Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ПЕСНЬ О РОССИИ»
(Song of Russia)

США, 1944, 107 мин., ч/б, «MGM»
Режиссеры Грегори Ратофф и Ласло Бенедек, сценаристы Пол Джаррико, Ричард Коллинз и Лео Миттлер
В ролях Роберт Тейлор, Сьюзан Питерс, Джон Ходиак, Роберт Бенчли, Феликс Брессар, Жаклин Уайт

Дирижер Джон Мередит и его менеджер Хэнк Хиггинс отправились в Россию за несколько недель до начала Великой Отечественной войны. Мередит полюбил красивую советскую пианистку Надю Степанову из села Чайковское во время гастролей по сорока городам Советского Союза. По пути они встречали здоровых, улыбающихся, свободных советских людей, счастливо живущих в условиях социализма. Мирная жизнь остается в прошлом из-за немецких захватчиков. При всей банальности сюжета об истории любви американца и русской девушки и использовании стереотипных штампов при отображении русских и советских реалий фильм отличался теплотой и был восторженно встречен неизбалованной иностранными фильмами советской публикой военных лет…
Грегори Ратофф не выдержал работы под конец пятимесячной съемки и был заменен Ласло Бенедеком, который завершил основные съемки.
Созданную в Голливуде картину признали в США просоветской пропагандой. Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности позже определяла этот фильм как один из трех наиболее известных примеров просоветской деятельности в Голливуде. Другими двумя картинами, оказавшимися под подозрением, стали «Северная звезда» компании RKO Radio Pictures и «Миссия в Москву» компании Warner Brothers.
Известная писательница и философ Айн Рэнд (настоящее имя Алиса Зиновьевна Розенбаум, 1905-1982), покинувшая Россию в 1926 году, в своих показаниях комиссии заявила, что фильм является коммунистической пропагандой и лживо изображает жизнь советских людей, целенаправленно приукрашивая ее. Роберт Тейлор, оправдывая свое участие в съемках фильма, указывал на наличие контракта с Metro-Goldwyn-Mayer, но под давлением общественного мнения заявил, что участие в фильме было его ошибкой. Бюджет фильма составил 1, 8 миллионов долларов. Этот фильм был предметом расследования Комитета Палаты представителей по антиамериканской деятельности в октябре 1947 года.
Свидетельство об искажениях советской жизни, представленных в фильме, было предоставлено Айн Рэнд («Источник», 1949; «Атлант расправил плечи 1-3», 2011-14). Рэнд родилась в Санкт-Петербурге, но уехала в Америку в 1926 году. Рэнд высмеивала изображения русских крестьян, у которых были радиоприемники и доступ к междугородним телефонам, а также «традиционный русский свадебный танец» с крестьянками, исполняющими чарльстон на каблуках с шипами в церкви. В книгах Рэнд персонажи часто произносят очень длинные речи, иногда растянувшиеся на десятки страниц, объясняя свою жизненную философию. Рэнд использовала это как возможность разработать объективизм, философскую систему, создание которой ей приписывают, а также продемонстрировать свой взгляд на другие философские системы, характерные концепции которых противоречили концепциям объективизма. На момент смерти она работала над сценарием телеадаптации своего романа «Атлант расправил плечи». Свою философию рационального эгоизма она назвала «объективизмом» и в качестве иллюстрации написала свой последний роман «Атлант расправил плечи». Последние годы жизни она провела за написанием статей, книг и информационного бюллетеня об объективизме. Ее философия «объективизма»: рациональный эгоизм-это добродетель; альтруизм (самопожертвование)-порок. Она познакомилась с будущим мужем-художником Фрэнком О'Коннором на съемках фильма «Царь царей» (1927), и они поженились отчасти потому, что ее виза подходила к концу. Он встретил Айн Рэнд на голливудской съемочной площадке. Она позаботилась о том, чтобы он запомнил ее, сбив его с ног во время съемок. Инцидент дал им повод заговорить, и вскоре после этого они начали встречаться. Имела давний рецепт на амфетамин для «контроля веса». Считается, что это могло повлиять на ее более позднее поведение и принятие решений. Биограф Барбара Бранден утверждала, что дозировка была очень низкой, и когда Рэнд узнала о побочных эффектах, она прекратила прием препарата. Когда она впервые приехала в США, она жила у родственников в Чикаго, но почти сводила их с ума своими поздними часами, которые она проводила, печатая и улучшая свои навыки английского языка. Переехала в Голливуд, чтобы заняться кинобизнесом, так как это была еще эпоха немого кино, и спрос был больше на сценарии, чем на реальные диалоги. Во время путешествия в Америку ей исполнился двадцать один год, и она также сменила имя, отчасти для того, чтобы защитить свою семью в Советской России. «Айн» (рифмуется со словом «мой») принадлежит финскому автору. Точное происхождение ее фамилии неизвестно. Однако в 1936 году она сказала New York Evening Post, что «Рэнд-это сокращение от моей русской фамилии». В часто повторяемой истории утверждается, что Айн Рэнд взяла свою фамилию от своей пишущей машинки Remington Rand, когда жила в Чикаго в 1926 году, но это неправда, потому что компании Remington и Rand не объединились до 1927 года. Слово «Рэнд» не появлялся на их (или каких-либо) пишущих машинках до начала 1930-х годов. Еще одна теория состоит в том, что «Розенбаум», написанный русскими кириллическими буквами, напоминает «Рэнд Айн» английскими латинскими буквами. Незадолго до своей смерти в начале 1980-х, когда она появилась на шоу Фила Донахью (1967), она выразила восхищение сериалом «Ангелы Чарли» (1976), защищая его как форму романтической фантастики. В телевизионном фильме «Тайная страсть Айн Рэнд» (1999) ее сыграла Хелен Миррен. Отказалась разрешить своему издателю редактировать или сокращать ее рукописи. Когда-то работала в отделе гардероба в RKO Pictures, за что ей платили 25 долларов в неделю. Впервые перенесла операцию по поводу рака легких в 1974 году. Майкл Кейн назвал свою старшую дочь Доминик в честь героини «Источника» (1949). Виктор Гюго был одним из ее любимых авторов. Никогда не училась водить. Ее друзья и партнеры считали, что это было сделано намеренно, поэтому она всегда зависела от своего мужа Фрэнка, который вел машину, оставляя ему контроль над этой частью их отношений. Страстная поклонница романов Микки Спиллейна и сторонница сенатора Джозефа Маккарти.
Это была последняя актерская роль Роберта Тейлора перед тем, как он поступил на военную службу во время Второй мировой войны. Позже Роберт Тейлор сказал, что сожалеет о создании фильма. Режиссер Грегори Ратофф потерял сознание на съемочной площадке 29 июня 1943 года. Ласло Бенедек стал режиссером оставшейся части основных съемок и повторных съемок в октябре 1943 года. Неизвестно, кто поставил сцены в сентябре 1943 года. Сцена снежной битвы была снята в горах Сьерра в Калифорнии в марте 1943 года, когда эксперты Эрик Лундквист и Нильс Ларсен изображали польских лыжников, но эта сцена не использовалась в фильме. Хотя этот фильм был включен в число более чем 700 наименований библиотеки художественных фильмов MGM, проданной телевидению в 1956 году, его репутация не позволила его показать на большинстве основных рынков.
Этот фильм был завершен в 1943 году, и его коммерческий показ был в Нью-Йорке 28 декабря 1943 года, но официальная премьера и широкое распространение не проводились до февраля 1944 года. Один из трех фильмов, в которых снялись Роберт Тейлор и Джон Ходиак, остальные-«Подкуп» (1949) и «В тылу врага» (1950).