Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ПЕРЕСТРЕЛКА»
(The Shooting)

США, 1966, 80 мин., «Proteus Films»
Режиссер Монте Хеллман, сценарист Кэрол Истман
В ролях Милли Перкинс, Джек Николсон, Уилл Хатчинс, Чарльз Истман, Уоррен Оутс, Брэндон Кэрролл

Уиллет Гашейд, бывший охотник за головами, после долгого отсутствия возвращается в лагерь возле рудника и находит там своего друга Коли в крайне напуганном состоянии. Коли рассказывает, что их партнер, Леланд Драм, был застрелен два дня назад. Коли и Уиллет предполагаю, что это убийство могло быть совершено из мести Коину, брату Уиллета. На следующий день возле лагеря появляется таинственная молодая женщина, которая пристреливает свою лошадь. Она просит Уиллета Гашейда сопроводить ее в некий город и предлагает тысячу долларов в качестве оплаты. Гашейд не доверяет ей, но все же принимает предложение. Коли тоже присоединяется к ним. В дороге женщина ведет себя грубо по отношению к Гашейд и Коли, отказывается назвать свое имя. Компания останавливается в местечке под названием Кросстри, где Гашейд узнает, что Коин был здесь один-два дня назад. Они продолжают путешествие по пустыне, но замечают, что их преследует незнакомец в черном, Билли Спир, но не приближается, держась на значительной дистанции. Гашейд замечает, что женщина подает незнакомцу какие-то знаки. Она по-прежнему отказывается отвечать на вопросы об истинной цели их путешествия. Ночью Спир появляется в лагере и присоединяется к компании. Выясняется, что он работает на женщину. Спир ведет себя подозрительно, периодически угрожает Гашейду и выражает крайнее презрение к Коли. На следующий день лошадь таинственной женщины пала от жажды и истощения, и Коли отдает ей свою лошадь, пересаживаясь к Гашейду. Позже, потеряв след, женщина просит Гашейда возглавить колонну. Гашейд замечает, что его лошадь тоже находится на грани истощения, и просит Коли поехать с женщиной, но Спир не дает ему этого сделать. Спир и женщина, угрожая Гашейду, настаивают на том, чтобы бросить Коли. Гашейд вынужден согласиться и просит Коли подождать их возвращения. Компания встречает сидящего посреди пустыни бородатого человека со сломанной ногой. Он сообщает женщине, что тот, которого она ищет, находится в одном дне пути от них. Женщина оставляет ему флягу с водой. Через некоторое время лошадь бородатого человека находит Коли. Он седлает ее и пытается догнать группу, но его убивает Спир. Гашейд хоронит друга в пустыне, раскапывая песок голыми руками. Наконец все лошади умирают. У людей заканчивается вода, но они продолжают путь. Гашейд, заметив что Спир ослабел, нападает на него. В ходе рукопашной схватки он оглушает Спира и дробит его кисть большим камнем. Далее Гашейд идет по следам женщины, которая, в свою очередь, преследует какого-то мужчину среди скал. Мужчина оборачивается и Гашейд видит, что это его брат-близнец Коин. Гашейд пытается остановить женщину, которая выхватывает револьвер и целится в Коина, но не успевает-Коин и женщина убивают друг друга…
Бюджет фильма составил 75 тысяч долларов. Это история о двух мужчинах, нанятых загадочной женщиной сопровождать ее до города, далекий путь в который лежит через пустыню. Во время путешествия их выслеживает одетый в черное бандит, который, похоже, намерен убить всю компанию. Фильм был снят в 1965 году в пустыне штата Юта, практически одновременно с другим вестерном Хеллмана «Побег в никуда», в котором тоже снялся Джек Николсон. Оба фильма были представлены на нескольких международных кинофестивалях, но права на показ на территории США были куплены компанией Walter Reade Organization только в 1968 году. В 1964 году Монте Хеллман был режиссером двух снимавшихся на Филиппинах фильмов с Джеком Николсоном-«В ад с черного хода» и «Полет к ярости». Продюсером был Роджер Корман, с сотрудничества с которым началась кинокарьера Хеллмана. После окончания работы над этими фильмами Хеллман и Николсон написали сценарий под названием «Эпитафия» и представили его Корману. Сценарий его не заинтересовал, зато он спросил, могут ли они вдвоем сделать пару вестернов, используя уже опробованный способ экономии бюджета-съемку двух фильмов с общим основным актерским составом на одной площадке: «Если ты можешь снять один вестерн, то тебе ничего не мешает снять два вестерна по цене одного». Режиссер и актер согласились, и пока Николсон начал работать над сценарием к будущему фильму «Побег в никуда», Хеллман попросил их общую подругу Карол Истман написать сценарий к «Перестрелке». Согласно воспоминаниям Хеллмана, сценарий, написанный Истман, практически не потребовал доработки. Тем не менее, ему показалось, что первая часть сценария содержит слишком подробную экспозицию, описывающую путешествие Гашейда через пустыню до его возвращения в лагерь, так что Хеллман попросту удалил ее, заметив, что «экспозиция по самой своей сути является искусственной», и приступил к съемкам с десятой страницы сценария. У него было ощущение, что сюжет обрел совершенную простоту и не требует никакой дополнительной информации для помощи зрителю в восприятии сути происходящего. Однако, Корман настоял на том, чтобы Хеллман все же добавил некоторое количество пояснений-например, неоднократное упоминание о том, что у Уиллета Гашейда есть брат. Из-за сильно ограниченного бюджета при съемках не использовалось осветительное оборудование. Грегори Сэндор снял весь фильм, используя только естественное освещение. Съемку с движения пришлось выполнять при помощи двух с половиной метров рельс для операторской тележки. Весь съемочный процесс занял восемнадцать дней, включая вынужденный трехдневный перерыв из-за дождливой погоды. Монтаж «Перестрелки» и «Побега в никуда» занял около полугода. Оба фильма затем были представлены на нескольких кинофестивалях. В 1967 году фильмы получили хорошие отзывы на Монреальском кинофестивале и участвовали во внеконкурсном показе Каннского кинофестиваля. «Перестрелка» и «Побег в никуда» демонстрировались во французских кинотеатрах в 1969 году, где имели значительный успех. Но в США возникли сложности. Сначала Роджер Корман пытался продать права компании «American International Pictures», в итоге их пришлось продать «Walter Reade Organization», которая в свою очередь, не стала заниматься кинопрокатом и передала права на телевидение. Первый показ в кинотеатрах состоялся только в 1971 году на волне растущей популярности Джека Николсона. В биографии Уоррена Оутса он говорит, что был влюблен в партнершу по фильму Милли Перкинс. 10 тысяч долларов из бюджета были потрачены на зарплату погонщикам лошадей, которые вместе с актерами были единственными членами профсоюза в фильме. Ни один американский дистрибьютор не проявил интереса к фильму. Николсон продал иностранные права французскому продюсеру, но тот обанкротился, и издание оставалось под залогом в парижском аэропорту почти два года. После «значительных юридических маневров» Монте Хеллман и Джек Николсон смогли вернуть себе права. В 1968 году Хеллману удалось устроить кинопоказы в Париже, хотя и без дистрибьютора. По его словам, фильм стал значительным арт-хаусным хитом и более года шел в Париже. Сообщается, что Монте Хеллман потратил более года на монтаж фильма, а затем его показали на различных кинофестивалях по всему миру. В 1967 году он получил отличные отзывы на Всемирном кинофестивале в Монреале и был показан вне конкурса на Каннском кинофестивале. Милли Перкинс в то время была ближайшей соседкой Монте Хеллмана. Кинематографист Грегори Сандор снял большую часть этого фильма с использованием естественного света из-за низкого бюджета фильма, что позволило сэкономить на осветительном оборудовании для кинотеатров. Кроме того, для отслеживания выстрелов было доступно всего восемь футов рельсов тележки. Монте Хеллману пришла в голову идея взять на главные роли Милли Перкинс, Уоррена Оутса и Уилла Хатчинса, когда он делал покупки в книжном магазине Лос-Анджелеса. В первые два дня съемок было сделано очень мало из-за почти постоянного дождя, вызвавшего сильное наводнение в районах, выбранных в качестве ключевых. По оценке Монте Хеллмана, за эти два дня было потрачено впустую 5000 долларов из небол ьшого бюджета. Стерлинг Хейден ненадолго рассматривался на роль Уиллетта Гашейда. Милли Перкинс носила парик. Права на распространение в США были приобретены организацией Уолтера Рида. Ни один другой отечественный дистрибьютор не проявил интереса к фильму. Уолтер Рид решил не выпускать его в кинотеатрах, и фильм был продан напрямую телевидению. Десять страниц были исключены из сценария прямо перед съемками. Впервые показан на Монреальском кинофестивале в Канаде. «Эпитафия»-неэкранизированный сценарий, который Джек Николсон написал вместе с Монте Хеллманом. По общему мнению, частично основанный на отношениях Николсона с его женой Сандрой Найт, сценарий касался темы абортов, что, по мнению продюсера Роджера Кормана, в то время было запретным. Снят в 1965 году.