Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ ДАМЫ С КАМЕЛИЯМИ»
(La storia vera della signora dalle camelie)

Франция-Италия, 1981, 115 мин., «Gaumont/Les Films du Losange/France 3»
Режиссер Мауро Болоньини по Александру Дюма-мл., сценаристы Жан Оранш и Владимир Познер
В ролях Изабель Юппер, Жан Мария Волонте, Бруно Ганц, Клио Голдсмит, Ян Бабили, Карла Фраччи

Пролог. В парижском театре ставится скандально известная пьеса Александра Дюма-сына «Дама с камелиями». Присутствующий на репетиции драматург вспоминает о том, насколько жизнь настоящей Мари Дюплесси отличалась от жизни вымышленной Маргариты Готье…Юная Альфонсина после смерти матери живет с отцом на ферме во французской провинции. Девушка вынуждена тяжело работать и даже побираться, так как ее отец крайне беден, бесхозяйственен, а также испытывает пристрастие к опиуму. Со временем становится понятно, что хрупкая Альфонсина вызывает не только жалость и сочувствие у богатых дам, но и вожделение у мужчин…Отец решает воспользоваться этим и отдает дочь «пожить» в дом к местному богачу…Альфонсина кажется равнодушной к этой ситуации. В городе про нее ходят слухи и толки, поэтому ее появление в церкви на причастии не нравится многим прихожанам и особенно прихожанкам-они считают, что вступившей на путь порока в столь юном возрасте девице не место среди чистых и юных причастниц. Но молодой священник вмешивается в ситуацию, допускает Альфонсину к причастию и потом забирает к себе в дом, чтобы уберечь ее от греховной жизни…Но и сам он испытывает искушение при виде этой девушки. Священника находят повесившимся. Альфонсина и ее отец вынуждены бежать из города, опасаясь последствий скандального самоубийства. Они отправляются в путь на речном судне, где Альфонсина знакомится с графом Стакельбергом и его больной туберкулезом дочерью. Аристократы проникаются сочувствием к Альфонсине, так как видят у нее признаки того же недуга. Но отец снова продает дочь торговцу леденцами, у которого она живет в качестве наложницы и работницы, однако вскоре девушка сбегает от него в Париж. Здесь она устраивается работать в швейной мастерской. Платят там очень мало, поэтому многие девушки занимаются проституцией за несколько монет. Одной же из них «очень повезло»-она подрабатывает смотрительницей уборной в театре. Она выделяет Альфонсину из остальных и приглашает ее пойти с собой…Оказавшись в театре-Альфонсина видит высшее общество в ложах-богатые молодые люди, титулованные дамы и куртизанки…Альфонсина хочет быть «среди них», а не среди работниц туалетов или дешевых шлюх, страдающих от венерических заболеваний…В скором времени на нее начинают обращать внимание богатые мужчины. Ее первым содержателем становится молодой, но уже пресыщенный граф де Гиш. На его деньги Альфонсина начинает учиться читать и играть на фортепиано, светским манерам, истории и литературе…Вскоре она становится известна как роскошная куртизанка. Она меняет свое имя на более аристократичное-Мари Дюплесси. Девушка вновь встречается с уже потерявшим дочь графом Стакельбергом, который берет ее под покровительство-она напоминает ему его умершую девочку. Впрочем, Альфонсина продолжает встречаться за деньги с мужчинами. Ей увлекается миллионер граф Перрего, который отвозит девушку в Англию и там женится на ней. Но потом он начинает просить о свободе. Альфонсина соглашается при условии сохранения за ней титула, так как это резко поднимает ее цену как куртизанки. В ее жизни вновь появляется папаша Плесси, который остается жить при ней на правах «доверенного лица», по сути-управляющего и сутенера. Альфонсина много зарабатывает своим ремеслом, но настоящую любовь она встречает в лице молодого Александра Дюма, сына великого писателя. Дюма-отец более чем снисходительно относится к увлечению своего отпрыска, тогда как папаша Плесси раздражен тем, что дочь начинает больше и больше времени проводить с мужчиной, у которого нет денег. Пройдоха оскорбляет молодого человека, и Александр покидает дом Альфонсины. Тогда девушка при помощи своей подруги Клеманс устраивает им встречу. Чувства молодых людей вновь ярко вспыхивают, они уединяются в деревне и проводят вместе несколько идиллических недель, однако реальность разрушает воздушные замки…Граф Стакельберг разоряется, а у Альфонсины происходит резкое ухудшение самочувствия. Граф Перрего пытается возобновить отношения со своей женой, но она отталкивает его, считая, что для смерти ей никто не нужен…Альфонсина умирает…В эпилоге мы видим премьеру спектакля «Дама с камелиями». Публика в восторге. Дюма-отец горд успехом сына, однако неожиданно появляется папаша Плесси. Он начинает рассказывать о последних днях дочери и выпрашивает деньги у драматурга, пытаясь заработать на уже умершей дочери…
Франко Дзеффирелли пытался снять «Даму с камелиями» в качестве главной роли для Оливии Хасси, но у него возникли проблемы с финансированием (она отказалась от нескольких ролей, чтобы оставаться доступной для этого). Пока Хасси отсутствовала на съемках «Потерянный горизонт» (1973), он выбрал Лайзу Миннелли, которая только что получила «Оскар» за «Кабаре» (1972), но проект так и не был реализован и был перезапущен только в 1979 году под руководством и продюсером Мауро Болоньини. Сюжет фильма основан на реальных фактах биографии Альфонсины Дюплесси и истории ее отношений с Александром Дюма-сыном. Роман Александра Дюма-сына впервые экранизировался еще в 1907 году.
Мари Дюплесси (1824-1847)-известная французская модистка и куртизанка, любовница Александра Дюма (сына), прообраз главной героини его романа «Дама с камелиями». Настоящее имя Роза-Альфонсина Плесси. Родилась в 1824 году в семье фермера Марэна Плесси, зарабатывающего на жизнь продажей календарей и хозяйственной мелочевки. Переехав в Париж, во французской столице она оказалась в качестве помощницы модистки, изменила фамилию, добавив к ней частичку «дю» (что должно было указывать на дворянское происхождение; впрочем, ее бабушка по материнской линии действительно была дворянкой), и имя. Непродолжительное время работала модисткой. В 16 лет Мари стала куртизанкой. Первым, кто взял ее на содержание, был владелец ресторана, имя которого не сохранилось. Его сменил герцог де Гиш, и с тех пор жизнь Мари кардинально изменилась: днем прогулки в экипаже, вечером опера или театр, а затем романтические встречи с мужчинами. Популярность Мари была так велика, что она легко могла позволить себе тратить 100 000 франков в год (для сравнения, годовая зарплата клерка составляла 1500 франков). Она соперничала с такими известными куртизанками, как Алиса Ози, Лола Монтес и Атала Бошен. Современники описывали Мари как «очень привлекательную молодую женщину с миниатюрной фигурой и обворожительной улыбкой». Не получившая в детстве никакого образования, Мари увлеклась литературой и поэзией, училась музыке, приобрела изящные манеры и слыла самой элегантной женщиной Парижа. Ее салон посещали Эжен Сю, Альфред де Мюссе, Роже де Бовуар, Арсен Уссе. Ее первая встреча с Александром Дюма-сыном состоялась в сентябре 1842 года, им тогда было по восемнадцать лет. Познакомился он с ней только спустя два года. Их роман продолжался чуть меньше года, до августа 1845 года и закончился по инициативе Дюма. В прощальном письме он написал: «Дорогая Мари, я не настолько богат, чтобы любить вас так, как мне хотелось бы, и не настолько беден, чтобы быть любимым так, как хотелось бы вам. И поэтому давайте забудем оба: вы-имя, которое вам было, должно быть, почти безразлично; я-счастье, которое мне больше недоступно. Бесполезно рассказывать вам, как мне грустно, потому что вы и сами знаете, как я вас люблю. Итак, прощайте. Вы слишком благородны, чтобы не понять причин, побудивших меня написать вам это письмо, и слишком умны, чтобы не простить меня. С тысячью лучших воспоминаний». Последним любовником Мари стал композитор Ференц Лист, отзывавшийся о ней как о женщине исключительной доброты. 21 февраля 1846 года Мари вышла замуж в Лондоне за одного из своих поклонников-графа Эдуара Перрего. Брак не считался действительным во Франции, так как не был утвержден французским консулом, но Мари до самой смерти называла себя графиней. Несмотря на внешние атрибуты (роскошная квартира, дорогие украшения, богемный образ жизни) жизнь Мари омрачал туберкулез-в те времена неизлечимое заболевание. Он и стал в итоге причиной ее смерти. Мари Дюплесси умерла 5 февраля 1847 года, в возрасте 23 лет. Через несколько недель после смерти все ее имущество было распродано на аукционе, чтобы покрыть долги (последние 2 года жизни из-за прогрессирующей болезни она не могла зарабатывать деньги привычным способом). В то время Александр Дюма-сын находился не во Франции, он путешествовал по Алжиру и Испании и узнал о смерти Мари только по дороге домой. Поспешив к дому Мари, он увидел объявление о распродаже имущества. В то время он не был особенно богат и из-за этого смог выкупить только золотую цепочку, которую Мари носила на шее. Деньги, оставшиеся после уплаты долгов, по завещанию перешли племяннице Мари (дочери ее сестры) с условием, чтобы она никогда не приезжала в Париж. Похоронена на кладбище Монмартр, участок для могилы был приобретен Эдуаром Перрего. Александр Дюма, узнав о ее смерти, написал «свое лучшее стихотворение»-«Расстался с вами я…». Мари Дюплесси была прообразом Маргариты Готье, героини романа Александра Дюма-сына «Дама с камелиями». По этому роману была написана опера «Травиата» (композитор Джузеппе Верди, премьера состоялась в венецианском театре Ла Фениче в 1853 году), поставлены балеты «Маргарита и Арман» (балетмейстер Фредерик Аштон специально для Рудольфа Нуриева и Марго Фонтейн, 1963) и «Дама с камелиями» (хореограф Джон Ноймайер, премьера состоялась в Штутгартском театре в 1978 году). Существуют многочисленные экранизации романа, в том числе с Сарой Бернар и Гретой Гарбо в главных ролях. Также образ куртизанки был выведен в пьесе Лады Лузиной «Альфонсина (Дама с камелиями)». Итальянская киноакадемия вручила картине свой приз «David di Donatello» за лучшее художественное оформление и костюмы, а номинировала за лучшую музыку, операторскую работу и актера второго плана (Бруно Ганц).