Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ПАРОХОД БИЛЛ»
(Steamboat Bill, Jr.)

США, 1928, 70 мин., ч/б, немой, «Buster Keaton Productions/Joseph M. Schenck Productions»
Режиссеры Чарльз Рейснер и Бастер Китон, сценарист Карл Харбо
В ролях Бастер Китон, Том Макгуайр, Эрнест Торренс, Том Льюис, Джо Китон, Марион Байрон, Джеймс Т. Мак

Уилльям «Пароход Билл» Кэнфилд-старший-владелец и капитан старого парохода, который видел лучшие времена. Он с нетерпением ждет прибытия сына-выпускника колледжа, которого он не видел с тех пор, как мальчик был младенцем. Ожидая, что он такой же как и отец крепыш, который поможет ему составить жесткую конкуренцию бизнесмену Джону Джеймсу Кингу и его новенькому роскошному речному судну, также ставшему плавать по Миссисипи, оказывается сильно разочарованным своим худым, неуклюжим отпрыском, столичным щеголем. Изнеженный сын сварливого капитана вынуждено присоединяется к своему отцу. Старый капитан заставляет сына сбрить бороду и покупает ему новую одежду. В парикмахерской Уилльям-младший встречает Китти, девушку, которую он знает по Бостону. Он влюблен в Китти, но оказывается она дочь мистера Кинга, соперника его отца. Уилльям-младший снова и снова пытается встретиться с Китти, но оба родителя всеми силами пытаются помешать этой связи и полны решимости помешать их отношениям. Возникает ряд запутанных ситуаций и споров. В конце концов, «Пароход Билл» Кэнфилд-старший попадает в тюрьму за драку с мистером Кингом из-за отзыва лицензии на его судно. Когда на город обрушивается ураган, сносящий дома словно щепки, Уилльям-младший, сам оказавшийся в больнице, при попытке скрыться от закона, весь в бинтах, спешит на помощь: сначала он спасает Китти от наводнения, затем освобождает своего отца из тюрьмы, плавающей в воде, и, наконец, он вытаскивает мистера Кинга из его затонувшего парохода. В конце фильма отцы поладили и больше ничего не имеют против отношений Уилльяма-младшего и Китти…
В 2016 году картина была внесена на хранение в медиатеку при конгрессе США как имеющая культурную ценность. Трюк, в котором стена падает на Бастера Китона, был выполнен с настоящей полновесной стеной. Половина съемочной группы ушла со съемочной площадки, чтобы не участвовать в трюке, который убил бы Китона, если бы он был немного не в том положении. Сам Китон, которому накануне сказали, что его студию закрывают, был настолько опустошен, что ему было все равно, раздавит его стена или нет. Критики обычно считают этот фильм и «Паровоз Генерал» (1926) последними великими фильмами Бастера Китона. Вскоре после того, как они были сделаны, независимый Китон совершил ошибку, подписав контракт с MGM, чьи регламентированные методы противоречили его скрупулезному перфекционизму. Через пять лет после того, как MGM наняла его, она разорвала его контракт, и Китон ушел в безвестность, осложненный серьезной проблемой пьянства, из которой он не выходил в течение многих лет. Шляпа, которую Бастер Китон быстро снимает с головы и, нахмурившись, возвращает клерку, является собственной фирменной шляпой Китона. Знаменитый клип с разрушающейся стеной ранее использовался Бастером Китоном в фильмах «За кулисами» (1919) и «Одна неделя» (1920) с меньшими зданиями. Это должна была быть окончательная версия трюка. Позже в своей карьере комик заметил: «В то время я был зол, иначе я бы никогда этого не сделал». Во время сцены с ураганом есть сцена, отдающая дань уважения детству Бастера Китона на сцене водевиля. В один короткий момент стол двигается на ветру, очевидно оживляя манекен и поворачивая его голову лицом к Китону. Китон вздрагивает и убегает. Это основано на реальном опыте, когда он был ребенком и был очарован манекеном, принадлежавшим чревовещателю Троволло. Молодой Китон «разговаривал» с манекеном и однажды ночью, когда театр был пуст, сговорился похитить своего нового друга. Троволло, предвидя Китона, проскользнул к своему реквизиту за кулисами и, когда Китон подошел, оживил манекен, напугав Китона и выгнав его из театра. По неизвестным причинам Бастер Китон не получил звания режиссера, хотя все участники фильма согласны с тем, что он был одним из режиссеров фильма. Этот фильм был использован в качестве модели для «Парохода Уилли» (1928), первого мультфильма Микки Мауса со звуком. Первоначально фильм должен был показать большое наводнение как катастрофу, обрушившуюся на город. Однако из-за настоящего наводнения в Миссисипи и споров между производителями сюжет наводнения был изменен на «циклон». Для создания эффектов ветра были задействованы шесть огромных авиационных пропеллеров с двигателями Liberty. Большой подъемный кран и несколько тросов также потребовались для подъема зданий, реквизита и, в одной из сцен, самого Бастера Китона, цепляющегося за вырванное с корнем дерево. Последний эффект был достигнут с помощью обычного подъемного крана, раскачивающего дерево-еще один трюк, который Китон выполнил без дублера или спецэффектов. Версия этого фильма с использованием нескольких альтернативных дублей и ракурсов была обнаружена в 2010 году.
Марион Байрон не умела плавать, поэтому сцены, где ее персонаж находится в реке с Бастером Китоном, были сняты с реальной сестрой Бастера Луизой Китон, выступающей в роли дублерши Марион (обе были одного роста). Вода была очень холодной, и в течение съемочного дня Бастер и Луиза выпивали от четырех до пяти стаканов французского бренди, чтобы согреться. Съемки начались в конце 1927 года на западном берегу реки Сакраменто, прямо напротив слияния с рекой Американ. Там, недалеко от столицы Калифорнии, были построены полные три квартала городских декораций для мифического города Ривер-Джанкшен, штат Миссисипи. Это был самый большой финансовый провал среди фильмов Бастера Китона на студии United Artists. Возлюбленную Билла-младшего играет Марион Байрон. Ей было всего 16 лет во время съемок этого фильма в 1927 году. Техническим директором Бастера Китона был Фред Габури, который отвечал за декорации и, в частности, за фальсификацию шуток-и переделывал их, когда изменения в сюжете требовали замены наводнения циклоном в кульминации фильма. Несколько зданий должны были либо расколоться на миллион частей, либо рухнуть внутрь по частям, либо-в одном особенно примечательном случае-потерять свои фасады и рухнуть на землю с предельной точностью. Неспособность первоначального правообладателя продлить авторские права на фильм привела к тому, что он стал общественным достоянием, а это означает, что практически любой может скопировать и продать копию фильма на VHS/DVD. Таким образом, многие версии этого фильма, доступные на рынке, либо сильно отредактированы и имеют крайне низкое качество. Когда Билл-младший спит в своей каюте, на крупном плане видно, что в изножье его кровати лежит мешок с цельным арахисом, а этажом ниже-разбитая скорлупа от арахиса. Позже его отец входит в комнату босиком и болезненно наступает на скорлупу арахиса. В следующем заголовке его отец говорит: «Что вы имеете в виду, бросая эти кокосовые скорлупы на пол». Возможно, его преувеличение арахисовой скорлупы как скорлупы кокосовых орехов считалось забавным в 1928 году.