Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«СЕРЕНАДА СОЛНЕЧНОЙ ДОЛИНЫ»
(Sun Valley Serenade)

США, 1941, 90 мин., ч/б, «Twentieth Century Fox»
Режиссер Х. Брюс Хамберстон, сценаристы Роберт Эллис, Хелен Логан и Арт Артур
В ролях Соня Хени, Джон Пейн, Гленн Миллер, Милтон Берл, Джоан Дэвис, Мел Руик, Честер Клют

Действие картины начинается в Нью-Йорке. Владелец горнолыжного курорта «Солнечная долина» (Sun Valley), мистер Морри, решает пригласить на сезонную работу именитый оркестр и капризную примадонну-певицу Вивьен Доун. При прослушивании в студии именитый оркестр аккомпанирует Вивьен; Вивьен не нравится игра оркестра, и она хочет уйти, но знакомится с Тедом Скоттом-пианистом из оркестра Фила Кори. Маэстро Фил Кори привел свой оркестр «Дартмутские трубадуры» в студию в поисках работы и предлагает Вивьен петь с его оркестром. Вивьен соглашается, и Фил Кори заключает контракт с мистером Морри, согласно которому оркестру предстоит отправиться на горнолыжный курорт. Пианист Тед Скотт без ума от Вивьен, готов терпеть ее сложный характер и делает ей предложение. Вивьен отвечает, что не стоит торопиться. Тем временем музыканты оркестра в качестве рекламы решают стать опекунами беженца из охваченной войной Европы. Они предполагают, что это будет ребенок, который не доставит им никаких хлопот. Но беженцем оказывается милая девушка из Норвегии Карен Бенсон. Карен переезжает жить к своему опекуну Теду. Оркестр готовится к гастролям, и в планы Теда вовсе не входит брать с собой свою неожиданную сожительницу. Менеджер ансамбля Джером «Нифти» Аллен оказывается неравнодушен к юной норвежке. Он разрешает ей тайно отправиться в Солнечную долину на одном поезде с музыкантами, хотя Тед был против. На курорте Карен, пытаясь произвести впечатление, безуспешно демонстрирует свои способности в фигурном катании. Затем она устраивает соревнование с Тедом в фрирайде и обыгрывает, наконец, привлекая внимание молодого человека, тоже увлекающегося горными лыжами. Тед вынужден мириться с присутствием незваной гостьи. Ансамблю необходимо репетировать, но Карен и Тед пропадают где-то на склонах. Вивьен недовольна компрометирующей ситуацией. Во время ужина в ресторане она неожиданно сообщает, что готова принять предложение о замужестве. Нифти также собирается сделать предложение Карен. Гастроли заканчиваются. Тед с Карен решили устроить ночной спуск, и Карен имитирует поломку лыж и легкую травму. Пара невольно остается на ночлег в хижине спасателей на вершине горы. Они вместе поют и танцуют, и Тед понимает: отныне его сердце принадлежит Карен. За этим занятием их застают Вивьен и Нифти, подоспевшие вместе с помощью. Вивьен со скандалом разрывает контракт с ансамблем и помолвку, но Тед и Фил Кори уверены, что нашли другую звезду. В концовке картины Карен выступает вместе с ансамблем в грандиозном шоу на льду. В финальных кадрах пара спускается по нетронутому снежному склону…
Во время последнего катания лед был окрашен в черный цвет, чтобы добавить драмы в этот сегмент. На льду плохо виднелись следы от коньков, поэтому его покрыли слоем жидкого красителя, чтобы скрыть следы. Это видно по всплескиванию в быстрых поворотах. Ближе к концу жидкость начинает замерзать и видны следы коньков. Любимый американский фильм Адольфа Гитлера, наряду с лентами «Кинг Конг» (1933) и «Белоснежка и семь гномов» (1937). Этот фильм стал последним кассовым хитом Сони Хени. Ее оставшиеся четыре голливудских фильма «Исландия» (1942), «Зимнее время» (1943), «Это удовольствие» (1945) и «Графиня Монте-Кристо» (1948) были менее финансово успешными. Последний полнометражный фильм Хени, британский фильм «Привет, Лондон» (1960) не был выпущен в США. Соня Хени хотела сделать три постановочных номера для фигурного катания, но только два были закончены и включены в фильм. Дэррил Ф. Занук разрешил бы третью только в том случае, если бы Хени оплатила производственные затраты, от чего она отказалась. Окончательный постановочный номер на черном льду снимали три дня. Ближе к концу Соня Хени упала на лед и залилась черной краской. Режиссер Х. Брюс Хамберстоун и хореограф Гермес Пан попросили еще один день, чтобы закончить. Продюсер Дэррил Ф. Занук отказался. На видном месте представлены фотографии других звезд Twentieth Century-Fox Тайрона Пауэра, Элис Фэй и Линды Дарнелл. Когда этот фильм только начинался, контракт Сони Хени с 20th Century-Fox подходил к концу, и глава студии Дэррил Ф. Занук, который ненавидел переговоры о контракте с сообразительной и уверенной в себе фигуристкой, не мог дождаться ее ухода со студии. Но этот фильм стал огромным кассовым хитом, и совет директоров Fox настоял на том, чтобы Хени подписала контракт как минимум еще на два фильма. Оба последующих фильма Хени, «Исландия» (1942) и «Зимнее время» (1943), потерпели неудачу в прокате, и в 1943 году пути Занука и Хени окончательно разошлись. Соня Хени играет персонажа, которому, как предполагается, поздний подростковый возраст или чуть больше двадцати из-за ее статуса беженца, а Джон Пейн играет кого-то старше. На самом деле Соня Хени была старше Джона Пейна на месяц. В то время, когда она снимала свой танцевальный номер «Chatanooga Choo-Choo» с «The Nicholas Brothers», у Дороти Дендридж были романтические отношения с Гарольдом Николасом. После производства они стали мужем и женой. Все сцены Солнечной долины были сняты второй съемочной группой. Звезды никогда не покидали Голливуд. Эпизод с подъемником и две сцены катания на лыжах были выполнены не каскадерами, а лыжниками-любителями из Солнечной долины, которые могли физически соответствовать звездам на большом расстоянии. На съемку каждой из трех сцен ушло около двух дней. Было снято продолжение «Жены оркестрантов» (1942). Картина номинировалась на «Оскар» за лучшую операторскую работу, музыку и песню «Chattanooga Choo Choo».
Натурные съемки картины прошли в горнолыжном курорте Сан-Вэлли. В центре стандартного для мюзиклов сюжета-любовный треугольник героев, состоящий из пианиста Теда Скотта, певицы Вивьен Доун и бежавшей из охваченной войной Европы норвежки Карен Бенсон. Лента была успешна в прокате, тепло принята зрителями и критиками, признана одной из лучших музыкальных картин в истории кинокомпании 20th Century Fox и всего жанра. Многие композиции из фильма пользовались популярностью и стали классикой джазового свинга. Успех картины способствовал продажам отдельных песен. Так диск с песней «Chattanooga Choo Choo» был выпущен тиражом свыше 1, 5 млн. экземпляров и считается первым золотым диском в истории звукозаписи. Картина способствовала популярности горнолыжного спорта и фигурного катания в США и во всем мире. С конца 1930-х годов студия 20th Century Fox, известная широким жанровым разнообразием, становится основным конкурентом студии Metro-Goldwyn-Mayer, специализировавшейся на мюзиклах. Если для MGM были характерны так называемые «цельные мюзиклы», в которых элементы шоу вплетены непосредственно в обыденную жизнь героев, когда герои разговаривают друг с другом на языке песни и танца, Fox придерживалась более реалистичного подхода. Шоу проходит там, где ему и положено быть: на сцене театра, варьете или студии. Причины, по которой наши мюзиклы повсеместно лучшие, по моему мнению, в том, что мы исключили театральную технику. Конечно, мы подходим к фильмам по-разному, как, например, в картине «Даже по аргентински» и других. Однако, в целом, исходим из правила выдерживать музыкальные номера в логическом ключе, естественно возникшими из ситуации. Студия Fox имела в штате несколько ведущих режиссеров и актеров соответствующего амплуа. 1940-41 годы-время, когда слава звезд Fox (Ширли Темпл, Сони Хени, Элис Фэй) стала меркнуть. Последние их картины оказались не очень удачными. При выборе новых проектов руководство компании начинает делать ставку на последнюю моду-пинап-символы: Бетти Грейбл и Кармен Миранду. После Олимпийских игр между крупнейшими студиями страны началось соревнование за разработку нового жанра: картин о зимних видах спорта. Заключение контракта Fox с легендарной спортсменкой Соней Хени стало продуманным ходом кинокомпании. В ответ на фильмы «The Moon's Our Home» и «Я встретила его в Париже» студии Paramount студия Fox выпустила фильм «Тонкий лед». Белокурая норвежка Соня противопоставлялась образу платиновой блондинки Джин Харлоу, ставшей лицом компании MGM. Горнолыжная база (курорт) Сан-Вэлли была построена в горах штата Айдахо промышленником Авереллом Гарриманом и приняла первых гостей в 1936 году. С самого момента открытия курорт оказался тесно связан с Голливудом. Дебютной картиной, снятой в окрестностях Сан-Вэлли, стала лента «Я встретила его в Париже», немало способствовавшая известности курорта. Курорт быстро набрал популярность в среде американской богемы. Здесь отдыхали Гари Купер, Ингрид Бергман, Граучо Маркс и многие другие. Публику привлекали технологические новинки курорта. Именно в Сан-Вэлли в 1936 году была построена первая в мире горнолыжная канатно-кресельная дорога. В 1939 году на горе Белд был построен первый комплекс из трех последовательных подвесных дорог, поднимавших отдыхающих на высоту 2791 м. Посетив в 1939 году курорт Сан-Вэлли, Дэррил Занук сразу стал завзятым горнолыжником. По мнению издания Variety, идея о съемках новой картины пришла к главе компании 20th Century Fox во время первого визита на курорт. Опытный кинопромышленник, Занук понимал, что курорт может оказаться отличным местом для съемок очередной картины кинокомпании. По официальной версии автором истории, которая легла в основу будущего сценария был Милтон Сперлинг. Занук, подбирая подходящий материал, нашел в архиве работу мастера детективов С. С. Ван Дайна «Зимнее дело об убийстве». В 1939 году писатель умер и оставил сценарий незаконченным. В дальнейшем история была переработана до неузнаваемости и имя Ван Дайна даже не попало в титры. Картина «Серенада солнечной долины» была принята в производство под рабочим названием «Паспорт жизни» и затем «Паспорт любви». Сценарий был дописан Алланом Скоттом и Бертом Гранетом. Зимой 1940 года на курорт Сан-Валли приехала большая техническая команда студии Fox и устроилась в отеле «Sun Valley Lodge». Здесь прошли обсуждения, были отшлифован сценарий и технические детали. Занук брал уроки катания на лыжах у самого опытного инструктора Сан-Валли, полковника в отставке Отто Ланга. Впоследствии Ланг получил должность консультанта будущей картины, заместителя директора по лыжным сценам и, по совместительству, оператора трюковых сцен. Вклад Ланга не ограничился только технической стороной. В ходе разработки сюжета продюсеры никак не могли придумать сюжетный ход со счастливым разрешением романтических отношений главных героев. Как утверждал Ланг, именно он предложил комичную развязку с уехавшими лыжами и встречей Теда и Карен в домике спасателей. По окончании съемок Ланг использовал познания, полученные в ходе работы над картиной, и создал для армии США обучающий фильм о технике катания лыжных военных патрулей. В сентябре 1939 года в прессе впервые появляется информация о новом проекте студии 20th Century Fox. В журнале Hollywood Reporter писали о появлении в ленте известной экранной пары: Тайрон Пауэра и Линды Дарнелл. Первоначально предполагалось, что картина не будет высокобюджетной, но Дэррил Занук решил использовать готовый сценарий для картины «под Соню Хени». В студии Fox тогда уже сложилась определенная формула подобных лент для ведущей женской роли: музыкальный фильм; легкая комедия; герой любовник, не перетягивающий на себя одеяло сюжета; участие известного оркестра. Очередная картина создавалась практически как реплика «Тонкого льда». На главную роль в новой картине Соню Хени утвердили в июле 1940 года. Соня была трехкратной олимпийской чемпионкой, покинула большой спорт в 1936 году. Популярность Сони была столь высока, что заключить выгодный контракт в кинобизнесе не помешали ни сильный акцент, ни отсутствие вокальных способностей. Годовая заработная плата Сони Хени, к тому времени входившей в число самых высокооплачиваемых актрис, составляла 250 тыс. долларов. Соглашение со студией 20th Century Fox действовало до 1948 года. К тому времени Соня уже успела сняться в шести картинах, одна из которых-«Тонкий лед» (с Хени и Пауэром в главных ролях) пользовалась популярностью; последняя картина с участием Сони-«Все случится ночью» не вернула потраченные деньги. Звезда, ко всему прочему, была сложным человеком в общении, никогда не забывала о своей выгоде и постоянно спорила с представителями студии о размерах гонорара. Критики начали говорить о закате славы Сони. Лента «Серенада солнечной долины» могла оказаться последней лентой, снятой в сотрудничестве с Fox. Продюсеры опасались, что одного только имени Сони Хени будет недостаточно для привлечения аудитории, и начали переговоры с популярным джазовым оркестром Гленна Миллера. В конце 1930-х годов джазовые биг-бэнды переживали пик популярности. По всей Америке звучал свинг оркестров Арти Шоу, Бенни Гудмена, Гленна Миллера. Гленну Миллеру с оркестром уже довелось появиться на киноэкране, в картине «Большое шоу 1936». Тогда его оркестр был на вторых ролях, и Миллер только аккомпанировал звездам, оставаясь на заднем плане. Все поменялось в 1939-40 годах, когда биг-бэнд вошел в число ведущих в стране. Композиции «Moonlight Serenade», «In the Mood» и «Tuxedo Junction» в исполнении оркестра возглавляли чарты журнала Billboard. Статус оркестра был настолько высок, что Гленн мог диктовать киностудии Fox свои условия. Договор подписали сразу на два фильма. Миллер оговорил участие только в высокобюджетных лентах класса А, а также право менять сценарий. Исполнители оркестра будут полноценно задействованы в сюжете. Впервые сам Гленн Миллер получил в картине заметную роль со словами. В высокобюджетном проекте студии Fox оказались заняты вовсе не ведущие актеры и специалисты. На главную мужскую роль изначально планировали поставить Тайрона Пауэра, но роль получил Джон Пейн. Джон Пейн снимался в картинах студии Fox с середины 1930-х годов, отличался привлекательной внешностью и некоторыми вокальными данными, благодаря чему стал постоянным действующим лицом мюзиклов. На главную отрицательную женскую роль (роль Вивьен Доун) пробовались актрисы Корбина Райт младшая, Кэрол Лэндис и Дженис Картер, но в последний момент роль получила Линн Бари. Актриса снялась в нескольких десятках низкобюджетных картин студии Fox. «Серенада» стала первой лентой, в которой Линн Бари играла главную роль. Проблем с назначением режиссера не возникло. Брюс Хамберстоун носил прозвище «Везунчик», работал по контракту со студией Fox, до съемок «Серенады» в основном над картинами класса B. Для Хамберстоуна получение должности режиссера в высокобюджетной «Серенаде» стало продвижением в голливудской табели о рангах. Для съемок фильма Хамберстоун предложил привлечь оператора Эдварда Кронджэйгера, с которым давно сотрудничал. Несмотря на наличие у оператора Кронджэйгера номинации на «Оскар», режиссер Хамберстоун отстоял оператора перед продюсером с большим трудом. Роли в картине получили и будущие телевизионные комедийные звезды Америки: Милтон Берле и Джоан Дэвис. По сценарию роль Дэвис была довольно значительной. Окончательная редакция ленты оставила Джоан разочарованной-от ее участия остался эпизод в несколько секунд (героиня Дэвис собирает пожертвования для лыжной школы). Комический балетный эпизод, которым она очень гордилась, остался на монтажном столе. Съемки картины прошли с марта по май 1941 года. Значительная часть картины была снята в павильонах студии 20th Century Fox, расположенных в районе Уэствуде города Лос-Анджелеса. Основные натурные сцены снимались на железнодорожном вокзале города Солт-Лейк-Сити и на курорте Сан-Вэлли. В ходе производства студия столкнулась с трудностями: транспортировка оборудования на высокогорный курорт, плохая погода; в съемках было много простоев. В съемках на природе звезды практически не участвовали-их заменили дублеры. Специальные эффекты были созданы при помощи задника с проецируемой картинкой. Съемочная группа проводила свободное время в лыжных прогулках. Соня Хени приезжала на курорт Сан-Вэлли, но в основном для развлечения: каталась на лыжах и вела раскованный образ жизни. Павильонные съемки продолжались до мая 1941 года. Хореографию в фильме ставил Гермес Пан-известный постановщик танцевальных номеров, работавший с Фредом Астером и Джинджер Роджерс. Пан вспоминал, что особых проблем с классическим и джазовым танцем не было, разве что возникали трудности с набором исполнителей. В 1940-41 годах снималось одновременно столько мюзиклов, что даже для скромной сцены польки с 8 парами еле нашли кордебалет. В номере «Полька поцелуев» Соня Хени впервые в своей голливудской истории участвовала в танцевальном номере на обычном полу. Собственно из-за этого обстоятельства классические танцевальные сцены в фильме пришлось упростить. Самого эффектного танцевального номера «Chattanuga Chu Chu» в исполнении братьев Николас и Дороти Дэндридж это не коснулось. Гермес Пан считал его одним из лучших в истории музыкального кино, заметив, что его вклада в подготовку почти не было, номер полностью поставили сами танцоры. Братья Николас в картине отошли от классического степа, где в дуэте или трио полагалось бить чечетку бок о бок, синхронно. Братья двигались свободно и независимо, использовали большое пространство сцены. Акробатика и скольжения стилизовали исполнение с вариацией уличного линди хоп, популярного в те годы. Главные трудности начались, когда пришлось ставить хореографию для танцев на льду. Такого опыта у Гермеса не было, и ему все приходилось в новинку. Хореограф отмечал, что разница с танцем на паркете и на льду в том, что на льду нужно больше места. Работать с Соней Хени оказалось очень сложно-она была себе на уме и танцевала свое, не считая нужным прислушиваться к мнению хореографа. Фигуристка постоянно исполняла свои знаменитые вращения и волчки, далеко не всегда востребованные в мизансцене. Каток для последней сцены залили в павильоне № 15 студии Fox. Лед в черно-белых фильмах выглядел не совсем натурально, и для должного эффекта режиссер Эдвард Кронджэйгер нашел оригинальное техническое решение. В воду перед заморозкой добавили чернила; черный лед хорошо отражал свет, и фигуристы катались словно по черному зеркалу. Выглядело это очень красиво, но в студии было жарко от софитов, и лед быстро таял. В одном из дублей, не сумев разминуться с танцором кордебалета, Соня Хени упала в черную жижу, немного ушиблась и перемазалась в чернилах. Нецензурно ругаясь по-норвежски, она покинула студию до окончания съемок. Дело было в один из последних дней производственного графика. Уговаривать звезду вернуться на лед пришлось лично Дэррилу Зануку. Известный своим суровым нравом руководитель студии пригрозил, что счет за задержку выставят самой Соне, и это помогло. Хени позже показала свой характер и деловую хватку, попытавшись судиться с компанией, опять-таки в связи с задержкой съемок. Как бы то ни было, тот эпизод на следующий день закончили, но сцены с финальным поцелуем Карен и Теда так и не сняли. Концовка картины оказалась скомканной. Соня хотела включить в картину третий большой номер на льду, но студия к тому моменту сильно озаботилась перерасходом средств. Актрисе предложили лично оплатить издержки и Соня отказалась. Если на коньках Соня Хени каталась сама, то для опасных для жизни сцен фрирайда на склонах горы Белд ей понадобился дублер. Им стала другая знаменитая спортсменка-Гретхен Фрейзер, уже заменявшая Соню в «Тонком льду». В 1948 году Гретхен Фрейзер станет первой американской олимпийской чемпионкой в горнолыжном спорте. В 1940 году Гретхен Фрейзер входила в состав олимпийской сборной, занимавшейся подготовкой к играм на склонах гор курорта Сан-Вэлли, но из-за Второй мировой войны соревнования были отменены. В начале мая 1941 года режиссер Хамберстоун попал в автомобильную аварию, и заканчивал «Серенаду» второй режиссер Мэл С. Клер. Итоговый бюджет картины превысил 1, 3 млн. долларов. Премьера картины состоялась 21 августа 1941 года в городе Солт-Лейк-Сити. 29 августа начался прокат картины по всей стране. Настроение утешения и бегства от реальности было характерной чертой развлекательного кинематографа середины и конца 1930-х годов. В том же духе были сняты легендарные мюзиклы эпохи расцвета жанра: «Миссисипи», «Цилиндр», «Встретимся в Сент-Луисе». Горнолыжный курорт как нельзя более удачное место действия: герои оторваны от цивилизации, обстановка одновременно экзотическая и аристократическая. Идиллия природы, мажорная музыка, помпезные декорации, веселье, местами чуть напускное — все ненавязчиво отвлекает зрителей от социальных и политических потрясений: Великой депрессии, войны. В «Серенаде солнечной долины» настроение времени почти не ощущается. Разве только тогда, когда Теду Скотту, ненароком, напоминают о его воинской обязанности. В начале картины импресарио оркестра «Нифти» Аллен, смущаясь, просит аванс у своего работодателя мистера Морри. Оркестр кое-как сводит концы с концами-вот и вся социальная завязка картины, сближающая ее с массовым зрителем. Развитие сюжета едва ли дает повод жалеть героев. У бедного музыканта Теда имеется прислуга. Бежавшая из охваченной войной Европы Карен живет в дорогом отеле, щеголяет в изысканных нарядах на горнолыжном курорте. В картине не особенно скрывалась реклама курорта Сан-Вэлли. Демонстрировалось, как легко приехать туда на поезде, и какие технические возможности там имеются. Тогда горнолыжный спорт был еще в диковинку, и для большинства зрителей это была единственная возможность приобщиться к спорту элиты. Создатели позволили себе и другую роскошь-в картине две звезды. Открывающие картину совместным исполнением композиции «I Know Why and So Do You» Джон Пейн и Линн Бари ближе к концовке оказываются в тени Сони Хени и оркестра Гленна Миллера. Пролог создает впечатление, что оркестр останется незаметным на фоне Вивьен Доун, меняющей аккомпаниаторов как перчатки, но это только отвлекающий маневр. Неожиданно для зрителя «трубадуры» Фила Кори становятся полноправными персонажами. Продолжительная сцена исполнения «Chattanuga Chu Chu» наглядно демонстрирует, ради кого зрители пришли на сеанс. Обычный прием в мюзикле-самый зажигательный номер в фильме исполняется как бы между прочим, на репетиции. Оркестранты ждут задерживающегося Теда Скотта и решают начинать репетицию без него. Вместо Теда в ключевой сцене играет штатный пианист оркестра Чамми Макгрегор. Тед и Вивьен к ним не присоединяется и, собственно, у них больше нет номеров до конца картины. Блондинке Карен для того, чтобы отбить своего мужчину у разлучницы брюнетки, даже не пришлось ни петь, ни танцевать. Тед Скотт, ожидая в порту гостью из Норвегии, держит в руках табличку с номером 36. Увидев милую девушку вместо ребенка, Нифти Аллен присвистнув говорит, что, видимо, это размер ее груди (в дюймах)-шутка на грани приличия довоенного Голливуда. Фильм снят по современным понятиям весьма целомудренно, и в соответствии с нормами морали Кодекса Хейса. Впрочем, то, что картина не заканчивается финальным поцелуем не вполне характерно, но так случилось из-за скандала, которым завершились съемки Соня Хени старательно держится в рамках образа, сложившегося в ее картинах. Внешность близкая к травести, скромное женское обаяние. Она несколько раз напоминает о своем умении готовить и вести домашнее хозяйство, попрекая тем свою соперницу. Такое обращение к семейным ценностям, постепенно забывавшимся в американском обществе, феминизированном уже в довоенное время, было благосклонно принято зрителями. Центральная композиция «Chattanooga Choo Choo» не выглядит цельной, и тому есть объяснение. Чернокожие братья Николас и Дороти Дендридж выступают словно в своем номере: со сложными декорациями на сцене, в концертных костюмах. Квинтет белых вокалистов Modernaires выступают сами по себе: сидя в непринужденных позах, в домашней или спортивной одежде. По тогдашним представлениям это было в порядке вещей, хотя в современной культурной среде подобное разделение по расовому признаку считалось бы сегрегацией. Случалось, что при наличии в картине чернокожих актеров из прокатных копий картин, предназначенных для показа в южных штатах США, удаляли сцены с участием чернокожих актеров; кинотеатры также делили на кинотеатры «для белых» и кинотеатры «для черных». Из-за этого в те времена чернокожих актеров не часто приглашали в картины-продюсеры предпочитали не связываться с проблемами. Для упрощения монтажа и купирования сцены старались снимать отдельно. Мюзикл построен по вполне стандартной для своего времени схеме и не демонстрирует новшеств в сюжете. В картине присутствуют все привычные условности построения, характерные для легкого жанра. Прежде всего: любовный треугольник при участии блондинки Карен и брюнетки Вивьен, борющихся за сердце Теда Скотта. Ричард Кристиансен назвал картину невероятно сентиментальной. Босли Краутер оценил сюжет мюзикла как созвучный основному предназначению картин такого рода-развлекать. Создатели, по его мнению, нашли «благословенную простоту» в истории, которая держится главным образом на великолепной музыке. Сравнивая впоследствии «Серенаду» со следующей картиной коллектива Гленна Миллера «Жены оркестрантов», Краутер отметил: «Как только музыкальная составляющая слабовата, так и весь фильм сразу теряет обаяние». Журнал Variety назвал картину точной подобранной смесью развлекательных ингредиентов-то, что и делает картину кассовым хитом. Рик Олтмен охарактеризовал «Серенаду» как представителя «сказочных мюзиклов». В них зрителю демонстрируется оторванное от реальности времяпровождение героев на курортах и в роскошных особняках. Вся структура таких картин строится вокруг более или менее нарочитого перехода к талантам главного героя. Соню Хени сравнивали с другой звездой голливудских водных феерий Эстер Уилльямс. Зрители ждут, когда в фильме появится лед, и на него выйдет Соня, также как в сцене, наконец, возникнет вода и в нее нырнет Эстер. Журнал Variety заметил в рецензии прогресс от картины к картине, в которой снималась Соня Хени. Если раньше она показывала класс только на льду, то в «Серенаде солнечной долины» можно говорить об актерском мастерстве-«искрометном комедийном начале». Журнал Newsweek отметил, что, в отличие от предыдущих картин, в «Серенаде» Соня уверенно демонстрирует свои исполнительские данные, не полагаясь на одно только спортивное шоу. Довольно натянутым можно назвать основной поворот истории, когда музыканты ожидают увидеть ребенка, но встречают девушку. Соня с ее милыми ямочками и легкой наивностью иностранки смотрится естественно, но особого комизма в сюжетном ходе нет.
Биг-бэнд Гленна Миллера был образован в 1937 году и через два года по праву был признан лучшим джазовым коллективом страны. Специалисты говорили о «миллеровском» звучании: узнаваемом ритмическом рисунке, кларнете в унисон с саксофонами или на октаву выше. Манера особенно хорошо различима в эффектной инструментальной композиции «In the Mood», звучащей в фильме в эпизоде на танцплощадке. C осени 1940 года с оркестром начал выступать один из лучших в стране вокальных ансамблей-квинтет Modernaires и певица Пат Фрайдей (она дублировала Линн Барри). В фильме также можно увидеть известных сольных музыкантов оркестра: саксофониста Текса Бенеке и пианиста Чамми Макгрегора. Бенеке также исполняет вокальные партии в фильме.
В феврале 1941 года после окончания переговоров об участии в фильме «Серенада» оркестр Гленна Миллера приехал в Калифорнию для записи саундтрека к фильму в студии 20th Century Fox. Большинство композиций, отобранных Гленом Миллером для фильма («Moonlight Serenade», «In the Mood», «Chattanooga Choo Choo»), были написаны до начала работы над фильмом и были знакомы публике по пластинкам и радиотрансляциям. Композитор Гарри Уоррен и поэт Маком Гордон сочинили для картины новую композицию «It Happened in Sun Valley», ставшую лейтмотивом всей картины. При работе в студии были использованы технологические новинки-первые попытки записи на несколько дорожек. Благодаря этому в 1996 году при подготовке CD издания музыки к фильму и ремастеринге, удалось создать стереофонический вариант саундтрека. Музыкальная составляющая картины, работа композиторов, аранжировщиков и исполнителей получили высокую оценку критиков. Критик журнала Metronome Барри Уланов отметил тонкий вкус, с которым подобраны композиции в картине, чувство и настроение исполнения. Музыканты не монотонно отбывают номер в кадре, увлекаясь мелодией, а получают истинное удовольствие от игры, передающееся зрителям. Заметно, что картина-их первый опыт, и они держатся чуть скованно перед камерой, однако это и придает естественности происходящему. Номер «Chattanooga Choo Choo»-пример того, как можно вовлечь статичные фигуры в мизансцену, сделать их полноценными действующими лицами. Перерыв в репетиции. Исполнители, отдыхая, сидят в раскованных позах, лидер группы предлагает продолжать без певицы, которая задерживается. «Chattanooga Choo Choo» исполняется в 32-тактовой форме AABA, в размере 4/4, хорошо подходящем для танцевального номера. После инструментального вступления саксофонист Текс Бенеке, одетый в зимнюю спортивную куртку, оставляет инструмент и спускается к зал. Он приближается к столику, за которым сидят парни, играющие в карты. Начало песни неожиданно и естественно одновременно. Он обращается к сидящим за столиком: «Pardon me, boy Is that the Chattanooga choo choo?» («Извините, парни, этот поезд на Чаттанугу ?»). «Чу-чу»-это просторечное индейское название паровоза, поезда. Песня завязывается как непринужденный разговор. Композиция, стилизованная под звук уходящего поезда, лирика песни в духе аллитерации, не отпускают слушателя. В развязке композиции в танцевальной части, оркестр переходит в стаккато. Концовка с участием братьев Николас эффектно завершает номер, демонстрируя все возможности создателей картины: инструментальную, вокальную и танцевальную части одной композиции. Номер «In the Mood» к началу съемок уже был одним из самых успешных номеров оркестра Гленна Миллера. Инструментальная композиция была создана по мотивам песни «Tar Paper Storm», написанной в 1937 году композитором Уинги Мэнон. Аранжировку сделали Джой Гарланд и Миллер в 1939 году. Интересно, что в свое время от песни отказался конкурент Миллера Арти Шоу, посчитав песню слишком длинной. Миллер же создал из песни одну из самых знаменитых мелодий эпохи свинга. Исполняя ее в картине музыканты двигают в такт своими инструментами, словно танцуют. Особенность композиции в минимальном использовании синкопированного звука, использовании риффа и элегантных блюзовых интонаций. Некоторые очень достойные композиции не попали в финальный монтаж. Так эпизод, в котором Тед и Вивьен поют в ночном клубе в один микрофон композицию «At Last», отсутствует в картине, но песню можно услышать на LP диске с полным саундтреком.
Сингл «Chattanooga Choo Choo» провел 9 недель на первой позиции чарта журнала Billboard; диск с синглом разошелся тиражом около 1, 5 млн. экземпляров и считается первым золотым диском в истории звукозаписи (официально статус золотого диска появился в 1958 году). Композиция вошла в Зал славы премии «Грэмми». Журнал Variety включил композицию в хит-парад половины столетия. Фильм вознес на вершину популярности оркестр Гленна Миллера. Композиции из «Серенады солнечной долины» пользовались популярностью во всем мире, наблюдалось увеличению продаж пластинок с композициями. Продолжение не заставило ждать, и в 1941 году Миллер договорился со студией 20th Century Fox об условиях производства следующей картины. В 1942 году оркестр Гленна Миллера снялся в схожей по сюжету ленте «Жены оркестрантов», ставшей последней для него. Дальнейшей работе коллектива помешала Вторая мировая война. Многие музыканты ушли в армию. В 1944 году Миллер пропал без вести (предположительно, погиб в авиакатастрофе во время промо-тура среди американских войск в Европе). С середины 1940-х годов эра знаменитых биг-бэндов приблизилась к закату, джазовые коллективы стали реже приглашать сниматься, но у мелодий оркестра оказалась долгая история. Картины «Серенада солнечной долины» и «Сестра его дворецкого» (1943) были выпущены в эпоху потепления отношений между СССР и США, попали за железный занавес, способствовали формированию популярности западного джаза и поп-музыки в Советском Союзе. Сам фильм и композиция «Chattanooga Choo Choo» стали неформальным гимном у советских стиляг. Композитор Виктор Лебедев так вспоминал о значении фильма: «Каждый приходил к образу жизни стиляг по-разному, но я-через музыку. И вообще многие люди приходили через музыку. Где-то в девятом классе или в восьмом мы увидели фильм «Серенада Солнечной долины». И музыка в нем настолько поразила нас и настолько восхитила, что я сел тут же за рояль играть все эти мелодии, а «In the Mood» Гленна Миллера, который там исполнял оркестр, исполнялся типа буги-вуги, был такой достаточно модный в то время ритм. И мы одновременно захотели скопировать всю одежду, которая была у джазменов в фильме…С «Серенадой Солнечной долины» подул воздух другого мира абсолютно, если хотите-свободного. Наивность содержания не давала возможности глобально к этому отнестись, но тем не менее…вот с этого все пошло. Эти фильмы-как прозрение какое-то». Мелодии, звучавшие в картине, приобрели большую популярность и в СССР. Их нередко повторяли в подборках лучшей киномузыки. Композиции из фильма исполнял джазовый оркестр под управлением Олега Лундстрема. В 1976 году фирма «Мелодия» выпустила долгоиграющую пластинку оркестра с записями этих композиций. Картина «Серенада солнечной долины» осталась любимой работой и лучшим достижением в карьере Сони Хени. После картины темпераментная актриса серьезно испортила отношения с руководством студии 20th Century Fox, но продолжала сниматься. Были попытки повторить успех со схожей формулой. В картине 1942 года «Исландия» также на одной съемочной площадке были Соня Хени, Джон Пейн и режиссер Брюс Хамберстоун, однако успех ленты был скромным. В 1947 году Дэррил Занук рассматривал возможность снять продолжение картины с участием Хени и Дэном Дэйли, но планы не реализовались. Картина «Серенада Солнечной Долины» способствовала популяризации горнолыжного спорта и фигурного катания в США и во всем мире. Курорт Сан-Вэлли и сегодня популярный американский курорт. C 2011 года на курорте Сан-Вэлли проводится ежегодный международный кинофестиваль.
Соня Хени (1912-1969)-норвежская фигуристка, выступавшая в одиночном разряде и в парном катании, а позже американская актриса. Первая и единственная трехкратная олимпийская чемпионка (1928, 1932, 1936) в женском одиночном катании. Делит с Йиллисом Графстремом, Ириной Родниной, Тессой Вертью и Скоттом Моиром рекорд по количеству золотых олимпийских наград в фигурном катании (по три). Десятикратная победительница чемпионатов мира (1927-36) и шестикратная чемпионка Европы (1931-36). В 1928 году в возрасте 16 лет стала впервые олимпийской чемпионкой, повторив успех дважды. Оставив в 1936 году в возрасте 24 лет любительский спорт, стала звездой голливудского балета на льду. В 1927-58 годах снялась в пятнадцати фильмах в Голливуде. В 1941 году приняла американское гражданство. Соня Хени родилась в Христиании, нынешнем Осло. Отец, Вильхельм Хени (в прошлом успешный спортсмен, чемпион мира по велоспорту) был преуспевающим скорняком, его жена Селма, мать Сони-домохозяйкой. Помимо дохода от бизнеса оба родителя Сони были богатыми наследниками. Они старались приохотить детей с малых лет к занятиям самыми разнообразными видами спорта. Так, Соня сначала занималась лыжным спортом, показывая при этом хорошие результаты, но затем вслед за старшим братом Лейфом увлеклась фигурным катанием. Кроме того, занималась теннисом и плаванием. Как только Соня начала всерьез овладевать мастерством как фигуристка, ее формальное школьное обучение было окончено. Отец нанимал ей лучших в мире педагогов, включая известную российскую балерину Тамару Карсавину. Целью Вильхельма было сделать из дочери спортивную знаменитость. В возрасте девяти лет девочка впервые приняла участие во взрослом чемпионате Норвегии, а в одиннадцать стала восьмой на первых зимних Олимпийских играх в Шамони (1924). Далее, в сезонах 1924-26 годов, Соня сменила несколько катков и тренеров, чтобы взять у каждого самое лучшее. В 1927-м году она одержала первую из десяти подряд (беспрецедентный случай в истории) своих побед на чемпионате мира по фигурному катанию. Год спустя завоевала свою первую олимпийскую золотую медаль. Соня Хени вызвала сенсацию в спортивном мире, выиграв соревнования одиночниц в возрасте 15 лет 316 дней. За ее композицию «Умирающий лебедь» отдали голоса шесть судей из семи. Она также выигрывала подряд шесть чемпионатов Европы. В течение своей спортивной карьеры Хени много путешествовала и работала с разными иностранными тренерами. Дома, в Осло, она обучалась на стадионе «Frogner», но в конце любительской карьеры тренировалась уже прежде всего у американца Говарда Николсона в Лондоне. Также ее часто приглашали участвовать в различных ледовых шоу и в Европе, и в Северной Америке. Оба родителя Сони передали свой бизнес в Норвегии сыну Лейфу, чтобы сопровождать дочь как ее менеджеры. Соне Хени первой из фигуристок стала использовать короткую юбку и белые ботинки в костюме для катания, а также практиковать применение хореографии в танце. Ее инновационные методы катания и гламурное поведение навсегда изменили спорт и подтвердили его признание в качестве законного вида спорта на зимних Олимпийских играх. После чемпионата мира 1936 года Соня Хени рассталась с любительским статусом и начала карьеру профессионального исполнителя в ледовых шоу. Еще в детстве Хени хотела сделать карьеру в Голливуде и стать кинозвездой, теперь она получила такую возможность. В 1936 году, после успешных выступлений в балете на льду, организованном ее отцом, она была нанята Дэррилом Зануком из Fox Studios с контрактом, который сделал ее одной из наиболее высокооплачиваемых актрис того времени. Первый успех пришел после фильма «Одна на миллион». В дополнение к карьере кинозвезды Соня Хени подписала контракт с Артуром Вирцем, который устроил для нее тур балета на льду под названием «Голливудское ревю льда». Вирц также действовал как финансовый советник Хени. В разгар известности ее туры приносили Хени два миллиона долларов ежегодно. Она также имела многочисленные прибыльные контракты на рекламу коньков, одежды, драгоценностей и других товаров. Доходы от этой деятельности сделали ее одной из самых богатых женщин в мире. В 1950 году Хени разорвала контракт с Вирцем и в течение следующих трех сезонов проводила свои собственные туры под названием «Ледовое ревю Сони Хени». Это было опрометчивое решение. Вирц теперь показывал публике новую олимпийскую чемпионку-Барбару Энн Скотт. Так как Вирц управлял лучшими аренами и датами, Хени оставалось то, что похуже. Все это предприятие окончилось финансовым крахом. В 1953 году Хени создала новое партнерство с Моррисом Чалфеном, чтобы выступить в его европейском турне «Holiday on Ice», которое оказалось очень успешным. Она продюсировала свое собственное шоу в нью-йоркском Roxy Theatre в январе 1956 года. Однако последующее турне по Южной Америке в 1956 году стало катастрофой. В то время Хени начала злоупотреблять алкоголем: пила и больше не могла идти в ногу с гастролями, из-за чего она вынуждена была уйти из катания. Связи Хени с Адольфом Гитлером и другими высокопоставленными нацистами сделали спортсменку предметом спора перед Второй мировой войной, во время нее и после. В течение ее любительской карьеры она часто выступала в Германии и была любимицей аудиенций, в частности, с Гитлером. Как состоятельная знаменитость она вращалась в одних общественных кругах с королевскими особами и главами государств и воспринимала знакомство с Гитлером как само собой разумеющееся. Впервые спор возник, когда Хени приветствовала Гитлера нацистским салютом во время выставки в Берлине незадолго до Олимпийских игр 1936 года, за что была строго осуждена норвежской прессой. Она не повторила салют на Олимпийских играх в Гармиш-Партенкирхене, но после Игр приняла приглашение на обед с Гитлером в его резиденции в окрестностях Берхтесгадена, где Гитлер подарил Хени фотографию с автографом и длинной дарственной надписью. После того как она начала актерскую карьеру, Хени сохранила связи с нацистами, так, Йозеф Геббельс лично участвовал в продвижении в Германии ее первого фильма «Одна на миллион».
Во время оккупации Норвегии нацистской Германией немцы видели фотографию Гитлера с автографом, выставленную на пианино в семейном доме Хени в Ландейа, Аскер. Как результат, ни один из объектов собственности Хени в Норвегии не был конфискован или поврежден немцами. В 1941 году Хени стала гражданкой Соединенных Штатов. Как и многие голливудские звезды, она поддерживала военные усилия США через United Service Organizations (USO) и подобные движения, но осторожно избегала выражения поддержки Норвежскому движению сопротивления и публичных заявлений против нацистов. За это она была осуждена многими норвежцами и норвего-американцами. После войны Хени была озабочена тем, что многие соотечественники воспринимали ее как предателя. Как бы то ни было, она вернулась в Норвегию со своим шоу «Праздник на льду» в 1953 и 1955 годах с триумфом. Хени была замужем три раза: за Дэном Топпингом (бейсболистом), Уинтропом Гардинером и богатым норвежским судовладельцем и меценатом Нильсом Унстадом. За Унстада она вышла в 1956 году, уже отойдя от дел. Вместе Хени и Унстад обосновались в Осло и накопили большое собрание современного искусства, которое сформировало основу экспозиции для Центра искусств Хени-Унстад близ Осло. Кроме официальных браков, Хени имела большое количество любовных увлечений, включая ее катающихся на коньках партнеров Джека Данна и Стюарта Реберна, и более поздний роман с актером Ваном Джонсоном. В течение долгого времени она находилась в конфликте со своим братом Лейфом, судилась с ним из-за семейного имущества. Согласно биографической книге «Королева льда, королева теней», написанной Лейфом и Раймондом Стрэйтом после смерти Сони, Хени была одержима деньгами и сексом, имела скверный характер и совершенно беспардонно использовала свою семью и других людей в собственных целях. В 1966 году у Сони Хени была диагностирована лейкемия. Она умерла в 57 лет в 1969 году во время полета из Парижа в Осло. Соня Хени и ее муж похоронены в Осло перед Центром искусств Хени-Унстад. В Осло установлен памятник Соне Хени, представляющий собой бронзовую статую на невысоком гранитном постаменте. Соня запечатлена делающей пируэт на льду.