Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ЛЕТНЯЯ ПОРА»
(Summertime)

Великобритания-США, 1955, 100 мин., «Lopert Pictures Corporation/London Film Productions»
Режиссер и сценарист Дэвид Лин, сценаристы Артур Лоурентс и Х. И. Бейтс
В ролях Кэтрин Хепберн, Россано Брацци, Даррен МакГэвин, Джейн Роуз, Джереми Спенсер, Мэри Элдон

Немолодая незамужняя женщина по имени Джейн Хадсон приезжает на отпуск из родного Огайо в Венецию. Несмотря на увлечение местными достопримечательностями, веселье, в которое погружается город каждый вечер, заставляет ее остро почувствовать свое одиночество. И вот однажды в кафе Джейн встречает итальянца средних лет, а когда некоторое время спустя она случайно сталкивается с ним в одной из антикварных лавочек, становится очевидным, что между ними возникло какое-то притяжение…
Картина номинировалась на «Оскар» за лучшую режиссуру и актрису (Кэтрин Хепберн). Британская киноакадемия номинировала картину на свой приз «BAFTA» за лучшую актрису (Хепберн) и как лучший фильм. Когда Кэтрин Хепберн снимала сцену падения в канал, у нее заразился один глаз. Эта инфекция осталась с ней на всю оставшуюся жизнь. Как сообщается, эта картина-личный фаворит режиссера сэра Дэвида Лина из его собственных фильмов. Кэтрин Хепберн была более, чем впечатлена своим опытом работы с Дэвидом Лином. Она даже попросила посидеть с ним на сеансах редактирования, чтобы посмотреть, как он работает. В своей автобиографии она написала: «Фильм рассказывался с большой простотой на улицах, на площади Сан-Марко. Мы снимали на крошечных улочках шириной всего в несколько футов. Солнце вставало и уходило в считанные минуты. Это была очень эмоциональная часть, и я должен был быть в напряжении, чтобы дать Дэвиду достаточно того, что он хотел, практически по первому звонку. Но это было захватывающе. Мне казалось, что он просто поглощает Венецию. У него был настоящий фотографический дар. Он мыслил образно. Его кадры рассказывали историю. Он был способен к какому-то сверхсосредоточению. Это произвело на меня очень глубокое и определенное впечатление, и он был одним из самых интересных режиссеров. Я когда-либо работал с ним. Разве мне не повезло работать с ним?». Выбрав Ису Миранду на роль пожилой овдовевшей консьержки отеля, режиссер сэр Дэвид Лин был расстроен, обнаружив, что она недавно сделала подтяжку лица и выглядит слишком молодой для этой роли. Поскольку о переделке на этой поздней стадии не могло быть и речи, Лин пошел на это. Количество туристов, приезжающих в Венецию, удвоилось после выхода этого фильма. Несмотря на то, что действие происходит летом, как следует из названия, некоторые сцены снимались зимой. Это особенно ясно видно во время визита Кэтрин Хепберн на площадь Сан-Марко: наблюдая за башней с часами, она видит парад деревянных статуй, поднимающихся от часов и марширующих вокруг них; эти статуи на самом деле являются тремя волхвами, и они появляются только один раз в год, 6 января. Как только сценарий был готов, актеры и съемочная группа отправились в Венецию, чтобы начать подготовку локаций. Дэвид Лин принял на себя обязанности режиссера отчасти из-за желания больше не работать со звуковой сценой, а работать на улице. Он заметил, что работа над звуковой сценой создавала ощущение, будто работаешь в «черной как смоль шахте…Я предпочитаю солнце». Он отправился по Венеции, выбирая места и фотографируя. Лин влюбился в Венецию и позже жил там часть каждого года. Графики съемок Кэтрин Хепберн часто растягивались с утра до вечера, что давало ей в среднем двенадцать часов съемок в день. Жаркое солнце Венеции заставляло Хепберн не раз замечать, что здесь жарче, чем на ее съемках в Африке во время «Африканской королевы» (1951).
Это был последний мелкомасштабный проект Дэвида Лина. Последние пять фильмов в его карьере были крупнобюджетными масштабными эпопеями, средняя продолжительность которых составляла три часа. Увидев законченный фильм, глава Управления производственного кодекса Джеффри Шерлок уведомил руководителей United Artists, что фильм не будет одобрен из-за изображения супружеской неверности. Особое беспокойство вызвала сцена, в которой Джейн и Ренато завершают свои отношения. Восемнадцать футов отснятого материала были удалены, и PCA дало свое согласие. Однако Национальный католический легион порядочности возражал против строки диалога, которая, наконец, была урезана, и организация присвоила фильму рейтинг B, назвав его «частично неприемлемым с моральной точки зрения». Дэвид Лин столкнулся с проблемами с местными жителями, и ему пришлось пожертвовать деньги на восстановление местной церкви, чтобы выйти из тупика. Это был разгар туристического сезона, и несколько торговцев и гондольеров заявили, что съемка мешает их бизнесу. Лин заплатил за потерянный доход, а также за работу в церкви. Квартира Кэтрин Хепберн на самом деле представляет собой смесь трех разных мест. Дверь, через которую она входит в квартиру, принадлежит Trattoria Sempione, ресторану, который существует до сих пор. Ее спальня принадлежит квартире в двух милях отсюда, в пригороде Дурсодуро, а терраса была специально построена в Кампо-Сан-Вио. Режиссер Дэвид Лин сказал, что съемка на месте в Италии была дорогой, потому что ему приходилось платить местным торговцам, чьи клиенты были отпугнуты операторским оборудованием и съемочной группой. Сэр Дэвид Лин настолько влюбился в Венецию, что сделал ее своим вторым домом. После выхода этого фильма туризм в Венеции резко увеличился, и одним из мест, на которые часто указывают во время туров, является канал, в который упала Кэтрин Хепберн. Этот фильм был экранизацией бродвейской пьесы Артура Лоурентса «Время кукушки». Постановка с Ширли Бут в главной роли открылась 15 октября 1952 года в Empire Theater в Нью-Йорке и состояла из 263 спектаклей. Согласно пресс-релизу этого фильма, 90 % его было снято за пределами Венеции, включая остров Бурано. Остальные десять процентов, все интерьеры, были сняты на студии Scalera Studios в коммерческом районе Венеции. Роберто Росселлини хотел снять этот фильм с Ингрид Бергман в главной роли. Позже эта история была адаптирована как бродвейский мюзикл «Слышу ли я вальс» с песнями Ричарда Роджерса и Стивена Сондхейма. Спектакль открылся в Театре на 46-й улице 18 марта 1965 года и состоял из 220 спектаклей. Съемки прошли без какой-либо закулисной язвительности. Кэтрин Хепберн рассказала, как вначале все казалось правильным: «Констанс Коллиер, моя подруга, и Филлис Уилборн, ее секретарь, собирались поселиться со мной». После непродолжительной путаницы, в ходе которой Хепберн поселила двух своих подруг в далеком от Венеции доме, она получила для них квартиру на Гранд-канале и никогда не страдала от одиночества во время съемок. Это не означало, что ей не нужно было страдать от других вещей. Кэтрин Хепберн не снималась в кино с 1952 года. В какой-то момент продюсер Илья Лоперт подумывал о том, чтобы взять Витторио Де Сика на роль Ренато. Одним из самых спорных моментов в этом фильме для цензоров была фраза, произнесенная Ренато (Россано Браззи), когда он отчитывал Джейн (Кэтрин Хепберн) за ее упрощенное отношение к сексуальным отношениям. В выпущенном фильме Ренато говорит ей, что она похожа на голодного ребенка и должна есть равиоли. Национальный католический легион приличия категорически возражал против эпизода в том виде, в котором он был снят изначально, в котором Ренато сказал: «Вы похожи на голодного ребенка, которому дают есть равиоли. «Нет-говорите вы-я хочу бифштекс!». Моя дорогая девочка, ты голодна. Ешь равиоли». Хотя PCA не возражала против этой строки, Легион пригрозил присвоить фильму взрослый рейтинг, если будет строка о «бифштексе». Фраза была исключена, и фильм в конечном итоге получил нормальный рейтинг от Легиона приличия. Партнер Ильи Лоперта, Роберт Даулинг, приказал удалить строку про «бифштекс». Название пьесы Артура Лоурентса «Время кукушки» метафоризирует Леону Самиш-так автор называет главную героиню-перелетной птицей, летающей летом в Европе. Приняв на себя руководство съемками пьесы, Дэвид Лин целесообразно изменил название, которое Лин считал чрезмерно эзотерическим, на упрощенное «Летнее время», и фильм вышел в американский прокат 21 июня 1955 года, в день летнего солнцестояния. Несмотря на успех фильма в США, Джон Вульф, глава отдела независимых кинопрокатчиков, настоял на том, чтобы фильм был выпущен осенью в Великобритании под другим названием, чтобы зрители не подумали, что это экранизация мюзикла 1935 года «Порги и Бесс». Поэтому фильм «Летнее время» изначально был показан в Великобритании как «Летнее безумие». Хэл Б. Уоллис и агент Свифти Лазар сделали раннюю, но безуспешную попытку получить права на экранизацию пьесы «Время кукушки». Хотя Уоллис продюсировала «Вернись, малышка Шеба» (1952), в котором Ширли Бут дала оскароносную репрессию за ее сценическое выступление, получившее премию «Тони», Уоллис считала Бут слишком старой для выхода на бис ее сценической роли в «Кукушке». Вместо этого Уоллис представлял себе фильм «Кукушка» как средство для Кэтрин Хепберн, которая была на девять лет моложе Бут. По очевидному совпадению, Хепберн также должна была стать кандидатом на роль у Дэвида Лина, который в качестве «молчаливого партнера» известного продюсера Ильи Лоперта должен был продюсировать фильм. Уоллис должен был продюсировать два более поздних фильма с Бут в главной роли: «О миссис Лесли» (1954) и «Горячее заклинание» (1958), а также два фильма с Хепберн в главной роли «Продавец дождя» (1956) и «Рустер Когберн» (1975). Оливия де Хэвилленд была сильным претендентом на главную роль в фильме. Позже она сыграет американскую туристку в Италии-во Флоренции, а не в Венеции-в фильме «Свет на площади» (1962), в котором сыграет главную мужскую роль в Россано Брацци. Когда у Мари Алдон были проблемы со слезами в сцене с Кэтрин Хепберн, Хепберн сказала разочарованному режиссеру Дэвиду Лину, что она будет тренировать Алдон. Затем Хепберн отвела Алдон в сторону и резко ударила ее по лицу. Алдон была потрясена, а затем начала плакать. Лин был впечатлен, сказав впоследствии Хепберн, что она более жесткий режиссер, чем он. Кэтрин Хепберн, хотя и стремилась стать главной героиней фильма, согласилась на эту роль только после того, как спросила ее бродвейскую создательницу Ширли Бут: «Есть ли шанс, что вы сможете сняться в киноверсии?» на что Бут ответил: «Нет шансов», так как в обозримом будущем она будет занята своей ролью в бродвейском мюзикле «У прекрасного моря». Сценарист фильма значительно переработал исходную пьесу, написанную Артуром Лоурентсом, которому Кэтрин Хепберн сказала: «Вам не понравится фильм, но я в нем буду великолепна». Автору действительно не нравилось «Летнее время», которое, по его мнению, сводило его пьесу к «дани уважения Хепберн».