Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«СТРЕЛОК ИЗ СПРИНГФИЛДА»
(Springfield Rifle)

США, 1952, 93 мин., «Warner»
Режиссер Андре Де Тот, композитор Макс Штейнер
В ролях Гари Купер, Филлис Такстер, Лон Чейни, Дэвид Бриан

Форт-Хедли, штат Колорадо. Идет гражданская война. Полковник Хадсон обращается в Вашингтон с просьбой о подкреплении. Он жалуется, что южанам всегда известен маршрут, по которому следуют конвои с лошадьми (необходимые для передвижения войск), направляемые в его форт. Учитывая активную деятельность шпионов южан, северяне сталкиваются с необходимостью создать собственную службу контршпионажа. Хадсон также просит предоставить ему партию новых магазинных винтовок Спрингфилда. Командиром следующего конвоя он назначает майора Алекса Кирни; чтобы избежать нападения южан, Кирни отправится по высокогорным тропам. Однако южане поджидают его и там-причем в огромных количествах. Чтобы избежать бессмысленных потерь, Кирни приказывает сдать конвой. Его подчиненный капитан Тенник выступает против этого решения и отдает Кирни под трибунал. Несмотря на прежние заслуги, Кирни увольняют из армии. Поскольку он-уроженец Вирджинии, его обвиняют в сочувствии к южанам. Он лишен права вступать на территорию любого форта или армейского укрепления. На его рубашку наносят позорную метку: вертикальную полосу желтой краской. Едва Кирни переодевается в штатское, как Тенник намеренно втягивает его в драку на территории форта: Кирни арестован и посажен в тюрьму. Там он оказывается в компании двух мародеров-южан, которых удалось захватить северянам. Вместе с ними он сбегает из тюрьмы и поступает на службу к их шефу, Остину Маккулу, который в качестве прикрытия иногда продает северянам лошадей. Маккул показывает Кирни, где он прячет угнанные табуны. Но никому не известно, от кого он получает информацию о маршрутах следования конвоев. На самом деле Кирни, как и Тенник-тайный агент и работает на маленькую, пока еще неофициальную службу контршпионажа северян. Он докладывает о результатах своей работы полковнику Шарпу. Принимается решение устранить Маккула, чтобы Кирни смог занять его место и получить доступ к его источникам информации. Кирни узнает, что его сын, считая его предателем, сбежал от матери. В самом деле родные Кирни не знают о его настоящем задании. На мародеров-южан организуется налет. Тенник убивает Маккула, но тут же погибает сам. Позже Кирни и другой мародер Элм говорят полковнику Хадсону, что лошадей ему продавать будут они, а не Маккул. В этот момент Хадсон сообщает им, что именно он давал Маккулу информацию. Две последние цифры в официально установленной цене на лошадей при каждой сделке указывают маршрут конвоя. Кирни докладывает об этом полковнику Шарпу, а тот говорит ему, что его сын найден на вербовочном пункте. Кирни сообщает хорошую новость жене. Она не верит мужу и выгоняет его из дома. Она говорит полковнику Хадсону, что узнала от мужа, будто их сын найден. Хадсон подтверждает ей эту новость, но сам понимает, что Кирни работает на северян, иначе подобные сведения никак не могли бы попасть к нему. Хадсон обвиняет Кирни в убийстве Шарпа, которого на самом деле убил Элм. За Кирни приходит расстрельный взвод, но шестеро солдат, хранящие верность своему командиру, помогают ему сбежать. Вместе с этими солдатами и партией винтовок Спрингфилда Кирни пытается спасти конвой под командованием лейтенанта Джонсона и не дать ему попасть в западню, расставленную Хадсоном. Но он не успевает. Тем не менее Кирни нападает на отряд Хадсона и берет самого Хадсона в плен. Кирни официально восстановлен в звании и назначен начальником нового Управления армейской разведки. Жена и сын снова могут им гордиться…
США. 1864 год. Союзная армия нуждается в лошадях, чтобы начать наступление против юга. Офицеры форта Хедли в Колорадо во главе с подполковником Хадсоном не могут выполнить задачу по перегону лошадей из форта, окруженного горами, на равнину. Несмотря на все предосторожности и секретные тропы, по которым следуют союзные конники, неизвестные налетчики, сочувствующие конфедерации юга, нападают на сопровождение и уводят лошадей. Поскольку налетчики всегда знают, где солдаты и лошади пересекут горный перевал, командование форта подозревает, что шпион южан находится среди его подчиненных. Отбиться от нападающих при помощи старого оружия невозможно, и руководство форта решает взять на вооружение экспериментальную многозарядную спрингфилдскую винтовку. Тем временем очередной отряд всадников союзных войск подвергся нападению южан. Но на этот раз майор Алекс Кирни, решив не жертвовать своими солдатами, не стал вступать в бой. Он оставил лошадей врагу и вернулся в форт. За этот поступок Кирни был разжалован и уволен из армии, но на этом история не заканчивается. Отставной майор решает лично выяснить, кто предатель, раскрывающий планы передвижения войск врагу. Ради этой цели бывший офицер становится членом банды налетчиков…
Хороший вестерн. Детство Гари Купера прошло на семейном ранчо в штате Монтана. Образование Гари получил в Великобритании и США. В колледже, где он изучал живопись и историю искусств, его называли Ковбой Купер. Он попытался стать карикатуристом, но ему так и не удалось продать ни одной из своих работ. В начале двадцатых годов прошлого века он получил работу каскадера на киностудии, где ему весьма пригодилось умение великолепно держаться в седле. Он приобрел эти навыки в детстве на семейном ранчо. «Вставать каждое утро в 5 часов утра в любое время года, чтобы накормить 450 голов крупного рогатого скота и вычищать навоз-это не романтика»-скажет позднее Купер, когда его спросят о романтике детства, проведенного на ранчо. Однако умение лихо управляться с лошадьми пригодилось ему в актерской карьере. Ему, однако, скоро надоело красиво падать с лошадей. Иногда в одном и том же фильме он заменял в трюках актеров, играющих и ковбоев, и индейцев. Купер нанял агента Нэну Коллинз для того, чтобы она подыскала ему подходящую работу в каком-нибудь фильме, и вскоре он снялся в главной роли в фильме «Завоевание Барбары Уорт» (1926). Так началась его звездная карьера. В том же 1952 году Гари Купер снялся в своем самом знаменитом фильме «Ровно в полдень». В эклектичной карьере Андре Де Тота жанр вестерна количественно представлен больше прочих. В шестом из 11-ти снятых им вестернов главную роль играет Рэндольф Скотт, хотя эти фильмы не составляют вместе единого цикла; лучшими, на мой взгляд, являются «Человек в седле» (1951) и «Незнакомец был вооружен» (1953). Долгое время во Франции выше всего среди вестернов Де Тота ставился «Индейский воин» (1955)-фильм, впрочем, довольно вялый, где любителей кино подкупили обаяние Эльзы Мартинелли и несколько симпатичных натурных видов. Эта картина удачно сочетает достоинства, рассеянные по другим вестернам Де Тота. Довольно сложный, оригинальный, не теряющий динамичности сюжет, насыщенный неожиданными поворотами и сюрпризами, рассказывает о зарождении службы контршпионажа в лагере северян во время Гражданской войны (винтовка Спрингфилда, подарившая фильму название-всего лишь второстепенный элемент сюжета). Драматургические достоинства фильма усилены явным художественным талантом автора. Весьма разнообразные пейзажи, приобретающие особую фотогеничность под снегом или в тумане, придают повествованию величие, в котором нет ничего наносного или искусственного. Так Де Тот напоминает нам, что в голливудском кинематографе вестерн всегда был площадкой для особенно плодотворного сочетания динамичности и красоты изображения, которые в равной степени необходимы для кинематографа. К актерам Де Тот относится одинаково, будь то более или менее известные лица (например, он восхитительно использовал Александра Нокса в фильме «Никто не уйдет») или звезды легендарной величины, как Гари Купер в этой картине. С присущей ему скромностью режиссер пытается найти и подчеркнуть в каждом актере самые личные и естественные качества. Таков, например, план в салуне, когда Купер, переодевшись в штатское, приближается к стойке бара: камера совершает за ним длинный проезд на уровне ног и замечательно передает непринужденную, но при этом осторожную походку актера, его врожденную элегантность и легендарную достоверность. Подобный план, довольно часто встречающийся у Де Тота, не несет особенной драматургической нагрузки, зато оставляет мимолетное, но сильное ощущение, что кинематограф был изобретен именно для таких вещей и ни для чего другого.