Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ОБГОН»
(Il sorpasso)

Италия, 1962, 105 мин., ч/б, «Incei Film/L.C.J Editions-Productions/Sancro Film»
Режиссер и сценарист Дино Ризи, сценаристы Этторе Скола и Руджеро Маккари
В ролях Витторио Гассман, Кэтрин Спаак, Жан-Луи Трентиньян, Клаудио Гора, Линда Сини, Мила Станик

Студент права Роберто должен готовиться к экзамену, но совершенно случайно и против своей воли он оказывается пассажиром в спортивной машине эксцентричного плейбоя Бруно Кортоны, живущего одним днем и склонного пустить пыль в глаза. Новый знакомый застенчивого и трудолюбивого Роберто-его полная противоположность: капризный мужчина-ребенок, импульсивный и эгоистичный. По прихоти Бруно они отправляются в странное путешествие по Риму и Тоскане от одной случайной встречи к другой, навещают свои семьи. Путешествие длится всего два дня, но за это время Роберто переосмысливает некоторые моменты своей жизни и неожиданно понимает, что жизнь Бруно на самом деле не так беззаботна, как он пытается показать. В неожиданном финале машина Бруно на большой скорости совершает роковой обгон и вылетает с дороги. Бруно остается жив, но Роберто погибает…
В международный прокат картина выходила под названием «Легкая жизнь». Фильм повествует о путешествии двух совершенно разных героев, застенчивого студента Роберто и эксцентричного богача Бруно, на спортивном автомобиле по дорогам Италии. Классический пример комедии по-итальянски, где в ироничной манере режиссер демонстрирует и анализирует Италию 1960-х годов, переживающую экономический подъем. По мнению Жака Лурселя, наряду с другой картиной Дино Ризи «Чудовища» этот фильм «знаменует собой рождение итальянской комедии». Как указывает французский критик, хронологически картина представляет собой первый шедевр итальянской комедии 60-х годов: «Это в равной степени комедия нравов и исследование характеров». Также Лурсель отмечая, что это «блистательный, горький, абсолютно классический фильм, где за иронией скрываются серьезные мысли, где превосходно уживаются импровизация и строгость» писал, что при этом она представляет собой глубоко личную картину режиссера-«Очевидно, что Ризи вложил немалую частицу себя в обоих персонажей». Обосновывая свой комментарий фильма, французский киновед приводит цитату из интервью Дино Ризи, в котором он характеризует фильм и образ Бруно следующим образом: «В этом фильме Гассман разрушает все вокруг, поскольку не умеет созидать; это типичный итальянец-поверхностный, с фашистскими наклонностями. Он беспомощен, слабоволен, вся его сила-в физической фактуре, в шоковом эффекте, за которым нет ни глубины, ни моральной стойкости…Фильм родился из реальной истории; в персонаже Гассмана я объединил 2-3 человек, с которыми был лично знаком и пережил нечто похожее, причем мне выпала роль Трентиньяна…Персонаж Гассмана-это человек, всегда заполняющий собою пустоту, но боящийся жизни; за его вечной бодростью скрывается страх перед самим собой». По мнению советского критика А. Асаркана, в этой картине Гассман мастерски воплотил на экране образ говорящего на характерном уличном разговорном языке «типичного римского гуляки»: «нахального и обаятельного, пылкого и вульгарного-молодое здоровое животное, которому всяк злак на пользу. Сыграл с непередаваемым блеском, с абсолютной узнаваемостью. После фильма его популярность возросла невероятно-и персонаж Гассмана пошел в серию». Финал картины, в котором по сценарию один из главных героев погибает, стал предметом спора между режиссером и продюсером. Последний уверял, что, раз «Обгон»-это комедия, то у фильма должен быть счастливый конец. Ризи предложил поспорить: «Если завтра будет дождь, то я откажусь от трагичного конца», но дождь на следующий день не пошел, и судьба героя осталась без изменений, что не помешало фильму стать успешным в прокате. Франсуа Трюффо говорил про финалы картин «Современная история: Королева пчел» режиссера Марко Феррери и «Обгон», что это «фильмы, настолько живые, что, невзирая на их печальный конец, после просмотра возникает непреодолимое желание запеть под дождем». Хорошо принятый в Италии, фильм оказал влияние и на голливудские ленты, среди которых «Беспечный ездок» и «На обочине». Витторио Гассман получил приз итальянской киноакадемии «David di Donatello» как лучший актер. На кинофестивале в Салониках картина получила специальный приз. На международном кинофестивале в Мар-дель-Плате картина номинировалась на Гран-при, а получила приз за лучшую режиссуру. Большинство сцен вождения были сняты на участке Via Aurelia улицы Strada Statale 1 на окраине Рима. Витторио Гассман не выполнял стойку на руках в свободном положении на пляже. Трюк выполнил некто по имени Джорджио Лами. Он двоюродный брат Эдды Лами, которая во время съемок работала спасателем на пляже. Гассман сделал только крупный план, скорее всего, когда кто-то или что-то держало его ноги, поскольку его локти никогда не были заблокированы. Знаменитая сцена игры в пинг-понг Бруно и Биби была снята в пляжном ресторане под названием «La Lucciola» в Ливорно. Несмотря на то, что фильм Александра Пейна «На обочине» (2004) основан на романе Рекса Пикетта, он назвал эту картину большим источником вдохновения для своего фильма и того, как он его снял. Во время работы над своим фильмом Пейн просматривал фильм кадр за кадром и отмечает, что у каждого кадра в фильме есть «начало, середина и конец». По словам Пейна, «Обгон» демонстрирует человечность Италии, и во время просмотра фильма «вы действительно видите Италию 1962 года». Кэтрин Спаак было 17 лет на момент съемок. Автомобиль Бруно-Lancia Aurelia B24, впервые выпущенный в 1956 году. Место, где владелец бара опускает ворота и Витторио Гассман безуспешно пытается воспользоваться телефоном-автоматом в другом магазине через улицу за закрытыми воротами в самом начале фильма, находится на площади Франческо Морозини в Риме. Среди зрителей, наблюдающих за игрой в настольный теннис на пляже, можно увидеть совсем юного Витторио Чекки Гори (сына Марио Чекки Гори, продюсера этого фильма). Со временем он сам стал кинопродюсером. Продюсер Марио Чекки Гори хотел, чтобы финал был менее мрачным, но он и режиссер Дино Ризи поспорили насчет погоды. Ризи победил, и был выбран трагический финал. Автомобиль, падающий со скалы в финальной сцене, был не Lancia Aurelia, а Siata 1500 с манекеном.