Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«СКУПЩИКИ ПЕРЬЕВ»
(Skupljaci perja)

Югославия, 1967, 94 мин., «Avala Film»
Режиссер, композитор и сценарист Александр Петрович
В ролях Беким Фехмиу, Оливера Катарина, Велимир Живойнович, Мия Алексич

В северно-сербском регионе Войводина всегда жили разные народности-сербы, венгры, словаки, словенцы, а также цыгане, которые воспринимались все-таки как маргиналы по сравнению с другими местными обитателями. Привлекательный цыган Бора из маленького городка Сомбор, что находится почти на границе с Венгрией, был скупщиком гусиных перьев, соперничая за эту территорию с более старшим по возрасту Миртой. Несмотря на то, что Бора женат и имеет детей, большую часть времени проводит в пьянках, игре в карты и любовных авантюрах с посторонними женщинами, прежде всего-с цыганской певицей Ленкой. Кроме того, он влюблен в Тису, пытаясь отбить ее у Мирты, который сам строит планы на счет молодой девушки, хотя Тиса является дочерью его бывшей жены, но рожденной в другом браке. Вражда между Борой и Миртой из-за одного и того же объекта страсти приводит к весьма драматическим последствиям…
Это фильм о балканских цыганах, и режиссер фильма-югослав Александр Петрович-звезда кинофестивалей шестидесятых годов двадцатого века-30 лет назад занимал в киномире ту же нишу, что сегодня Кустурица. Войводина. Цыгане. Безрадостный быт и отчаянные страсти с развлечениями в фолк-стиле. Местный бизнес-перепродажа гусиных перьев-на редкость наглядно соответствует менталитету и образу жизни героев фильма. Ведь с одной стороны пух «мягок, как душа», но с другой, когда его развеет, то очень уж похоже на летний снег, явление коварное, зловредное и быстро проходящее. Столь же нелепы, по крайней мере, на первый взгляд, и очень многие из происходящих в ленте событий. Секрет этого-в сочетании природной импульсивности с одновременным следованием вековым традициям, многие из которых в современных условиях выглядят полными анахронизмами. А в результате даже, казалось бы, безобидные вещи порой приводят к подлинным трагедиям. Вот и в данном случае могла получиться красивая романтическая история, но, увы.
Это, безусловно, лучшая работа режиссера Александра Петровича, к тому же признанная Югославской киноакадемией в 1996 году (увы, уже после смерти постановщика в 1994 году в Париже) второй по счету среди лучших сербских лент всего послевоенного периода. Цыганская приземленно-бытовая, а порой и грубо-криминальная история рассказана удивительно поэтично и проникновенно, что позволяет современным зрителям убедиться: несомненный талант другого югославского автора Эмира Кустурицы возник отнюдь не на пустом месте. Хотя Кустурица пошел дальше Петровича и смог, в отличие от него, очень своеобразно вписаться в иностранный кинематограф. Фильм «Скупщики перьев» (на Западе был известен под более красивым названием «Я видел даже счастливых цыган», позаимствованным из неоднократно звучащей в нем цыганской песни «Джелем, джелем») не был обделен вниманием далеко за пределами Югославии. Он удостоился специальной премии жюри на Каннском фестивале и номинирован в США на «Золотой глобус» и «Оскар» (тогда награда американской киноакадемии досталась не менее прославленной чехословацкой картине «Поезда под пристальным наблюдением» Иржи Менцеля). А сам Александр Петрович стал в дальнейшем снимать при поддержке европейских продюсеров-«Скоро будет конец света», «Мастер и Маргарита», «Групповой портрет с дамой» и «Мигранты». Но эти произведения не вызвали такого художественного резонанса, как «Скупщики перьев». Главное же-режиссер работал в подчас совершенно разной стилистике в пределах даже одной ленты, что особенно заметно в весьма неровной и спорной экранизации романа Михаила Булгакова. А фильм «Мигранты», снимавшийся долго и с немалыми сложностями, оказавшись финальным творением 60-летнего сербского мастера кино, сошелся по воле судьбы в программе Каннского фестиваля 1989 года вместе с «Временем цыган» Эмира Кустурицы. И более молодой босниец как раз отвоевал в тот момент для себя персональное место в мировом кинематографе чуть ли не с эксклюзивным правом на дальнейшее представление цыган на экране.
Лучший сербский фильм периода 1947-95 годов. Картина номинировалась на «Оскар» и «Золотой глобус» как лучший иностранный фильм. На международном кинофестивале в Салониках картина номинировалась на Гран-при. На Каннском кинофестивале картина номинировалась на «Золотую пальмовую ветвь», а получила приз ФИПРЕССИ и специальную награду. На кинофестивале в Пуле картина получила Гран-при, а также призы за лучшую режиссуру и актера (Беким Фехмиу и Велимир Живойнович).
Из журнала «Искусство кино». Новый фильм Александра Петровича в югославской прессе рассматривается как явление уникальное: за исключением трех профессиональных актеров, все остальные роли исполняют цыгане, никогда не снимавшиеся в кино. Некоторые из них даже неграмотны, как Гордана Иванович, играющая героиню фильма-Тису. Судьба этой девушки, стремящейся вырваться из бедности цыганского поселка, мечтающей стать певицей в городских кафе, судьба лихого парня по имени Белый Бора, который торгует перьями, собирая их по деревням, знакомство и встреча этих двух людей составляют событийный стержень картины. Постепенно он обрастает эмоционально емкими, документальными по изобразительной фактуре эпизодами удалого, несколько истеричного цыганского веселья, эпизодами жестоких, порой беспощадных столкновений и конфликтов. Режиссер, по его словам, стремился снять «суровый фильм, потому что сама жизнь цыган сурова и тяжела», но картина эта отнюдь не этнографический очерк, в ней нет стремления к объективно точной фактографии: «Я хотел сделать фильм, где общественное, психологическое, духовное состояние цыган понималось бы как символ поэтической человеческой судьбы, фильм, который подчеркивал бы связь этих героев с судьбой поэзии вообще». На фестивале в Каннах, где фильм демонстрировался под названием «Я даже видел счастливых цыган», ему была присуждена специальная премия жюри.