Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ДОРОГА»
(La strada)

Италия, 1954, 106 мин., ч/б, «Ponti-De Laurentiis Cinematografica»
Режиссер и сценарист Федерико Феллини, сценаристы Туллио Пинелли и Эннио Флайано
В ролях Энтони Куинн, Джульетта Мазина, Ричард Бейсхарт, Альдо Сильвани, Марселла Ровена, Джованна Галли

Дзампано-бродячий циркач-силач с коронным номером-разрыванием цепи на груди. В качестве ассистентки он покупает девушку-подростка Джельсомину у ее матери и учит Джельсомину объявлять номер и сопровождать его игрой на барабане и трубе. Дзампано привык все решать силой. Он бьет Джельсомину, заставляет ее сожительствовать с собой, на ее глазах флиртует с другими женщинами. Джельсомина боится Дзампано, но при этом и любит его. Однажды они встретили странствующий цирк и устроились туда на работу. Канатоходец Матто постоянно подтрунивает над Дзампано и тем приводит его в ярость. После очередной насмешки силач бросился на Матто с ножом. Дзампано попадает в тюрьму, после чего их обоих выгоняют из цирка. Матто разговаривает с Джельсоминой и предлагает ей выбрать между ним, цирком и Дзампано. Она остается с Дзампано. Однажды они встречают Матто на глухой дороге. Дзампано избивает противника, и это заканчивается смертью канатоходца. Силач заметает следы преступления. Джельсомина тяжело переживает смерть Матто. У нее появляются признаки психического расстройства. Через некоторое время Дзампано бросает ее. Через несколько лет силач возвращается в эту местность и узнает, что Джельсомина умерла вскоре после его ухода. Дзампано к этому моменту опустошен: он совершил множество плохих поступков в своей жизни, но именно предательство единственной души, по-настоящему любившей его, становится последней каплей…
Картина получила «Оскар» как лучший иностранный фильм, а номинировалась за лучший сценарий. На Венецианском кинофестивале картина заняла второе место и получила приз OCIC. Британская киноакадемия номинировала картину на свой приз «BAFTA» за лучшую актрису (Джульетта Мазина) и как лучший иностранный фильм. Сценарий фильма был написан еще в 1949 году, но продюсер Луиджи Ровере, прочитав его, заметил: «Это не кино, это литература. Ты не заработаешь на таком фильме ни гроша». Тогда Федерико Феллини обратился к другому продюсеру, Лоренцо Пегораро. Тот согласился, но при условии, что главная роль будет доверена другой актрисе. Это было совершенно неприемлемо для Феллини, с самого начала видевшего в роли Джельсомины свою жену Джульетту Мазину. В результате проект был заморожен. Съемки начались только после выхода на экран картины «Маменькины сынки», в октябре 1953 года. Финансирование было получено от Карло Понти и Дино де Лаурентиса. В главных ролях снялись Мазина (для которой это была первая значительная роль), а также достаточно известный к тому времени американский актер Энтони Куинн. Фильм, впервые показанный в сентябре 1954 года на Венецианском кинофестивале, вызвал острую полемику как в Италии (в том числе на страницах коммунистического журнала «Il Cоntemporaneo»), так и за ее пределами. Лукино Висконти, чей фильм «Чувство» также демонстрировался на фестивале, крайне презрительно отозвался о «Дороге», именуя картину «неоабстрактной». Возникшую размолвку двух великих режиссеров удалось преодолеть лишь в 1963 году, на Московском кинофестивале, когда при посредничестве Мазины Висконти и Феллини обнялись в холле гостиницы «Москва». Итальянские критики, приверженные ортодоксальному пониманию неореализма, вменяли в вину режиссеру «желание уйти от действительности», влияние экзистенциализма, «утрату внутреннего равновесия» и погружение в «атмосферу волшебства и суеверий». Напротив, французские критики (включая Жоржа Садуля) в целом восторженно встретили фильм. В дальнейшем именно мифологическое, аллегорическое измерение фильма было осознано как важнейшее его достоинство. Итало Кальвино в своем очерке о Феллини указал, что сновидческое начало соединяется у режиссера с верностью повседневности. Практически все действие фильма сосредоточено на трех персонажах. Дзампано-не только воплощение брутальности и звериной силы, но и «маленький человек», с большим усилием противостоящий жизненным невзгодам. Матто (буквально: «безумец») уже самим своим ремеслом приближен к небесам: «открытие мира происходит через устремленность ввысь». Кроткая и недалекая, но при этом тонко ощущающая спиритуальную составляющую бытия Джельсомина играет в происходящем ключевую роль; именно в этом образе в наибольшей степени отразилось воздействие на фильм францисканства. В финале картины происходит своего рода эпифания: Дзампано горюет об утрате Джельсомины, открывает для себя любовь и прикасается к доселе неведомым ему сторонам бытия.
Энтони Куинн работал над фильмом с Джульеттой Мазиной, когда она познакомила его со своим мужем Федерико Феллини. Феллини сразу же был убежден, что актер мексиканского происхождения сделает идеального Зампано силачом в своем новом фильме и умолял его согласиться на эту роль. Сбитый с толку актер, который понятия не имел, кто такой Феллини, сначала отказал ему, но Феллини был настойчив и несколько дней приставал к нему по поводу проекта. Вскоре после этого Куинн провела вечер с Ингрид Бергман и ее мужем, режиссером Роберто Росселлини. После ужина втроем посмотрели последний фильм Феллини, комедийную драму «Маменькины сынки» (1953), и Куинн с удивлением понял, что сумасшедший итальянский режиссер, который преследовал его в течение нескольких дней, был гением. Уолт Дисней выразил серьезную заинтересованность в создании анимационного фильма на основе Джельсомины, и производители кукол и фирмы по производству сладостей проявили интерес к использованию ее имени. «Я мог бы прожить на Джельсомине двадцать лет»-сказал Феллини. Федерико Феллини было чрезвычайно трудно найти продюсеров, готовых поддержать фильм. Несколько продюсеров, ранее финансировавших работу Феллини, считали сценарий многообещающим, но вряд ли фильм принесет прибыль. Другие потенциальные покровители были отвергнуты настойчивым требованием Феллини, чтобы его жена Джульетта Мазина сыграла роль Джельсомины. Феллини начал снимать фильм до того, как официально подписались какие-либо финансовые спонсоры. Фильм получил первую в истории премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Папа Франциск назвал «Дорогу» своим любимым фильмом всех времен. Энтони Куинн сказал в интервью за несколько лет до своей смерти, что изначально он согласился на сделку, по которой ему выплачивался бы процент от прибыли, полученной от этого фильма, вместо аванса. Когда его агент узнал об этом, агент изменил сделку и настоял на предоплате без процентов. Куинн сказал, что это решение стоило ему несколько миллионов долларов. Режиссер Федерико Феллини признал, что каждый из главных героев фильма представлял стихии. Зампано представлял Землю, Джельсомина представляла Воду, а Матто представлял Воздух. В самом начале съемок Джульетта Мазина получила серьезное растяжение связок лодыжки. Потенциально это было довольно серьезной неудачей, поскольку финансовая поддержка фильма была незначительной, а продюсеры изначально возражали против кастинга Масины. Травма остановила производство на несколько недель и привела к конфликту в расписании Энтони Куинна, который подписался на главную роль в фильме «Аттила-завоеватель» (1954). В исключительно любезном поступке Куинн предложил продолжить работу над этим фильмом, чтобы избавить производство от дальнейших неудач. У него был изнурительный график, он работал над этим фильмом по утрам и снимал «Аттилу» по вечерам. Выбран Ватиканом в категории «искусство» из списка 45 «великих фильмов». Боб Дилан сказал, что фильм оказал влияние на его песню «Mr. Tambourine Man». Крис Кристофферсон сказал, что этот фильм послужил источником вдохновения для его песни «Bobby McGee». Согласно интервью с Джульеттой Мазиной, основная идея фильма возникла из опыта, который она и Феллини пережили. Они ехали на машине по горной дороге и увидели на обочине мотоцикл с мужчиной и женщиной, которые, по-видимому, находились в крайней нищете. Этот образ запомнился им, и затем Феллини разработал сюжет для фильма. Сэм Пекинпа сказал, что «Дорога»-это фильм, который он хотел бы снять. Режиссер Билле Огюст цитирует «Дорогу» как фильм, который впервые заставил его захотеть работать в кино, когда он увидел его еще в школе. Дино Де Лаурентис и Карло Понти изначально хотели, чтобы главные роли сыграли Сильвана Мангано, жена Дино, и Берт Ланкастер. Хотя фильм в конечном итоге стал очень популярным, продюсер Дино Де Лаурентис упоминает, что премьера на Венецианском фестивале не была тепло принята. Только после того, как его показали во Франции, фильм обрел успех. Посмертно внесен в список 100 любимых фильмов Акиры Куросавы.