Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«КОНТРАБАНДИСТЫ»
(The Smugglers)

США, 1968, 96 мин., «Universal Television»
Режиссер Норман Ллойд по Элизабет Хели, сценарист Альфред Хейс
В ролях Ширли Бут, Курт Казнар, Доннелли Родс, Кэрол Линли, Альберт Сабо, Чарльз Дрейк, Рико Каттани, Джордж Тайн

Банда контрабандистов преследует туристку и ее падчерицу, которые посещают Тироль в Европе и по незнанию несут то, что хотят контрабандисты…
Фильм имел несчастливую судьбу, премьера которого состоялась в ночь космической миссии «Аполлон-8». NBC прервал показ фильма, чтобы показать передачу космонавтов, и больше никогда не возобновлял показ фильма после этого. Фильм долгое время считался утерянным.
«Аполлон-8»-второй пилотируемый космический корабль в рамках американской космической программы «Аполлон». В результате его полета люди впервые достигли окрестностей другого небесного тела, Луны, и вышли на окололунную орбиту. Полет ознаменовал начало новой эры в исследованиях космоса и в истории человечества. В ходе него люди впервые покинули околоземное пространство и увидели свою планету целиком издалека, впервые покинули гравитационное поле Земли и оказались в гравитационном поле ее спутника, впервые подверглись воздействию солнечной радиации за пределами магнитного поля Земли, впервые собственными глазами увидели обратную сторону Луны и восход Земли над лунным горизонтом, впервые временно оказывались (находясь за лунным диском) в состоянии, когда с Землей не было никакого контакта, и впервые вошли в атмосферу Земли со скоростью возвращения от Луны. Старт «Аполлона-8» с астронавтами Фрэнком Борманом, Джеймсом Ловеллом и Уилльямом Андерсом на борту состоялся 21 декабря 1968 года. Это был первый пилотируемый старт трехступенчатой ракеты-носителя «Сатурн-5». Полет к Луне продолжался менее трех суток, 66 часов 16 минут. Корабль вышел на окололунную орбиту в рождественский сочельник, 24 декабря и оставался на ней в течение 20 часов 10 минут, сделав 10 витков вокруг Луны. Астронавты проверяли работу систем корабля в условиях окололунного пространства, впервые фотографировали поверхность Луны с близкого расстояния, уделяя первостепенное внимание местам будущих лунных посадок, вели телетрансляции и отслеживали навигационные ориентиры. Наиболее рискованным маневром в ходе экспедиции считался обратный старт к Земле. В случае отказа маршевого двигателя экипаж не смог бы вернуться. Однако двигатель отработал безупречно, и через двое с небольшим суток (57 часов 23 минуты), 27 декабря, корабль вошел в плотные слои атмосферы Земли и вскоре после этого приводнился в Тихом океане. Экспедиция продолжалась 6 суток 3 часа. В ходе нее установлены рекорды скорости космического корабля, 11 040 м/с, и максимального удаления от Земли-377 349 км. По оценке специалистов, за время полета «Аполлон-8» пролетел 933 419 км. Он стал первым американским космическим кораблем, доставившим на Землю фотопленку, отснятую у Луны (советский «Зонд-5» сделал это раньше, в сентябре 1968 года). Борман и Ловелл были астронавтами с опытом программы Джемини, в частности, они летали вместе на Джемини-7. Изначально в экипаж входил Майкл Коллинз, однако в последний момент он по медицинским соображениям был заменен Ловеллом. Корабль включал в себя только основной блок в составе: командный отсек (образец СМ-103, масса-29 т) и служебный отсек (SM-103). Вместо лунного модуля на носителе был установлен макет (к Луне не полетел). Для запуска использовалась ракета Сатурн-5 (образец AS-503). Это был первый экземпляр ракеты, использовавшийся для запуска пилотируемого корабля. Цель полета-комплексные испытания основного блока с выводом на селеноцентрическую орбиту. Полет обеспечивал США приоритет в достижении орбиты Луны пилотируемым кораблем. Это был серьезный рывок вперед в «лунной гонке». Предусматривались летные испытания модифицированной ракеты-носителя, проверка способности третьей ступени ракеты-носителя обеспечить перевод корабля с геоцентрической орбиты на траекторию полета к Луне, испытание узлов и агрегатов командного модуля в условиях полета к Луне, телевизионные передачи с борта и фотографирование поверхности Луны. Предстартовая подготовка и старт корабля прошли без серьезных осложнений. Корабль «Аполлон-8» стартовал 21 декабря 1968 года в 12 часов 51 минуту по Гринвичу. Корабль вышел на геоцентрическую орбиту, близкую к расчетной. После выхода последней ступени ракеты-носителя с кораблем на начальную геоцентрическую орбиту, наземные службы и экипаж в течение примерно двух часов производили проверку бортовых систем и убедились в их исправности. Двигатель последней ступени ракеты-носителя был включен для перевода корабля на траекторию полета к Луне в 2 часа 50 минут полетного времени и проработал 317 секунд. Факел от работы двигателя (космическая медуза) визуально наблюдали на Гавайских островах в предрассветные часы. После выхода на траекторию полета к Луне Борман развернул ступень с кораблем так, чтобы корабль был обращен передней частью к Солнцу, что обеспечивало необходимое освещение при предстоящем фотографировании. В 3 часа 21 минуту полетного времени корабль отделился от ступени, развернулся на 180° и в течение некоторого времени совершал с ней групповой полет. Астронавты фотографировали ступень и установленный на ней макет лунного модуля. Завершив групповой полет, астронавты включили вспомогательные двигатели корабля для обеспечения удаления от ступени. Затем были произведены слив остатка кислорода через двигатель ступени и включение ее вспомогательных двигателей. В результате было обеспечено расчетное приращение скорости, однако вследствие недостаточно точного контроля ориентации, ступень сблизилась с кораблем и следовала за ним на расстоянии примерно трехсот метров. Руководители полета сочли это опасным, и в результате в 4 часа 45 минут полетного времени было произведено не предусмотренное первоначальной программой полета включение вспомогательных двигателей корабля для его отвода от последней ступени ракеты-носителя на безопасное расстояние. На одиннадцатом часу полетного времени и на расстоянии примерно 96 000 км от Земли была произведена первая коррекция траектории полета. Примерно на девятнадцатом часу полета Борман почувствовал тошноту и боль в желудке. Некоторое недомогание испытывали и другие члены экипажа. Приняв по таблетке против укачивания и таблетке закрепляющего средства, астронавты почувствовали себя лучше. На тридцать втором часу полета, когда корабль находился на расстоянии 255 000 км от Земли, начался первый сеанс телевизионной передачи с борта. Качество изображения при съемках кабины и астронавтов было удовлетворительным, при съемке Земли телеобъективом-неудовлетворительным. Во время второго сеанса (шестьдесят шестой час полета) качество удалось улучшить путем подбора фильтров. Была показана Земля с расстояния примерно 330 000 км. Через 55 часов 38 минут после начала полета корабль вышел из поля тяготения Земли и вошел в поле тяготения Луны. На шестьдесят втором часу полета была произведена вторая и последняя коррекция траектории на трассе «Земля-Луна». Разрешение на переход на селеноцентрическую орбиту астронавты получили в 68 часов 04 минуты полетного времени. Примерно через час корабль зашел за Луну, на расстоянии примерно 126 км от нее был включен основной двигатель, который проработал 246 секунд и перевел корабль на эллиптическую селеноцентрическую орбиту с высотой периселения 113 км, высотой апоселения 312 км и периодом обращения 2 часа 10 минут. Пульс Бормана в период работы двигателя поднялся до 130 ударов в минуту. В период обращения по эллиптической орбите астронавты производили фотографирование поверхности Луны, вели визуальные наблюдения и осуществляли навигационные эксперименты. На семьдесят втором часу полета был проведен третий телевизионный сеанс. Астронавты показывали Луну. В 73 часа 35 минут, совершив два витка по эллиптической селеноцентрической орбите, астронавты произвели включение основного двигателя корабля, который проработал 9 секунд и перевел корабль на почти круговую орбиту с высотой периселения 112 км, высотой апоселения 113 км и периодом обращения примерно 2 часа. Во время полета по круговой орбите астронавты продолжали съемку Луны, Земли и навигационные эксперименты. На шестом витке Борман приказал прекратить все эксперименты в связи с переутомлением экипажа. В 85 часов 40 минут полетного времени был проведен четвертый телевизионный сеанс. В связи с большим интересом, проявлявшимся к этому сеансу, он продолжался двадцать пять минут вместо запланированных двадцати. Астронавты показывали Луну, сопровождая показ комментариями. Затем Борман сказал, что у них есть послание для всех жителей Земли. Члены экипажа по очереди прочли отрывок из первой главы Библии, затем Борман, завершая сеанс, произнес: «От имени экипажа мы заканчиваем трансляцию пожеланиями спокойной ночи, удачи, счастливого Рождества и благослови Господь всех вас там, на прекрасной Земле», после чего корабль в последний раз зашел за Луну. На десятом витке, в период отсутствия радиоконтакта, в 89 часов 19 минут полетного времени был включен основной двигатель для обеспечения перехода на траекторию полета к Земле. Радиосигнал от корабля был зарегистрирован на Земле в расчетное время, но возобновление голосовой связи произошло на 6 минут позже, что создало большую напряженность в центре управления полетом. После восстановления радиоконтакта, в связи с наступающим Рождеством, Борман шутя заявил: «Пожалуйста, имейте в виду, что здесь присутствует Санта-Клаус», на что находящийся на связи астронавт Томас Маттингли ответил: «Ну, вам, без всякого сомнения, виднее…». На трассе «Луна-Земля» астронавты много времени отдыхали: сказывалось нервное напряжение и переутомление. Андерс заснул на 45 минут во время своего дежурства. На траектории полета к Земле была проведена всего одна коррекция-на сто пятом часу полета, когда корабль находился на расстоянии 310 000 км от Земли. Вскоре после этого был проведен пятый телевизионный сеанс. Астронавты показывали Землю, а также оборудование кабины, сопровождая показ комментариями. На сто двадцать восьмом часу полета был проведен последний сеанс телевизионной передачи с борта. Астронавты показывали Землю с расстояния примерно 180 000 км. Общая продолжительность телевизионных сеансов составила примерно 2 часа. В 146 часов 31 минуту полетного времени произошло отделение отсека экипажа от двигательного отсека командного модуля, и последний с помощью вспомогательных двигателей был отведен от отсека экипажа, после чего отсек экипажа вошел в атмосферу. Пропадание радиосигнала продолжалось 6 минут. Тормозные парашюты раскрылись в 146 часов 54 минуты полетного времени.
Приводнение отсека экипажа произошло в Тихом океане юго-западнее Гавайских островов в 5 км от авианосца «Йорктаун». Полет продолжался 147 часов. При приводнении отсек экипажа перевернулся днищем вверх, но с помощью надувных баллонов-поплавков был быстро установлен в расчетное положение (днищем вниз). Вертолет достиг отсека почти сразу же после приводнения и завис над ним, освещая его прожектором. Спасательные операции начались только с рассветом, то есть примерно через 35 минут после посадки. Астронавты открыли люк, были подняты на борт вертолета и доставлены на авианосец через 1 час 16 минут после приводнения. Отсек экипажа также был поднят на борт авианосца. Руководители советской космической программы наблюдали за посадкой по закрытому кабельному каналу «Евровидения». NASA объявило об исключительном успехе полета. Основными достижениями считаются: проведение детальной разведки лунной поверхности, что было чрезвычайно важно для планирования высадки астронавтов на Луну; демонстрация способности командного модуля корабля совершать сложные космические полеты с большим удалением от Земли практически без отказов и неисправностей; демонстрация безопасности для экипажа таких полетов; получение большого количества важной информации и резкое увеличение популярности космической программы в США и за границей. На лунной орбите экипаж провел 20 часов, совершив 10 витков. Картина снималась только для телевидения.