Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«КОСМИЧЕСКАЯ ОДИССЕЯ 2001 ГОДА»
(2001: A Space Odyssey)

Великобритания-США, 1968, 160 мин., «MGM»
Режиссер, сценарист, визуальные эффекты и продюсер Стэнли Кубрик, сценарист Артур Кларк, композиторы Арам Хачатурян, Иоганн и Рихард Штраусс, Георгий Лигети, спецэффекты Дуглас Трумбулл
В ролях Кир Дуллея, Гарри Локвуд, Шон Салливан, Роберт Битти, Уилльям Сильвестр, Леонард Росситер, Дэниел Рихтер

Фильм состоит из четырех частей. 1-2. «Рассвет человечества». Племя человекоподобных обезьян живет по соседству с дикими животными, со стороны которых иногда подвергается нападениям. Приматы также соперничают из-за воды с представителями другого племени. Однажды люди-обезьяны находят торчащий из земли и устремленный вверх большой черный монолит. Они внимательно исследуют его и даже осмеливаются пощупать. Под влиянием этого монолита одна обезьяна додумывается использовать обглоданную кость в качестве дубинки. С тех пор люди-обезьяны становятся плотоядными и начинают убивать друг друга…Четыре миллиона лет спустя космический корабль путешествует по Вселенной. Американский ученый, доктор Хейвуд Флойд, после стоянки на космической станции возвращается на Луну. На Клавиусе он рекомендует ученым не раскрывать секрет фантастического открытия, которое он сделал. Потом он направляется с несколькими астронавтами наблюдать загадочный черный монолит, похожий на тот, который нашли люди-обезьяны. По мнению ученых, он был зарыт в землю сознательно более четырех миллионов лет назад. 3. «Цель-Юпитер. 18 месяцев спустя». Космический корабль «Discovery» уже девять месяцев находится в пути, направляясь к Юпитеру. Экипаж насчитывает двух астронавтов Дэвида Боумана и Фрэнка Пула, трех ученых, находящихся в состоянии анабиоза, и компьютер Хол-9000, самый совершенный аппарат, который управляет всеми маневрами корабля. Астронавты до настоящего времени не знают о цели своего путешествия. Неожиданно Хол-9000 заявляет, что произошла поломка спутниковой антенны, которую нужно починить в течение 72 часов. Боуман покидает корабль в мини-капсуле и докладывает Пулу, что антенна находится в идеальном состоянии. Но Хол-9000 предлагает заменить определенную деталь. После этой ошибки, которая их очень тревожит, Боуман и Пул размышляют, не стоит ли отключить Хол-9000. Ведь этого еще никогда не делали с компьютерами этого типа. Как Хол-9000, который ведет себя почти как человек, мог совершить такой промах? Напряжение на корабле возрастает, так как Хол-9000 не хочет своего отключения от питания. Он слышит все, о чем говорят космонавты, поэтому ведет себя соответственно. Астронавты решают не разговаривать вслух, но компьютер читает слова по губам. Когда Пул выходит в открытый космос, чтобы поставить на место исправный фрагмент антенны, Хол-9000 провоцирует его смерть, как и трех ученых, находящихся в спячке. Боуман выходит в открытый космос в мини-капсуле, чтобы забрать тело Пула, но не может возвратиться обратно, так как Хол-9000 блокирует вход. Боуман возвращается обратно в корабль через аварийный выход. Он отключает компьютер, который извиняется за свое плохое поведение и обещает исправиться. Перед выключением Хол-9000 говорит: «Я боюсь…мой мозг слабеет». Потом он поет песенку «Daisy», которой его обучил конструктор. Боуман читает послание, записанное перед отправлением корабля. Предназначенное для экипажа, оно до этого момента оставалось в секрете: «Вот уже 18 месяцев, как получено первое точное доказательство существования разумной инопланетной жизни. Монолит закопан на глубину 15 метров на Луне, около кратера Тихого. За исключением очень мощной радиоволны, излучаемой в направлении Юпитера, черный монолит вот уже четыре миллиона лет остается полностью бездеятельным. Его происхождение и предназначение до сих пор представляют полную загадку для человечества». 4. «Юпитер и за пределами бесконечности». Боуман направляется в другое измерение. Он пересекает в межгалактическом пространстве неописуемый водоворот красок, пейзажей и звездных вспышек. Он оказывается в комнате, оформленной в средневековом стиле. Теперь он постарел, близок к смерти и видит перед своей кроватью черный монолит. Неожиданно Боуман снова рождается в форме астрального зародыша, парящего над Землей…
Мастерство Стэнли Кубрика выразилось в смешении четырех характерных тем: доисторического периода, предвосхищения межпланетных путешествий, освоения бескрайних галактик и появления мутантов из космоса. Фильм тревожный, ставящий вопрос о смысле существования человека во Вселенной. Это тревога затерянного в бескрайнем космосе человека, о приближении этапа научного прогресса, который обязательно будет для него более разрушительным, чем созидательным. Пессимизм Стэнли Кубрика ощущается в течение большей части фильма-даже ежедневная жизнь персонажей, ставших простыми слугами машины, которая ими командует, порождает угнетающую и подавляющую монотонностью атмосферу, похожую на «смертельную скуку бессмертия», по выражению Жака Кокто. Оптимизм Кубрика становится чисто умозрительным и оказывается под огромным вопросом. Стэнли Кубрик высказал гипотезу, что вся научная эволюция человека может быть уничтожена вторжением инопланетян. С сюжетной стороны Кубрик восхитительно чередует аспект созерцательный-движение корабля в космосе, и драматический-необыкновенную дуэль между Киром Дуллея и компьютером Хол-9000. Именно компьютер испещряет обширные пространства тревоги, протянувшиеся по всему фильму, узкими зонами юмора. Юмор относительно скрытый-обмен банальностями между космонавтами, и более явный-использование музыки Штраусса. Кубрик хотел пойти как можно дальше в демонстрации загадочности и таинственности. Он попытался до минимума сократить количество членов экипажа «Discovery», отказался от показа инопланетян, что пошло только на пользу фильму. Это стимулировало воображение зрителя, чего никогда и никто не осмеливался сделать до него в картине с таким большим бюджетом. Что касается истории научно-фантастического кинематографа, то «Космическая одиссея 2001 года», выход которой сопровождался шоком, эхо которого не утихло до сих пор, расположилась на опушке того десятилетия, когда этот жанр стал доминирующим в Голливуде, после того, как побывал второстепенным в пятидесятых годах. С 1968 года картина стоит в списке «звездных» шедевров мирового кино. Она появилась, когда полеты в космос уже стали реальностью, а придирчивый зритель хотел увидеть нечто большее, чем прямые репортажи с бортов «Союзов» и «Аполлонов». Космос, по Стэнли Кубрику-тайна, где, возможно, таится разум. Он рисует его крупными, немного мрачными мазками. На протяжении первых минут в фильме вообще нет диалогов-разворачивается безмолвная загадочная звездная панорама. Она передается, например, через глаз космонавта, заполняющий весь экран и вбирающий в себя буйные краски вселенной. Можно отметить, что в течение фильма направление вращения орбитальной станции меняется трижды, а находящиеся в анабиозе астронавты загадочным образом несколько раз меняют позу. Артур Кларк написал продолжение своего романа, по которому в 1984 году режиссером Питером Хайамсом был снят фильм «2010», а Кир Дуллея возвратился к своей роли. Там развитие событий более политизированное и строится на альянсе СССР и США. Тот фильм является худшим среди других научно-фантастических фильмов Питера Хайамса «Козерог один» (1978) и «Чужая территория» (1981). Интересно, что в молодости Стэнли Кубрик увлекался шахматами и был склонен к неторопливому вдумчивому отношению к окружающей действительности. Недаром на станции присутствует русский космонавт, доктор Смыслов. Василий Смыслов был чемпионом мира по шахматам как раз в 60-х годах. Спецэффекты помогал делать Лес Боуи, а помощником Стэнли Кубрика был Эндрю Биркин, вскоре сам ставший режиссером. Интересно, что в картине не совмещаются одновременно музыка и речь. Сценарий фильма и роман Стэнли Кубрик и Артур Кларк писали одновременно, сравнивая написанное. Первым вышел в прокат фильм. По логике вещей, Кубрик должен быть указан соавтором романа, но этого не произошло. Режиссер хотел попросить написать музыку Алекса Норта, с которым работал на своем предыдущем фильме «Спартак» (1960). Но во время работы на съемочной площадке Кубрик включал классическую музыку, чтобы создать у актеров и съемочной группы нужное настроение. Обрадованный полученным результатом, Кубрик решил включить в фильм только классическую музыку. Музыка Норта вышла отдельным диском. Дирижером при ее записи был друг Норта композитор Джерри Голдсмит. Стоимость главного отсека корабля «Discovery» составила 750 тысяч долларов. За исключением двух детенышей шимпанзе в начале фильма, все обезьяны были сыграны клоунами, танцорами и актерами в костюмах обезьян. Озвучивавший компьютер Хол-9000 актер Дуглас Рейн ни разу не побывал на съемочной площадке. Для создания поверхности Луны режиссер попросил привезти на съемочную площадку несколько тон песка, который очистили, промыли и покрасили. Дуглас Трумбулл рассказывал, что всего было отснято материала в 200 раз больше, чем вошло в окончательный вариант фильма. В первоначальном сценарии фильма был закадровый текст. Актер Рок Хадсон вышел из кинотеатра после премьерного показа картины в Лос-Анджелесе со словами: «Кто-нибудь скажет мне, о чем был этот фильм?». Первая речь раздается с экрана спустя почти 26 минут после начала фильма. Последние 23 минуты фильма также нет никаких диалогов. В итоге в фильме всего 88 минут с речью и 49 минут без нее. Рабочее название фильма было «Путешествие к звездам», но после выхода фильма «Фантастическое путешествие» (1966), очень не понравившегося Кубрику, тот поменял название, не пожелав, чтобы в нем звучало слово «путешествие». Год 2001 был выбран режиссером не случайно, так как он знаменует начало нового тысячелетия. На пресс-конференции в 1999 году Артур Кларк высказал сожаление, что множество умных и образованных людей ошибочно считают началом нового 21-го века 2000 год. Сценарий фильма Кубрик написал за два месяца. Сначала Кубрик не хотел показывать первобытных людей в обезьяноподобном виде, а попросил гримеров придумать внешность первобытного дикаря, уже находящегося в пути к превращению в нормального человека. Но режиссеру пришлось отказаться от этой идеи, так как он не придумал способ, чтобы показать дикарей в полный рост, не показывая их гениталий. В фильме всего 205 эпизодов со спецэффектами. В «Звездных войнах» (1977) их было 350, а в фильме «Звездные войны-3. Месть ситхов» (2005) более 2200. Это последний фильм, показывающий высадку человека на Луну до реальной высадки человека на Луну. Озвучивать компьютер Хол-9000 претендовали Найджел Дэвенпорт и Мартин Болсам. Стэнли Кубрик вырезал почти 20 минут из окончательного 158-минутного варианта картины после ее премьеры в Нью-Йорке, чтобы ускорить темп фильма. Дуглас Трумбулл попал в фильм после того, как Кубрик увидел документальную ленту «To the Moon and Beyond» (1964) на мировой ярмарке в Нью-Йорке 1964 года. Трумбулл был одним из постановщиков спецэффектов в той ленте. Первые съемки фильма состоялись 29 декабря 1965 года, почти за 2, 5 года до его премьеры в апреле 1968 года. Одно время музыку к фильму собиралась написать группа «Pink Floyd», но была вынуждена отказаться из-за занятости в других проектах. Первоначально корабль «Discovery» должен был направляться к Сатурну, но постановщики спецэффектов не смогли создать реалистичные кольца вокруг этой планеты, поэтому идею пришлось оставить. Позднее Дуглас Трумбулл усовершенствовал постановку спецэффектов и создал кольца Сатурна в своем дебютном фильме в качестве режиссера «Молчаливое бегство» (1972). Артур Кларк однажды сказал: «Если вы поняли этот фильм полностью, значит наш замысел провалился, ибо мы хотели поднять больше вопросов, чем дать ответов». 25 января 1968 года студия «MGM» выкупила 4 страницы в газетах «New York Times», «Los Angeles Times» и «Washington Star», чтобы начать рекламную компанию по раскрутке фильма. Но, по истечение месяца проката, сборы картины не оправдывали ожиданий студии, поэтому она всерьез задумывалась о прекращении проката. Именно тогда кинотеатры начали рапортовать не только об увеличении числа зрителей, но и о том, что люди приходят посмотреть этот фильм во второй и третий раз. Картина стала одним из крупнейших хитов студии. В ней заметны цитаты из фильма Джорджа Пала «Завоевание космоса» (1955), который Стэнли Кубрик неоднократно смотрел, готовясь к съемкам своего фильма. Всего в картине 5 трупов. При бюджете в 10, 5 миллионов долларов картина по всему миру собрала около 200 миллионов и еще 33 миллиона получила за право демонстрации в других странах мира. Картина получила «Оскар» за лучшие спецэффекты, а номинировалась за лучшую режиссуру, сценарий и художественное оформление. Англичане вручили картине свой приз «BAFTA» за лучшее художественное оформление, операторскую работу и саундтрек, а номинировали как лучший фильм года. Итальянцы признали картину лучшим иностранным фильмом года и вручили ей свой приз «David di Donatello». В 1991 году картина внесена в библиотеку при конгрессе США, как имеющая историческое значение.