Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«БЕЛЫЕ НИТИ ВОДОПАДА»
(Taki no shiraito)

Япония, 1933, 110 мин., ч/б, немой, «Irie Production/Shinko Uzumasa»
Режиссеры Кенджи Мидзогути и Такуяки Сейрио по Кека Идзуми, сценаристы Ясунага Хигасибодзе и Синдзи Масуда
В ролях Токихико Окада, Ичиро Сугай, Бонтаро Миаке, Джо Охара, Судзуко Таки, Нобуо Косака, Эцузо Оки

Томо Мидзусима-молодая независимая женщина, которая выступает в театральном балагане под псевдонимом Таки но Сираито, жонглируя водными струями. Однажды она встречает Кинъю Муракоси, бедного кучера, и влюбляется в него. Юноша мечтает поехать в Токио, изучать право, чтобы стать адвокатом, но для этого у него нет денег. Таки но Сираито желает стать спонсором его обучения, предлагая ему деньги и свою любовь. Он обещает не остаться в долгу и уезжает в Токио. Проходит два года, у Таки но Сираито, исправно посылавшей парню деньги, начинаются финансовые затруднения. Чтобы послать в очередной раз возлюбленному деньги, она вынуждена взять их у ростовщика, который обманывает ее, и когда девушка выйдет из его дома, за порогом ее уже будут ожидать грабители, предупрежденные им. У бедной девушки забирают силой деньги, она же в порыве гнева возвращается в дом к ростовщику и закалывает его ножом. Во время судебного процесса над Таки но Сираито одним из судей оказывается уже закончивший обучение Кинъя Муракоси. Несмотря на то, что своей карьерой он обязан ей, он придерживается закона и приговаривает ее к смертной казни. Затем, мучимый сожалениями, он кончает жизнь самоубийством…
Одна из немногих немых кинолент режиссера уцелевших и сохранившихся до наших дней. Несмотря на трагический сюжет, «Белые нити водопада» являются одним из самых магических и визуально ошеломляющих фильмов Мидзогути. Фильм также во многом выигрывает благодаря бесподобной игре звезды японского кино тех лет Такако Ириэ, которая позже работала с Акирой Куросавой. Ириэ была одной из самых востребованных актрис своего времени в японской киноиндустрии. Такие режиссеры «Золотой эры» кино, как Тому Утида и Минору Мурата боролись за то, чтобы снимать ее в своих фильмах, но в 1933 году Ириэ использовала свою власть и влияние для того чтобы организовать свою собственную кинокомпанию Irie Productions, одну из первых независимых производственных компаний в истории японского кино. «Белые нити водопада» стал первым фильмом этой компании. Несколько блекло на фоне Ириэ выглядит актер Токихико Окада, тоже звезда номер один в те годы в японском кино, это будет его предпоследней работой, ибо он не проживет и года после премьеры этого фильма, скончавшись от туберкулеза в возрасте двадцати девяти лет. Фильм озвучен рассказчиком-бэнси, которые существовали в эпоху немого кино в Японии. Рассказчик, стоя рядом с экраном в зрительном зале (в данном случае за кадром), в театральной традиции не только читал диалоги, но и комментировал происходящее на экране. Сюжет, позаимствованный из романа «Зрелый и мужественный» Кеки Идзуми, стал для выдающегося японского режиссера Кэндзи Мидзогути еще в первый период его творчества лишь поводом для того, чтобы поведать поэтическую любовную историю, в которой своеобразная «музыка изображения» куда важнее всех перипетий. Дар кинематографиста как раз в том и заключается, чтобы по крупицам собирать разлитый повсюду «киноэфир», улавливать его воздушные потоки, чуять зов какого-либо места, чуть ли не просящего своего непременного запечатления на пленке. Это редко когда удается-мимолетно вернуться на родину кино, которая, на самом-то деле, находится везде, где можно поставить камеру и ощутить киногеничность самых обыденных вещей и явлений. Кинематограф ведь не что иное, как обнаружение зримой поэзии всего сущего и передача его тайной красоты в череде сменяющихся кадров.