Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ВОСХОД СОЛНЦА»
(Sunrise: A Song of Two Humans)

США, 1927, 94 мин., ч/б, немой, «Fox Film Corporation»
Режиссер Фридрих Вильгельм Мурнау, сценаристы Карл Майер и Герман Зудерман
В ролях Джордж О’Брайен, Джанет Гейнор, Маргарет Ливингстон, Артур Хаусман, Джейн Винтон

В основе сюжета-классический любовный треугольник. В интертитрах персонажи названы просто Мужчина, Жена, Женщина Из Города. Мужчина влюбляется в Женщину Из Города, которая подговаривает его устроить его жене «несчастный случай» и переехать к ней в город. Они договариваются, что Мужчина вывезет Жену якобы на лодочную прогулку и утопит ее. Однако уже в лодке Мужчина понимает, что не сможет этого сделать. Жена, догадавшись о его намерениях, испугана, и убегает от него, когда они пристают к городской пристани. Мужчина бросается за ней, надеясь вымолить прощение. Они ходят по городу, постепенно и очень трогательно восстанавливая отношения. В церкви они оказываются одновременно с началом свадебной церемонии, которая становится их символическим окончательным воссоединением. Они отправляются на лодке обратно, но на полпути попадают в шторм. Жена оказывается за бортом лодки, и Мужчина бросает ей вязанку камыша, которую первоначально приготовил для маскировки готовившегося преступления. Ветер уносит их друг от друга. Доплыв до берега, Мужчина организует поиски, но Жену найти не могут. В это время появляется Женщина Из Города, которая уверена, что Мужчина выполнил задуманное. Мужчина в ярости нападает на нее и пытается задушить, однако в этот момент у берега находят Жену, и он, отбросив любовницу, бежит к Жене. Мужчина и его Жена обнимаются на фоне восходящего солнца…
В 1926 году классик немецкого кино Фридрих Мурнау переехал в Голливуд и снял на студии Fox три фильма: «Восход солнца» (1927), «Четыре дьявола» (1928) и «Городская девчонка» (1930). Для его первого американского фильма голливудская кинокомпания выделила очень значительное финансирование. Такое доверие прежде всего объяснялось тем, что ее руководители были впечатлены успехом картины «Последний человек» в США. Киновед и историк кино Лотта Эйснер писала про его положение в этот период в американских кинематографических кругах: «Он-бог студий, абсолютный диктатор с неограниченной властью, распоряжающийся громадными средствами». Сценарий фильма основывается на вышедшем в 1917 году романе Германа Зудермана «Путешествие в Тильзит». Также сюжет фильма напоминает один из эпизодов вышедшего годом ранее романа Теодора Драйзера «Американская трагедия». Первая картина с музыкальным и шумовым оформлением, записанным по технологии «Мувитон». Бюджет фильма составил 200 тысяч долларов. Был снят ремейк «Путешествие в Тильзит» (1939). Картина получила «Оскар» за лучшую операторскую работу, актрису (Джанет Гейнор) и как лучший фильм года, а номинировалась за лучшее художественное оформление. В 1989 году картина была внесена на хранение в медиатеку при конгрессе США как имеющая культурное значение. Ф. В. Мурнау ненавидел использовать титульные листы в своих фильмах, поэтому в «Восходе солнца» (1927) титульные листы становятся все более и более редкими по ходу фильма и практически исчезают к концу. Оригинальные негативы фильма были уничтожены во время пожара на студии Fox в Форт-Ли, штат Нью-Джерси, в 1937 году. Первый художественный фильм, выпущенный с использованием системы Fox Movietone, это был первый профессиональный художественный фильм с настоящей звуковой дорожкой. Сцены в городе снимались не на месте. Их снимали на огромной и дорогой площадке, построенной специально для фильма. Первый полнометражный фильм студии Fox с записанной музыкой. Многие наложения в фильме были созданы «в камере». Камера снимала одно изображение сбоку от кадра, затемняя остальную часть кадра, а затем экспонировала пленку. Они помещали экспонированную пленку обратно в камеру и снимали снова, блокируя область, на которой уже было изображение. Несмотря на то, что этот фильм был хорошо принят критиками, он не имел кассовых сборов, что привело к тому, что студия творчески «обуздала» Ф. В. Мурнау для его следующих нескольких фильмов. Джанет Гейнор, у которой в реальной жизни были длинные распущенные волосы, в фильме носила жесткий парик, чтобы убрать любое ощущение заманчивой сексуальности Жены. Декорации «город-улица» стоили беспрецедентные 200 000 долларов. Впоследствии они были повторно использованы в других фильмах, таких как «Четверо сыновей» (1928), чтобы окупить их стоимость. По словам Джанет Гейнор, создание фильма было таким особенным опытом для Джорджа О'Брайена и для нее, что они заключили договор, что сделают все, о чем их попросит Ф. В. Мурнау, включая долгие дни в воде. Деревня, в которой живут мужчина и жена, была специально построена для фильма на берегу озера Эрроухед в Калифорнии художником-постановщиком Рохусом Глизе. Первый немой фильм, выпущенный на Blu-ray. Программа мировой премьеры состояла из двух короткометражек-пения хора Ватикана и интервью с Бенито Муссолини. Они были разработаны для демонстрации новой на тот момент звуковой системы Fox Movietone. Один из первых фильмов, в которых использовалась обратная проекция. Режиссер Ф. В. Мурнау хотел, чтобы Камилла Хорн (с которой он работал в Германии над фильмом «Фауст», 1926) сыграла роль Жены, но в то время у нее был контракт с немецкой студией UFA, и они отказались ее одолжить. так что роль досталась Джанет Гейнор. Джанет Гейнор на протяжении всего фильма носила светлый парик. Во время выпуска это вызвало много критики, поскольку зрители привыкли видеть ее с длинными темными волосами. Третий самый прибыльный фильм студии Fox 1928 года после картин Фрэнка Борзажа «Седьмое небо» и Джона Форда «Четверо сыновей». Этот фильм и все другие, снятые в 1927 году, станут общественным достоянием США в 2023 году. Ходят слухи, что Джордж О'Брайен был вынужден носить свинцовые сапоги в первых отрывках фильма, когда Человек тяготится чувством вины за свое решение убить свою жену.