрели силу и сплоченность. Самураи принесли себя в жертву, но помогли победить тем, кто вечно проигрывал, а потому победили и сами-как победит позднее врач по прозвищу Рыжая Борода в одноименном фильме, хотя борьбу с нищетой, болезнями, злобой и несправедливостью ему вечно приходится начинать сначала. Это в высшей степени удручающая борьба. И главное намерение Куросавы-показать уныние, усталость главным врагом человечества. С этой точки зрения гуманизм становится для него синонимом эпоса, и все эти фильмы в целом представляют собой обширный эпос о стойкости человека. В этой картине перед нами предстает, возможно, самая внешняя часть этого эпоса. Куросава изобразил борьбу крестьян и самураев с бандитами в очень красивом визуальном стиле. Психология персонажей часто отходит на второй план перед взрывами напряженных и кипящих, но быстро остывающих чувств-как трагическое оцепенение, настигающее того или иного крестьянина при столкновении со смертью. Съемки фильма несколько раз останавливались из-за shortage лошадей для финальных батальных сражений. Актер Сейджи Миягучи, играющий самурая Кюдзо, до этого фильма вообще ни разу не прикасался к мечу. Лишь замечательные монтаж и операторская работа заставили поверить, что на экране мастер. Студия несколько раз замораживала проект из-за превышения бюджета, поэтому Куросаве каждый раз лично приходилось возвращаться в Токио и убеждать продюсеров. Ибо параллельным курсом студия снимала другой высокобюджетный фильм «Годзилла», и находилась на грани банкротства. Интересно, что предки Куросавы также были самураями. Обратите внимание, что все семь самураев основаны на реальных исторических персонажах. Первоначальный сценарий насчитывал 500 страниц. Затем три сценариста (включая Куросаву) переработали его в течение полутора месяцев в окончательный продукт. Интересно, что актеры, игравшие трех оставшихся в живых самураев, в реальной жизни умерли первыми из семи. Дайсуке Като (игравший Ситиродзи) умер в 1975 году. Исао Кимура (игравший Кацусиро) умер в 1981 году. Наконец, Такаши Шимура (игравший Камбэя) умер в 1982 году. В то время, как самурай, погибавший на экране первым (актер Минору Чиаки, игравший Хэйхати) умер самым последним из всей семерки, в 1999 году. Картина номинировалась на «Оскар» за лучшее художественное оформление и костюмы. Британская киноакадемия номинировала картину на свой приз «BAFTA» за лучшего иностранного актера (Тоширо Мифуне и Такаши Шимура) и как лучший фильм года. На Венецианском кинофестивале картина заняла второе место. Бюджет фильма составил 2 миллиона долларов.
Япония. XVI век. В стране полыхает гражданская война, повсюду орудуют банды разбойников и мародеров. Бедные крестьяне нанимают для защиты деревни семерых самураев, которые немного сплачивают раздробленных и малодушных селян в процессе подготовки и укрепления деревни…
Япония эпохи Адзути-Момояма, раздираемая междоусобными войнами, вторая половина XVI века. Предводители банды разбойников решают отложить нападение на деревню, дождавшись, когда жители вырастят и соберут ячмень. Крестьянин, спрятавшийся под вязанкой хвороста, невольно подслушивает их разговор. На сельском сходе отчаявшийся Рикити, у которого бандиты в прошлый раз забрали жену, призывает изготовить бамбуковые копья и перебить разбойников. Другие говорят, что война не дело крестьян и им не одолеть прекрасно вооруженных и знающих военное дело врагов, и надо умолять бандитов оставить им часть урожая. Старейшина деревни Гисаку, к которому сельчане обратились за советом, вспоминает, как жители одной из деревень наняли самураев и спасли свою деревню. После этого четверо крестьян отправляются в город в поисках нуждающихся ронинов, которые согласятся служить только за еду, поскольку крестьянам якобы больше нечего им предложить. Они видят, как пожилому самураю Симада Камбэю обривают голову, и тот переодевается в платье монаха, чтобы убить вора, захватившего в заложники ребенка. Свидетелями этого подвига оказываются Окамото Кацусиро-юноша из аристократической семьи, и бродяга подозрительного вида. Кацусиро просит Камбэя стать своим учителем и следует за ним. Бродяга тоже следует за Камбэем, но не решается обратиться к самураю. Крестьяне рассказывают Камбэю о своей беде, и тот, хотя и не сразу, соглашается помочь им. Оценив ситуацию Камбэй понимает, что ему нужны еще шесть самураев. К нему присоединяется добродушный силач Катаяма Горобэй. Затем Камбэй встречает своего старого боевого друга Ситиродзи, который очень рад встрече и без особых раздумий соглашается войти в формирующийся отряд. Горобэй находит ронина Хаясида Хэйхати, остроумного и веселого человека, подрабатывающего рубкой дров. Камбэй и Кацусиро наблюдают, как опытный фехтовальщик Кюдзо убивает вызвавшего его на поединок ронина. Кюдзо присоединяется к отряду Камбэя. Вечером к самураям приходит пьяный бродяга, который получает палкой по голове при проверке его ловкости. Он показывает Камбэю свою родословную, но самураи поднимают его на смех: согласно бумагам самураю Кикутие всего 13 лет. Однако он неотступно следует за самураями. Они постепенно к нему привыкают и, в конце концов, принимают в отряд, так как им нужен каждый воин. Жители деревни не знают, кого больше опасаться-бандитов или ронинов. Они прячут своих женщин и девушек. Однако благодаря энергичному Кикутие, который прекрасно знает жизнь и страхи крестьян, ронинам удается найти общий язык с земледельцами. Они представляются старейшине и знакомятся с одинокой старухой, сыновей которой убили бандиты. Самураи обучают крестьян азам воинского дела, планируют оборону, окружают деревню заграждениями и рисуют свой флаг. На этом флаге Кикутие обозначен треугольником, в отличие от шести законнорожденных самураев, обозначенных кружками. Урожай ячменя собран, появляются трое разведчиков бандитов. Из-за неосторожности Кикутие разведчики замечают самураев. Кюдзо, Кикутие и Кацусиро убивают двоих, а третьего берут в плен. Он рассказывает, что бандиты устроили лагерь в дне пути. Самураи пытаются спасти его от разъяренной толпы крестьян, но появившаяся одинокая старуха забивает пленника тяпкой. Самураи решают напасть на разбойников. Хэйхати, Кикутие, Кюдзо и проводник Рикити на захваченных у разведчиков лошадях отправляются к бандитскому лагерю. Они поджигают строение, где спят разбойники, и убивают выбегающих наружу в панике бандитов. Рикити видит свою жену, но она, увидев мужа, поворачивается и заходит обратно в охваченное огнем здание. Хэйхати пытается оттащить обезумевшего Рикити от огня, но падает, сраженный ружейным выстрелом, и умирает на обратном пути. Самураи и крестьяне торжественно хоронят погибшего на деревенском кладбище. На горизонте появляется конница бандитов. Крестьяне и самураи спешат занять оборону. Отряды бандитов натыкаются на забор с запада, затопленное поле с юга и разобранный мост через реку с востока. Сиродзи замечает у них три ружья, представляющие особую опасность для защитников. Бандиты поджигают несколько домов с восточной стороны, которые было решено не оборонять, и мельницу Гисаку. Старейшина сгорает на мельнице, его родственница, отправившаяся за стариком, получает копьем в спину. Кикутие, заливаясь слезами, несет ее ребенка: «Этот мальчик-я!», он признался товарищам, что является сыном крестьянина. Ночью бандиты пытаются тайком преодолеть заграждения с трех направлений, но крестьяне остервенело закалывают смельчаков копьями. Камбэй спланировал оборону так, чтобы главная атака бандитов прошла через северную рощу. По его плану защитники пропускают в деревню одного-двух передовых всадников, после чего строй копейщиков тут же смыкается, он полагал, что «хорошая крепость должна быть западней». Прорвавшиеся бандиты обречены: внутри деревни на них набрасывается другой отряд копейщиков и самураев. Рикити вызывается добыть ружье, но Кюдзо останавливает его и сам исчезает в ночном лесу. Утром он передает Камбэю добытое ружье и сообщает о двух убитых бандитах. Кацусиро, восхищенный скромностью и мужеством Кюдзо, рассказывает Кикутие о его подвиге. Раздосадованный Кикутие оставляет пост и углубляется в лес, где видит, как главарь бандитов казнит двоих дезертиров. Кикутие переодевается в одежду одного из убитых. Притворившись «своим», он заводит разговор с часовым, вооруженным ружьем, и убивает его. Разбойники бросаются в погоню за Кикутие. Однако в это время пехота бандитов проникает через оставленный им пост, уничтожив его защитников. Камбэй приказывает Горобэю удерживать рощу, никого не пропуская. Двое бандитов все же прорываются, один из них, искусный лучник, поражает стрелами нескольких крестьян, в том числе Ехэя. Отряд Камбэя уничтожает прорвавшихся бандитов, крестьяне приносят убитого Горобэя. По расчетам Камбэя в банде осталось только 13 разбойников, Камбэй предугадывает, что следующий бой будет последним, и атака состоится завтрашним утром. Об этом сообщают крестьянам. Обрадованные крестьяне подносят самураям сакэ и закуску из припрятанных запасов, о наличии которых говорил Кикутие. Крестьянка Сино соблазняет Кацусиро. Заставший их отец Сино жестоко избивает свою дочь. Начинается проливной дождь. По плану Камбэя утром в деревню пропускают всех бандитов, а затем атакуют их со всех сторон. Дезорганизованные бандиты погибают один за другим. Ситиродзи бьется копьем. Кикутие перед боем втыкает в землю 6 мечей. После того, как он сбивает с коней троих, его большой меч ломается и он берет один из тех, что воткнул в землю. Камбэй втыкает в землю меч и отстреливает противников с помощью стрел, выпущенных из лука. Кацусиро закалывает своего первого бандита. Кюдзо убивает одноглазого вожака банды. Двое бандитов врываются в дом, где прячутся женщины. Один из них выстрелом убивает Кюдзо. Разъяренный Кикутие бросается к дому, получает смертельное ранение, врывается в дом и пронзает мечом последнего разбойника. В живых остаются трое самураев: предводитель отряда Камбэй, его старый друг Ситиродзи и юный Кацусиро. Крестьяне сажают рис. Сино проходит мимо Кацусиро, он бросается за ней, но останавливается на мосту. Самураи стоят у кладбища. Камбэй заявляет, что победили не самураи, а крестьяне. В четыре могилы наверху кладбища воткнуты мечи, трепещут флажки на древках. Меч, вонзенный в крайнюю правую насыпь, развернут в сторону, отличную от остальных. Ветер гонит пыль…
Фильм занял первое место в списке журнала Empire «100 лучших фильмов мирового кинематографа», составленном в 2010 году. В фильме впервые в творчестве Куросавы возникает противопоставление традиционного самурайского холодного оружия и огнестрельного, которое воспринимается как несовместимое с воинской честью. Ружья в фильме есть только у бандитов, среди самураев делает выстрел из ружья только «недосамурай» Кикутие, и только один раз. Впоследствии в других фильмах Куросавы этот мотив был усилен и подчеркнут-например, в «Телохранителе»-и достиг кульминации в «Тени воина», где вначале Такэда Сингэн был смертельно ранен выстрелом из ружья, а в финале фильма все войско клана Такэда уничтожено ружейными залпами. Подобный эпизоды есть в фильмах «Последний самурай» с Томом Крузом и «Затойчи» с Такеши Китано. Сюжетная завязка «Семи самураев» использовалась во многих фильмах, из которых прежде всего можно назвать его американский ремейк «Великолепная семерка» снятый в 1960-м году режиссером Джоном Стерджесом. Даже сюжет анимационной картины «Приключения Флика» студии Pixar в первой половине фильма почти полностью копирует «Семь самураев». В роли крестьян выступают муравьи, в роли бандитов-саранча. В одном эпизоде был почти дословно процитирован эпизод из «Семи самураев», а именно момент, когда убитые горем крестьяне понимают, что даже если их деревня откупится от бандитов, ее жителей все равно ждет голодная смерть. Сюжет фильма также используется в фильме производства СССР «Шестой» поставленный режиссером Самвелом Гаспаровым в 1981 году. На международном Венецианском кинофестивале картина получила «Серебряного льва» и два специальных приза. «Британская киноакадемия номинировала картину на свой приз «BAFTA» как лучший иностранный фильм, а также за лучшего иностранного актера (Тоширо Мифуне и Такаши Симура). Также фильм номинировался на «Оскар» за лучшее художественное оформление и костюмы. В одном из эпизодов фильма есть момент, который позволяет установить точную дату происходящих событий. В украденном свидетельстве о рождении Кикутие сказано, что он родился во втором году периода Тэнсо, что соответствует 1574 году, и Камбэй заключает, что, следовательно, Кикутие сейчас всего 13 лет. Учитывая особенности отсчета возраста в Японии (новорожденный ребенок считается однолетним), события «Семи самураев» разворачиваются в 1586 году. В 1960 году вышел американский ремейк «Семи самураев»-фильм «Великолепная семерка». Действие в нем было перенесено на Дикий Запад, где семеро ковбоев-стрелков защищают от бандитов мексиканскую деревню. Акира Куросава считал этот ремейк достаточно верным оригиналу (с учетом разницы культурных традиций Японии и США). Впоследствии были поставлены еще несколько ремейков, гораздо менее значительных и художественно состоятельных (например, «Великолепная семерка гладиаторов», «Битва за пределами звезд»). Один из самых значительных и влиятельных японских фильмов в истории кино. Породил несметное количество ремейков и подражаний. Фильм появился во многом благодаря тому, что Акира Куросава очень хотел попробовать себя в популярном в Японии жанре «дзидайгэки» (историческом фильме о боевых приключениях самураев), причем сделать его одновременно и глубоким по смыслу, и увлекательным по форме. Первоначально он намеревался сделать фильм-притчу об одном дне из жизни самурая, проследить все поступки героя вплоть до вечера, когда герой должен был совершить ритуальное самоубийство из-за небольшого промаха, допущенного в течение этого дня. Но сценарий не складывался, и тогда Куросава поручил своим помощникам найти исторический сюжет из эпохи древней Японии, и появился сюжет о самурае, нанявшемся за пищу и жилье защищать крестьян от разбойников. Куросава написал подробные биографии и описания каждого значительного героя фильма-какую одежду он носит, как говорит, какую пищу предпочитает и так далее. Длительность оригинальной версии «Семи самураев» составила 203 минуты; даже для проката в Японии фильм был сокращен почти вдвое (оригинальная версия демонстрировалась только в крупнейших городах). Еще один сокращенный вариант-до 141 минуты-был создан специально для экспорта, в этой версии фильм шел в Европе и в США. Лишь в 1975 году зрители увидели авторскую версию «Семи самураев».
Премьера фильма в Японии состоялась 26 апреля 1954 года. «Семь самураев» быстро завоевали популярность как в стране, так и за рубежом и стали объектом многочисленных подражаний, из которых наиболее известным является фильм Джона Стерджеса «Великолепная семерка». Премьера в советском прокате состоялась в апреле 1988 года. Бюджет фильма составил 125 миллионов йен.